СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание к презентации: "Использование разноуровневого обучения на уроках английского языка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом текстовом документе Вы можете найти описание к презентации по использованию разноуровневого обучения на уроках английского языка.

Просмотр содержимого документа
«Описание к презентации: "Использование разноуровневого обучения на уроках английского языка".»

«A language is not a subject which

can be taught, it is a subject which must be learnt.

We learn to perform any skill by actually performing it.»

M. West



«Использование разноуровневых заданий на уроках английского языка как одна из форм повышения познавательной активности обучающихся».


Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих личностей с широким кругозором и прочными знаниями. Выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий преподавания. (Слайд 2).

Обучая иностранному языку, мы сталкиваемся с проблемой – ученикам не всегда легко дается овладение новым языком. А это в дальнейшем приводит к утрате познавательного интереса учащихся к учению. Естественно возникают вопросы – как облегчить процесс овладения детьми английским языком? Как сделать учение интересным и продуктивным для учащихся?

На основе своего опыта, я считаю, что успешность процесса обучения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям каждого ученика, или другими словами необходим метод разноуровневого обучения.

Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.

Земскова предлагает следующую характеристику уровней РУО (Слайд 3). 

1. Стартовый (уровень «А», или минимум, государственный стандарт или базовый стандарт): учащийся должен уметь различать и воспринимать информацию;

2. Базовый (уровень «В», основной): учащийся должен уметь различать, понимать и воспроизводить информацию;

3. Продвинутый (уровень «С», творческий, повышенный): учащийся должен уметь выполнять требования двух предыдущих уровней и применять знания в различных ситуациях общения.

Главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки; возможна добровольная дифференцированная посадка учащихся класса по уровням; в случае затруднений каждый получает помощь.

Организовать разноуровневый подход в обучении возможно на любом этапе урока. (Слайд 4).

Использование разноуровневых заданий на практике.
Ниже хочу привести примеры некоторых из имеющихся в моей методической копилке разноуровневых заданий, направленных на развитие различных умений и навыков, а также способствующих повышению познавательной активности учащихся. (Слайд 5).

1. Этап изложения новых знаний, умений.

При объяснении нового материала ставятся проблемные вопросы, чтобы на них отвечали сильные дети, детям с низкой мотивацией можно предложить ответить на вопросы известные из ранее изученного. Дети с высокой мотивацией могут подготовить дополнительный материал в виде сообщений, подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и сами рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.).

При введении новых ЛЕ на уроках английского языка,  можно сделать карточки разных уровней:

переведи  с русского языка на английский язык;

переведи с английского языка на русский;

соедини картинку и слово;

подпиши картинку;

заполни кроссворд, чайнворд;

разгадай ребусы.

Например, применение дифференцированного обучения иностранному языку при изучении грамматического материала Present Simple. Освоение структур с этим временем осуществляется первоначально с опорой на наглядность (наглядное действие, картинка). Учитель задает вопросы. Работают и сильные и слабые обучающиеся.

Сильные помогают своим более слабым товарищам, исправляют сделанные ими ошибки. Успешно осуществляется овладение этим грамматическим материалом с помощью раздаточного материала, карточек. Предлагаются задания трех степеней сложности:

1. Для обучающихся с высокой степенью подготовленности дается задание описать картинку. Обучающийся показывает классу картинку и описывает ее.

2. Менее подготовленные ученики получают задание посмотреть на картинку и ответить на вопросы.

3. Обучающимся с низким уровнем обученности предлагаются карточки с глаголами в Present Simple (Слайд 6). 

В итоге получается, что все работали по одной  же картинке, но в то же время выполняли разные задания. Вывод: отрабатывая таким образом грамматические явления, ученики усваивают их на доступном им уровне.

Работа с текстом – 10 класс. (Слайды 7-9)

2. Этап закрепления и применения знаний и умений.

На этом этапе основой индивидуального и дифференцированного подходов является организация самостоятельной работы. Индивидуальный и дифференцированный подходы осуществляются преимущественно в виде заданий различной степени трудности и характера. Удобно предъявлять их в форме индивидуальных карточек, в форме игры или парного (группового) задания.

Например:

Учащимся раздаются карточки со слогами, из которых они составляют слова по изученной теме, затем составляют словосочетания и предложения с этими словами. Мотивированным учащимся можно задать на дом составить рассказ, загадку с этими словами.

При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей мотивированных можно сразу же предложить выполнить практическое задание. Для детей с низкой мотивацией предлагается работа с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторить основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп - различное.

Если материал сложный, то формируются пары, куда входит один из сильных учеников, и проводится работа в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.

Осуществляется дифференциация и при проведении проектных работ. Используется взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с заданием слабым, проводятся коллективные проекты с различным комплектованием групп.

Мне хочется остановиться на использовании вербальных опор при разноуровневом обучении. Пример: Активизировать имеющиеся знания по теме «Для чего люди изучают английский язык». При обучении монологическому высказыванию по теме использую следующую ассоциограмму (Слайд 10), которую учащиеся составляют, используя лексику по теме и текст.

Сначала провожу беседу по теме в режиме «учитель – ученик» при помощи вербальной опоры.

Закончив этот этап, предлагаю учащимся по цепочке составить предложения по ключевым словам ассоциограммы.

Теперь прошу одного - двух сильных учащихся высказаться по теме пока ещё при помощи ассоциограммы.

Далее учащиеся зарисовывают ассоциограмму в тетрадь.

3.Домашнее задание:

Учащиеся получают домашнее задание: подготовить монологическое высказывание по теме. Обращаю внимание, что если учащийся претендует на оценку "5", то он при ответе не использует ассоциограмму, для своего сообщения находит дополнительную информацию о пользе изучения английского языка, на "4" - пользуется ею 1-2 раза, на "3" может пользоваться постоянно.

Поэтапная работа над устной темой с помощью вербальных опор при обучении монологической речи помогает сильным учащимся свободно высказываться по теме, а слабым учащимся помогает строить высказывания, так как им сложнее установить и запомнить ассоциативные связи слов. Таким образом, осуществляется индивидуальный подход в обучении иноязычной речи.

Эти технология заметно повышает уровень мотивации к изучению иностранного языка, что особенно заметно при работе с учащимися низкого уровня обученности.

При выполнении домашнего задания детей с высокой мотивацией нужно учить работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера, а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Средним и слабым тоже предлагается  выступить, но для подготовки дается литература или указывается источник. Объем материала для изложения регламентируется. Для преодоления пробелов в знаниях детям даются небольшие дополнительные упражнения.



4. Контроль и самоконтроль.

На этапе проверки и оценки знаний и умений, можно использовать тестовые задания, составленные с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Можно использовать перфокарты, задания на подстановку и т.д.

При письменном опросе используются карточки различной степени сложности, тесты разных уровней. Используются для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности.

Устная проверка знаний: первыми вызываются учащихся с низкой мотивацией, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даются задания высокомотивированным учащимся найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). В конце изучения раздела проводятся контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по разным уровням.

Например:

 Контроль навыков аудирования (Слайд 11).

Listen to the interview and

choose the most suitable items to complete the statements below (level A)

say which of these statements are TRUE, FALSE, NOT STATED (level B)

complete the sentences (level C)

Test. SPEAKING «WHAT IS IT LIKE TO BE A TEENAGER» (Слайд 12). 

Разноуровневые задания дают возможность обеспечить как дифференциацию, так и индивидуализацию обучения. Важным аспектом в данном контексте является необходимость создания комплекса заданий по разным видам деятельности на уроках (чтению, аудированию, лексике, грамматике). 

Систематическое использование заданий такого типа имеет множество преимуществ. Они дают учащимся: (Слайд 13):

возможность выбора и осознание собственного прогресса;
возможность для самостоятельной работы;

возможность развития личности каждого ребенка и его индивидуального прогресса в рамках своих собственных способностей;

возможность увеличить работоспособность большинства учеников класса;
возможность поднять уровень заинтересованности и мотивации детей.

Итак, применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей: (Слайд 14) 

Для первой группы (группа «А») 

1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями. 

2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы (группа «В») 

1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 

2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия. 

3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Для третьей группы (группа « С»)

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Выводы:

Ученик - имеет право выбора работать на уроке в удобном темпе, с определенным уровнем сложности. Его учебная деятельность направлена на образование и формирование своей личности. Главный мотив деятельности - учебно-познавательный.

Учитель выступает не как специалист, передающий ученикам новую информацию, а как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывает им необходимую помощь и поддержку.

Задачей учителя является создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.


 Используемая литература (Слайд 15)

1. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы.//Ин. языки в школе. 2002. №2, с.11.

2.Бухаркина М. Ю. Технология разноуровневого обучения// Иностр. языки в школе.-2011.-№3

3.Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностр. языки в школе.-2012.- №2, 3.

4. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка// Иностр. языки в школе.- 2011.- №1.

5. Полат Е. С. Разноуровневое обучение// Иностр. языки в школе.- 2011.- №6, 2012.-№1.

6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.//М.: Народное образование, 1998.

7. Интернет-ресурсы http://gigabaza.ru/doc/100425.html.

8. https://infourok.ru.

9. http://www.pedsovet.

10. http://festival.1september.ru/articles/311756/.





 Thank you for your attention! (Слайд 16)