Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетичного цикла №23
Исследовательская работа по биологии
«Опорно-двигательная система человека и здоровье»
Выполнила:
Морозова Сюзанна Романовна,
ученица 8 класса «А»
Руководитель:
Пахмутова Ольга Анатольевна,
учитель биологии
Допускается к защите:
____________(Ф.И.О._________________________)
«___» __________20__г.
Комсомольск-на-Амуре
2020
Рецензия
на исследовательскую работу
«Опорно-двигательная система человека и здоровье»
ученицы 8А класса Морозовой Сюзанны
Исследовательская работа «Опорно-двигательная система человека и здоровье» выполнена в соответствии со всеми требованиями к оформлению: содержание включает в себя введение, литературный обзор по теме, исследовательскую часть, выводы, список использованной литературы.
В ведение обозначена актуальность темы, выдвинута гипотеза, указана цель исследования и задачи, а так же объект, предмет исследования и методы исследования.
В литературном обзоре Сюзанна дает определение понятию «ОДС», факторы, приводящие к заболеваниям ОДС. В исследовательской части проводит опрос среди учащихся, с целью выявления количества учащихся нарушениям ОДС. В конце работы даются рекомендации, как избежать нарушений ОДС у подростков.
При подготовке работы Морозова Сюзанна продемонстрировала умения анализировать и структурировать материал, работать с несколькими источниками научно-популярной литературы.
Работа может ыть допущена к защите
Учитель биологии: О.А. Пахмутова
Содержание
Введение................................................................................................................3
Глава 1
1.1 Значение опорно-двигательной системы………………………………….4
1.2 Осевой скелет и добавочный скелет………………………………….……5
1.3 Мышечная система и основные группы скелетных мышц…………….…8
1.4 Осанка…………………………………………………………………….….9
Глава 2
2.1 Факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы…10
2.2 Заболевания опорно-двигательной системы и их лечение………………11
2.3 Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы……………13
2.4 Влияние физических упражнений на опорно-двигательную систему…..14
Глава 3
3.1 Исследовательская часть…………………………………………………15
Выводы………………………………………………………………………....15
Список литературы…………………………………………………………....16
Приложение……………………………………………………………..……..17
Введение
Скелет взрослого человека состоит из 206 костей. Они имеют разную форму и размеры — от косточек внутреннего уха, до массивных костей таза. Скелет служит опорой, придает телу форму и защищает жизненно важные внутренние органы.
Мышцы составляют большую часть тела, на них приходятся половина его веса. Сокращение мышечной ткани обеспечивает подвижность многих костей скелета, возможность поддерживать равновесие, работоспособность внутренних органов, включая сердце и сосуды.
Особенности опорно-двигательной системы человека обусловлены вертикальным положением его тела во время движения, прямо хождением и трудовой деятельностью.
Актуальность: Заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиоз) у детей и подростков является распатроненными и относятся к числу сложных и актуальных проблем современности.
Гипотеза: Среди учащихся 8-х классов самое распространённое заболевание ОДС-сколиоз.
Цель: Выявить особенности состава, строения и функций опорно-двигательной системы, для определения мер профилактики заболеваний.
Задачи:
1. Познакомиться с особенностями строения и функций опорно-двигательной системы человека
2. Изучить факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы
3. Разработать комплекс упражнений для выправления осанки.
4. Провести опрос среди одноклассников о заболевании (сколиоз).
Объектом работы являются учащиеся 8 «А» класса.
Предмет: болезнь сколиоз
Методы исследования: анкетирование учащихся
1.1 Значение опорно-двигательной системы
Система органов движения представляет собой совокупность костной, соединительной и мышечной систем. При этом костная и соединительная системы, являясь рычагами движения, составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, в то время как мышечная система, приводящая эти рычаги в движение, составляет его активную часть.
Самая важная и основная функция скелета - опорная. К нему крепятся все ткани организма. Еще одна важная функция - локомоторная, благодаря скелету мы можем передвигаться. Также кости скелета защищают от повреждений многие жизненно важные органы. [Источник №1]
Кость — составная часть скелета. Верхний слой кости составляет так называемое компактное вещество, ниже лежит губчатое вещество. Снаружи кость обволакивается тонкой прочной пленкой надкостницей. Она пронизана нервными окончаниями и сосудами. Именно благодаря ей идет кровоснабжение компактного вещества, а детские кости растут вширь. Лишены надкостницы только суставные поверхности костных концевых утолщений.
Компактное вещество - крепкое, плотное, его основная задача — обеспечить прочность кости, препятствовать ее деформации. Состоит компактное вещество из множества цилиндров, называемых остеонами, сложенных из костных пластинок. В состав пластинок входит белок коллаген, гарантирующий плотность и эластичность кости.
Губчатое вещество - наполняющая внутреннее пространство кости губчатая ткань намного более рыхлая и легкая, чем наружная компактная ткань. Благодаря этому масса кости уменьшается. Особенно развито губчатое вещество в эпифизах — на концах трубчатых костей. В ячейках губчатого вещества содержится костный мозг. (Приложение №1, рис.1) [Источник №3]
Различают 4 вида костей (Приложение №1, рис.1):
Трубчатые - выглядят в форме трубки, внутри которых заполнены красным и желтым костным веществом. Примеры: Локтевая кость, плечевая кость, лучевая кость, бедренная кость, фаланги пальцев.
Губчатые - губчатые кости участвуют в образовании стенок полостей, содержащих внутренние органы.
Внутри губчатых костей располагается губчатое вещество кости, состоящее из костных перекладин.
Костная перекладина - это плотно спрессованные костные пластины.
Примеры: запястья, предплюсна, надколенник.
Плоские - плоские кости образованы двумя пластинами компактного костного вещества, между которыми располагается губчатое вещество. Примеры: тазовые кости, ребра, лопатка.
Смешанные - смешанные кости имеют сложную форму, так как состоят из нескольких частей, которые имеют разные очертания и различное строение. Такие особенности обусловлены различием функции частей этих костей. Примеры: позвонки, ключица, челюсть.
В живом организме в составе кости взрослого человека присутствует около 50% воды, 28% органических и 22% неорганических веществ. Неорганические вещества представлены соединениями кальция, фосфора, магния и других элементов. Органические вещества кости – это коллагеновые волокна, белки (95%), жиры и углеводы (5%). Эти вещества придают костям упругость и эластичность. При увеличении доли неорганических соединений кость становится ломкой и хрупкой. Химический состав костей зависит от возраста (у детей преобладают органические вещества, у стариков – неорганические), общего состояния организма, функциональных нагрузок и прочего. При ряде заболевания состав костей изменяется. (Приложение №1, рис. 2) [Источник №4]
1.2 Общее строение скелета. Осевой скелет и добавочный скелет
Основа, которая позволяет человеческому телу быть единым целым, разделяется на две группы костей. Центральная часть — осевой скелет человека. Его кости служат опорой мягким тканям и защищают внутренние органы. К добавочному скелету относятся верхние и нижние конечности, которые играют важную роль при перемещении человеческого тела.
У человека остов тела состоит из костных сегментов, расположенных по центру туловища и составляющих три группы костных образований. Отделы скелета образованы двумя видами соединительной ткани — хрящевой и костной, а все множество костей связано между собой в единый аппарат при помощи суставов, связок и сухожилий. К костям осевого скелета относятся: череп, грудная клетка, позвоночный столб.
Позвоночник является главной осью скелета, а грудная клетка и череп крепятся к его позвонкам.
В скелете головы выделяют два отдела — мозговой и лицевой, которые отличаются по функциям и развитию.
В них встречаются как парные, так и непарные кости губчатого и смешанного строения. Кроме того, некоторые кости черепа имеют полости, заполненные воздухом. Они имеют прямую связь с полостью носа и обеспечивают работу органов обоняния.
В лицевой отдел входит немало парных костей небольшого размера, связанных с тем, как выглядит лицо человека — наличием глаз, носа, рта, скул и висков. Они составляют вместилище для этих органов. Сюда же относится верхняя челюсть, особенности строения которой позволяют отнести ее к парным. Нижняя челюсть является непарной костью и кроме нее в лицевом отделе есть еще две такие — подъязычная и сошник. Верхняя челюсть состоит из четырех отростков и четырех поверхностей, а нижняя имеет тело и две ветви.
Позвоночный столб составляют 32-33 позвонка, структурное разделение которых имеет пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Между отростками позвонков проходят многочисленные связки, которые обеспечивают структурную целостность позвоночного столба. Межпозвонковые диски придают позвоночнику упругость, подвижность. Позвоночные отверстия в совокупности образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг. (Приложение №1, рис.4)
В шейном отделе всего 7 сегментов. Первый позвонок называется атлант и не имеет тела. Две дуги соединяют его боковые массы, которые сочленяются с черепом через верхнюю суставную поверхность. На втором позвонке есть крупный отросток — зуб, который является осью вращения головы вместе с первым позвонком.
Грудной отдел позвоночника состоит из 12 позвонков. К телам этих позвонков полу подвижно прикреплены рёбра. Грудные позвонки и рёбра, впереди соединённые грудиной, образуют грудную клетку. Только 10 пар рёбер прикрепляются к грудине, остальные 2 свободны.
В поясничном отделе располагается 5 позвонков. На поясничный отдел приходится очень большая масса, поэтому тела поясничных позвонков самые крупные. Остистые отростки направлены прямо назад.
Крестец представляет собой треугольную кость, сросшуюся из пяти сегментов.
Состоит из основания и верхушки, на которой различают дорсальную и вентральную поверхности.
Позвонки копчика недоразвиты, первый сверху снабжен суставными отростками или копчиковыми рогами, остальные — костные тела овальной формы. Их количество — от трех до пяти сегментов.
Из плечевого пояса и костей рук состоит скелет верхних конечностей. Плечевой пояс обеспечивает подвижное соединение скелета свободной верхней конечности с осевым скелетом. Он включает в себя две лопатки и две ключицы.
Скелет руки состоит из плечевой кости, двух костей предплечья (локтевой и лучевой) и костей кисти. В кисти выделяют три части: запястье, пясть, фаланги пальцев. Кости свободной верхней конечности образуют между собой локтевой и лучезапястный суставы.
Рука — орган труда. Кисть может вращаться благодаря способности лучевой кости двигаться вокруг локтевой. Большой палец кисти противопоставлен остальным. (Приложение №1, рис. 5)
Из тазового пояса и костей ног состоит скелет нижних конечностей. Тазовый пояс представляет собой костное кольцо с аппаратом связок. Связки прочно соединяют скелет свободных нижних конечностей с тазом.
Тазовый пояс образован двумя тазовыми костями, соединенными малоподвижным плоским суставом с крестцом. Кости таза толстые и широкие. Массивность тазового пояса пропорциональна массивности костей ног.
Скелет ноги состоит из бедренной кости, двух костей голени и стопы. Стопа, как и кисть, состоит из трех частей: предплюсны, плюсны и фаланг пальцев. В предплюсне самая большая — пяточная кость, на которую приходится основная нагрузка при стоянии и ходьбе.
Кости свободной нижней конечности образуют коленный и голеностопный суставы.
Ноги выполняют функцию опоры и движения. Бедренные кости соединяются с тазом под углом, что обеспечивает им высокую прочность при больших нагрузках. Суставная головка бедренной кости круглая, поэтому движения возможны в любую сторону. Стопа имеет форму свода.
Она опирается на пяточную кость и головки костей плюсны, что обеспечивает амортизацию при движении. (Приложение №1, рис.6)
Соединение костей: Неподвижное соединение костей получило название шва. Прочность шва достигается многочисленными выступами одной кости, входящими в соответствующие углубления другой. Так соединены кости черепа.
Полуподвижное соединение костей осуществляется за счет эластичного хряща. С помощью хрящевых дисков, представляющих собой своеобразную пружинящую прослойку, соединяются тела позвонков. При сокращении мышц хрящевые диски сжимаются и позвонки сближаются, поэтому такие соединения называют полуподвижными.
Подвижное соединение костей обеспечивают суставы. Концы сочленяющихся костей покрыты эластичным хрящом, имеющим гладкую поверхность. Это уменьшает трение между костями и облегчает движение в суставе. Область сочленения костей окружена суставной сумкой из плотной соединительной ткани. Жидкость, находящаяся в полости сустава, уменьшает трение, действуя как смазка. (Приложение №1, рис.7) [Источник №1 и №5]
1.3 Мышечная система. Строение и функции мышц. Основные группы скелетных мышц
Основу скелетной мышцы составляют пучки волокон, образованных поперечнополосатой мышечной тканью. Внутри волокна расположены сократительные нити — миофибриллы. Каждый мышечный пучок покрыт пленкой из соединительной ткани, а вся мышца — общей оболочкой — фасцией. В мышце находятся кровеносные и лимфатические сосуды, нервы. К костям мышцы прикрепляются с помощью прочных сухожилий, образованных плотной волокнистой соединительной тканью.
Стенки внутренних органов (желудка, кишечника, дыхательных путей, кровеносных сосудов), многих желез образованы гладкими мышцами.
Сердечная мышца состоит из коротких переплетенных волокон, способных поддерживать постоянные ритмичные движения.
Скелетные мышцы прикрепляются, как правило, к двум костям. При сокращении мышца укорачивается, становится толще и сближает кости, к которым прикреплена. Затем мышца расслабляется и принимает прежние размеры.
Большинство мышц работают в парах: сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие, вращающие кнаружи и кнутри.
Мышцы, выполняющие функцию движения в одном направлении, называют синергистами, а в противоположном — антагонистами.
После расслабления мышцы мышечная ткань находится в состоянии незначительного напряжения — мышечного тонуса.
В зависимости от расположения и функций в организме человека выделяют следующие основные группы скелетных мышц:
мышцы головы: жевательные и мимические.
Жевательные мышцы приводят в движение нижнюю челюсть. С одной стороны, они прикреплены к костям черепа, а с другой — к нижней челюсти.
Мимические мышцы прикрепляются к костям черепа и коже головы. Сокращаясь, они смещают участки кожи, образуя складки, борозды, ямочки, что меняет выражение лица — формирует мимику. Мимические мышцы участвуют также в артикуляции речи.
Мышцы шеи поддерживают и приводят в движение шею и голову, опускают нижнюю челюсть.
Мышцы спины обеспечивают поддержание вертикального положения тела. Также с их помощью осуществляются движения головы и шеи, лопаток и рук (руки приподнимаются и опускаются), а также рёбер при дыхании.
Мышцы груди осуществляют движение плечевого пояса верхних конечностей. Межреберные мышцы совместно с диафрагмой осуществляют дыхание.
Мышцы живота обеспечивают повороты и наклоны туловища, участвуют в дыхательных движениях. К этой группе мышц относят и диафрагму, которая отделяет грудную и брюшную полости и участвует в дыхательных движениях. Мышцы брюшного пресса также выполняют защитную функцию.
Мышцы поясов конечностей обеспечивают подвижность конечностей в плечевом и тазобедренном суставах.
Мышцы свободных конечностей обеспечивают большую подвижность ног и рук, укрепляют своды стопы. [источник №1]
1.4 Осанка. Первая помощь при травмах и ушибах
Как известно, осанка формируется в процессе роста организма в зависимости от условий быта, учебной и трудовой деятельности, занятий физическими упражнениями и может изменяться на протяжении всей жизни человека.
Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения.
Ведущими факторами, определяющими осанку человека, является положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры, которая во многом определяет правильность физиологических изгибов позвоночника.
Нормальная осанка имеет 5 клинических признаков:
1. Расположение остистых отростков по линии отвеса (вертикаль).
2. Расположение надплечий на одном уровне.
3. Расположение углов обеих лопаток на одном уровне.
4. Равные треугольники талии (справа и слева), образуемые туловищем и свободно опущенными руками.
5. Правильные изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости (глубиной до 5см в поясничном и до 2 см в шейном) [Источник №6]
2.1 Факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы
На развитие опорно-двигательной системы влияют физические нагрузки. При низкой двигательной активности кости становятся тоньше, длиннее и слабее. Форма их изменяется в зависимости от видов физической нагрузки. В раннем возрасте игра на музыкальных инструментах задерживает процесс окостенения фаланг пальцев, что приводит к их удлинению. При длительном стоянии, переносе больших тяжестей, ношении узкой обуви стопа уплощается и развивается плоскостопие.
На развитие мышц оказывают влияние те же факторы: наследственность, гуморальная регуляция, физическая активность. Значение наследственности и деятельности гормонов сходно для всей опорно-двигательной системы. Особую роль в развитии мышц и их работоспособности играют мужские половые гормоны. Иногда люди, занимающиеся культуризмом или бодибилдингом, используют эти гормоны или их синтетические заменители для наращивания мышечной массы.
Подобные препараты относятся к группе запрещенных, потому что оказывают отрицательное влияние на здоровье человека, подавляя деятельность половых желёз.
Для формирования и поддержания сбалансированной мышечной массы необходимо употреблять белковую пищу в достаточных количествах.
Это связано с тем, что мышцы в основном состоят из белков. Источником энергии для работающих мышц являются жиры и углеводы. Сильное влияние на формирование мышц оказывает двигательная активность. При малоподвижном образе жизни уменьшаются работоспособность и масса мышц. Прием алкоголя и табакокурение вредят формированию опорно -двигательной системы. Доказано, что даже после однократного применения алкоголя уменьшается запас углеводов в мышцах, что ведет к снижению работоспособности. При неоднократном употреблении алкоголя ухудшается выносливость. При длительном табакокурении изменяется растяжимость мышц и интенсивные мышечные сокращения сопровождаются болью. [Источник №7]
2.2 Заболевания опорно-двигательной системы и их лечение
Артрит - представляет собой группу суставных заболеваний, которые развиваются в результате инфекционного процесса или в результате нарушения питания, а также аутоиммунных заболеваний.
В одних случаях артрит протекает с небольшими изменениями в суставах, что может нарушить их дальнейшее функционирование, а в других - со значительными изменениями связок, хрящей, суставов, синовиальной оболочки, что может привести к полной его неподвижности.
Лечение артрита заключается в устранении основной причины артрита или лечении заболевания, вызвавшего воспаление суставов. Чаще всего назначают гормональные средства, антибиотики, противовоспалительные, противоаллергические и обезболивающие лекарственные препараты. Параллельно применяют физиотерапевтические методы лечения, лечебную гимнастику и т.д. (Приложение №1, рис.10)
Рахит - исконно считается детской болезнью, которая сопровождается нарушением развития костной ткани. Симптомы заболевания можно наблюдать уже в возрасте 3-4 месяца: ребенок может быть беспокойным, капризничать и иметь плохой сон.
В этот период не происходит особых костных изменений, а вот в период разгара болезни они проявляются в виде остеомаляции грудной клетки и нижних конечностей.
Когда ребенок выздоравливает, эти симптомы исчезают, но те деформации, которые возникли у человека в раннем возрасте, остаются навсегда.
К таким отклонениям от нормального развития относится: нарушение осанки, грудной клетки и костной ткани нижних конечностей.
Лечение рахита производится препаратами витамина D. Для того чтобы осуществлять профилактику рахита, следует правильно питаться, регулярно бывать на свежем воздухе, делать массаж и выполнять гимнастические упражнения. (Приложение №1, рис.11)
Остеохондроз - Это заболевание представляет собой дистрофические нарушения в суставных хрящах. Наиболее распространен остеохондроз позвоночника. В зависимости от места поражения он делится на шейный, грудной и поясничный.
Из-за неполноценного питания хрящевые ткани позвоночника теряют свою эластичность и прочность. Также причиной этого заболевания является
ношение сумок на плече, использования слишком мягких подушек и матрацев. (Приложение №1, рис.12)
Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующая уплощением ее сводов. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все это приводит к неправильному развитию стопы, следствием этого заболевания является быстрое утомление при ходьбе, боли в стопах, коленях, бедрах и пояснице.
При борьбе с плоскостопием необходимо носить специальную обувь. Ортопедическая обувь правильно распределяет нагрузку на стопы и способствует выздоровлению. (Приложение №1, рис.13)
Сколиоз – это отклонение позвоночника от правильного положения. Запущенный сколиоз может стать причиной деформации грудной клетки и таза, а также повлиять на работу внутренних органов – сердца и легких.
Наиболее опасные периоды развития этой болезни – период интенсивного роста человека (6-8 лет и 10-14 лет). Воспалительные заболевания опорно-двигательной системы человека – это остеомиелит и туберкулез костей.
Причиной таких недугов могут быть перенесенные ранее инфекционные заболевания, такие как фурункулез, тиф, гонорея и сифилис. (Приложение №1, рис.14)
Остеомиелит - Эта болезнь, причиной которой является инфекция, вызванная бактериями. Инфекция поражает всю кость и костный мозг.
При хроническом проявлении остеомиелита может развиваться костный склероз и другие деформации.
При этом недуге госпитализация – обязательна. Проводится антибактериальная симптоматическая терапия. (Приложение №1, рис.17)
Туберкулез костей - это специфическая инфекция, вызываемая палочками Коха, протекающая с поражением позвоночника или костей конечностей. Туберкулез разрушает суставы, в результате чего образуются наружные свищи. [Источник №8]
Лечение производится посредством комплексной терапии: ортопедическое лечение, антибактериальная терапия, санаторно-курортное лечение и др.
Опухолевые болезни опорно-двигательной системы человека могут быть доброкачественные и злокачественные. И именно от этого зависит то, как будут эту болезнь лечить. (Приложение №1, рис.18)
2.3 Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы
• Правильное питание. Следите, чтобы в вашем рационе присутствовали все необходимые элементы, витамины, минералы. Если ваше питание небогато кальцием и витамином D, принимайте витаминные комплексы.
• Физическая активность. Физические упражнения в достаточном объеме (не меньше 150 минут в неделю) укрепляют кости и развивают мышцы, что позволяет значительно снизить риск развития заболеваний опорно-двигательной системы и обеспечить достойную мышечную поддержку позвоночнику и костям.
• Отказ от курения. Так как курение приводит к потере костной ткани (остеопороза), этот фактор является чрезвычайно сильным в общем списке причин развития заболеваний.
• Ограничение потребления алкоголя. Чрезмерное употребление алкоголя приводит к снижению всасывания кальция в кишечнике и, следовательно, к развитию остеопороза.
• Контроль веса. Избавьте свою костную систему от избыточного груза лишних килограммов. Главное – делайте это медленно и следите за тем, чтобы количество калорий не снижалось за счет продуктов, богатых кальцием.
• Адекватная физическая нагрузка. Если это возможно, дозируйте физическую нагрузку, достаточно отдыхайте, выделяйте время на реабилитацию.
• Своевременное оказание медицинской помощи при травмах и заболеваниях опорно-двигательной системы. Обязательно доводите лечение травм до конца, полностью следуйте рекомендациям врача. Постарайтесь исключить из своей жизни факторы, которые привели к травме. Относитесь серьезно к лечению заболеваний костей и суставов, выполняйте все предписания лечащего врача, контролируйте выздоровление и принимайте профилактические меры, о которых вы можете справиться у своего врача. [Источник №7]
2.4 Влияние физических упражнений на опорно-двигательную систему
Скелетная мускулатура – главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения.
Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный стол, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков.
Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими упражнениями человека эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного.
Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются, но и становятся более твердыми. Твердость мышц объясняется, с одной стороны, разрастанием
протоплазмы мышечных клеток и межклеточной соединительной ткани, а с другой стороны – состоянием тонуса мышц.
Занятия физическими упражнениями способствуют лучшему питанию и кровоснабжению мышц. Известно, что при физическом напряжении не только расширяется просвет бесчисленных мельчайших сосудов (капилляров), пронизывающих мышцы, но и увеличивается их количество. Так, в мышцах людей, занимающихся физической культурой и спортом, количество капилляров значительно больше, чем у нетренированных, а, следовательно, у них кровообращение в тканях и головном мозге лучше. [Источник №9]
3.1 Исследовательская часть
Для исследовательской работы я выбрала болезнь сколиоз. Анализируя собранный материал, я пришла к выводу, что школьники больше других подвержены болезни "сколиоз", так как большую часть времени, находясь в школе, сидят за партами, а дома за столом, решая домашние задания. Поэтому в своей работе я сначала провела опрос одноклассников на предмет их осведомленности о болезни "сколиоз". Для этого я составила анкету с вопросами на эти темы (Приложение №2) и провела анкетирование.
В анкетировании приняло участие 24 человека.
На вопрос 1) ответили 24 человека — Да, 0 человек — Нет
На вопрос 2) ответили 7 человек — Да, 18 человек — Нет
На вопрос 3) ответили 5 человек — Да, 19 человек — Нет
На вопрос 4) ответили 3 человека — Да, 2 человека — Нет
На вопрос 5) ответили 5 человек — Да, 0 человек — Нет
На вопрос 6) ответили 2 человека — Да, 3 человека — Нет
На вопрос 7) ответили 7 человек — Да, 8 человек — Нет
На вопрос 8) ответили что нужно выполнять упражнения — 10 человек, следит за осанкой — 9 человек, и не знают что нужно делать для исправления осанки 5 человек
По результатам анкетирования установлено:
Узнала, что только 5 человек обращались к врачу-ортопеду. Из 5 человек сколиоз был выявлен только у 3 человек. Только 17 человек из класса хотели бы исправить свою осанку. (Приложение №3)
Заключение
«Движение - кладовая жизни». Это фраза древнегреческого философа Плутарха. Действительно, от движения зависит наше здоровье и наша жизнь. Но чтобы двигаться, нужно с большим вниманием относиться к возможным проблемам в развитии опорно-двигательного аппарата.
В своей работе я рассказала о строении опорно-двигательной системы и функциях, которые она выполняет. Также мною были приведены факторы, влияющие на развитие и формирование опорно-двигательного аппарата. Проведенный мною анализ литературы в целом убеждает меня в необходимости правильного питания и расчета физических нагрузок, чтобы опорно-двигательную система человека была в отличной форме.
Также я не оставила без внимания болезни, которые могут возникнуть при пренебрежении здоровьем опорно-двигательного аппарата, их симптомах, последствиях и способах профилактики.
В практической работе я провела анкетирование учащихся 8«А» класса с целью выявления отношения учащихся болезни «сколиоз».
На основании вышеизложенного материала, считаю поставленную мной гипотезу доказанной, а задачи выполненными.
В заключение хочу сказать, что для соразмерности красоты и здоровья, очень важно уделять время себе и своему здоровью и в первую очередь заниматься физической культурой. Ведь «ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
Список литературы
1. Учебник биологии 8 класс. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко.
2. Studref.com – система органов движения.
(https://studref.com/340408/agropromyshlennost/sistema_organov_dvizheniya)
3. Egevideo.ru – строение, свойства костей и типы их соединений. (https://egevideo.ru/stati/chelovek/stroenie-svoystva-kostey-i-tipy-ikh-soedineniy/)
4. Studopedia.ru – строение и химический состав костей (https://studopedia.ru/4_8932_stroenie-i-himicheskiy-sostav-kostey.html)
5. Наука.Club – осевой скелет человека – состав, строение и функции (https://nauka.club/anatomiya/skelet-cheloveka.html)
6. Clubmango – как проверить осанку (http://www.clubmango.ru/articles/reabilitaciya-i-zdorovje/narushenie-osanki/)
7. Nsportal.ru - Влияние факторов на развитие опорно-двигательного аппарата (https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/01/01/vliyanie-faktorov-na-razvitie-oporno-dvigatelnogo-apparata)
8. Ecopharmacia.ru – болезни, связаные с опорно-двигательной системой (http://www.ecopharmacia.ru/publ/aptechnye_konsultacii/zabolevanija_oporno_dvigatelnogo_apparata/bolezni_kotorye_svjazany_s_oporno_dvigatelnoj_sistemoj/62-1-0-828)
9. Knowledge.allbest.ru – влияние физических упражнений на состояние скелетной мускулатуры (https://knowledge.allbest.ru/sport/2c0a65625b3bd79a4c53a89521216c37_0.html)
Приложение №1
Рисунок 1. Виды костей по форме
Рисунок 2. Химический состав костей
Рисунок 3. Строение скелета человека
Рисунок 4. Позвоночный столб и его отделы
Рисунок 5. Скелет верхней конечности
Рисунок 6. Скелет нижней конечности
Рисунок 7. Типы соединения костей
Рисунок 8. Мышечная система человека
Рисунок 9. Мышечная система человека (2)
Рисунок 10. Артрит
Рисунок 11. Рахит
Рисунок 12. Остеохондроз
Рисунок 13. Степени плоскостопия
Рисунок 14. Сколиоз
Рисунок 15. Остеомиелит
Рисунок 16. Туберкулез костей
Приложение №2
Вопросы анкетирования для оценки знаний одноклассников о болезни «Сколиоз».
1. Знаете ли вы о такой болезни, как сколиоз?
Да Нет
2. Как вы думаете есть ли у вас сколиоз?
Да Нет
3. Обращались ли вы по этой болезни к врачу-ортопеду?
Да Нет
4. Если обращались то, что он вам сказал, есть ли у вас сколиоз или нет?
Да Нет
5. Дал ли вам ортопед рекомендации?
Да Нет
6. Выполняете ли вы данные врачом рекомендации?
Да Нет
7. Хотели бы вы исправить свою осанку?
Да Нет
8. Как вы думаете, что нужно делать для исправления осанки?
Выполнять упражнения Следить за осанкой Не знаю
Приложение №3
Диаграмма №1. Графическая иллюстрация количества ответов на вопросы анкеты № 1,2,3,7
Диаграмма №2. Графическая иллюстрация количества ответов на вопросы анкеты № 4, 5, 6
Диаграмма № 3. Графическая иллюстрация количества ответов на вопрос анкеты № 8
17