СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорный конспект

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опорный конспект»

Опорный конспект

Методика разработки и применения опорного конспекта впервые предложена педагогом-новатором В. Ф. Шаталовым. Опорный сигнал по Шаталову — это «ассоциативный символ, который заменяет некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «системный набор опорных сигналов, структурно связанных между собой и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».

Опорный конспект может быть представлен в виде наглядной схемы, где отражаются подлежащие усвоению элементы информации, установлены различные связи между ними, а также введены знаки, которые выступают в качестве сигналов, вызывающих в памяти основные явления, понятия или процессы.

В. Ф. Шаталов рекомендует следующие этапы построения опорного конспекта:

  1. Внимательно изучить учебный материал, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

  2. Выделить главные мысли и расположить их в том порядке, в каком они представлены в тексте.

  3. Выполнить черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

  4. Преобразовать эти записи в опорные сигналы в виде отдельных слов, определенных знаков, рисунков, графиков.

  5. Объедините сигналы в блоки.

  6. Особым образом выделить блоки контурами и графически отобразите связи между ними.

  7. Продумать способ кодирование (использование различного шрифта, цвета и т. д.).

Преимущество опорного конспекта заключается в следующем:

  • освобождает студентов от утомительного механического записывания лекции под диктовку лектора;

  • у лектора остается больше времени на диалог с аудиторией;

  • студенты имеют возможность получения большего объема словесной и визуальной информации;

  • появляется возможность активного участия студентов в процессе обучения через дискуссию и решение заданий опорного конспекта;

  • позволяет контролировать процесс и качество усвоения студентами нового знания;

  • использование схем и кодов при построении опорного конспекта позволяет упрощать сложные разделы, понятия, концепции изучаемых дисциплин;

  • сокращаются затраты времени на изучение материала и увеличивается объем времени на практическую и аналитическую работу;

  • приучает студентов практически использовать современные технологии интенсификации учебного процесса;

  • приучает студентов к самостоятельной работе, учит выделять главное, сжимать текст, составлять опорные конспекты по изученным темам

Из существующих форм наглядности на уроках наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные конспекты, алгоритмы, схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую).

Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.

Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.