Опорный конспект
Методика разработки и применения опорного конспекта впервые предложена педагогом-новатором В. Ф. Шаталовым. Опорный сигнал по Шаталову — это «ассоциативный символ, который заменяет некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «системный набор опорных сигналов, структурно связанных между собой и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».
Опорный конспект может быть представлен в виде наглядной схемы, где отражаются подлежащие усвоению элементы информации, установлены различные связи между ними, а также введены знаки, которые выступают в качестве сигналов, вызывающих в памяти основные явления, понятия или процессы.
В. Ф. Шаталов рекомендует следующие этапы построения опорного конспекта:
Внимательно изучить учебный материал, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
Выделить главные мысли и расположить их в том порядке, в каком они представлены в тексте.
Выполнить черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
Преобразовать эти записи в опорные сигналы в виде отдельных слов, определенных знаков, рисунков, графиков.
Объедините сигналы в блоки.
Особым образом выделить блоки контурами и графически отобразите связи между ними.
Продумать способ кодирование (использование различного шрифта, цвета и т. д.).
Преимущество опорного конспекта заключается в следующем:
освобождает студентов от утомительного механического записывания лекции под диктовку лектора;
у лектора остается больше времени на диалог с аудиторией;
студенты имеют возможность получения большего объема словесной и визуальной информации;
появляется возможность активного участия студентов в процессе обучения через дискуссию и решение заданий опорного конспекта;
позволяет контролировать процесс и качество усвоения студентами нового знания;
использование схем и кодов при построении опорного конспекта позволяет упрощать сложные разделы, понятия, концепции изучаемых дисциплин;
сокращаются затраты времени на изучение материала и увеличивается объем времени на практическую и аналитическую работу;
приучает студентов практически использовать современные технологии интенсификации учебного процесса;
приучает студентов к самостоятельной работе, учит выделять главное, сжимать текст, составлять опорные конспекты по изученным темам
Из существующих форм наглядности на уроках наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные конспекты, алгоритмы, схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую).
Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.
Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.