СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опросник эмоционального выгорания В.В. Бойко

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Учитель! Вы являетесь профессионалом в сфере взаимодействии с людьми, Вам будет интересно увидеть, в какой степени у Вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте "да" или "нет". Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – педагоги, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Просмотр содержимого документа
«Опросник эмоционального выгорания В.В. Бойко»

Опросник эмоционального выгорания В.В. Бойко



Инструкция:

Проверьте себя. Вы являетесь профессионалом в сфере взаимодействии с людьми, Вам будет интересно увидеть, в какой степени у Вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте "да" или "нет". Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.



    1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

    2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

    3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

    4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

    5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.

    6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

    7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

    8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

    9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

    10. Моя работа притупляет эмоции.

    11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

    12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

    13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

    14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

    15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность

    16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

    17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

    18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

    19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

    20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

    21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

    22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

    23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей

    24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

    25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций

    26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

    27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

    28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

    29. Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

    30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: "не делай людям добра, не получишь зла".

    31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

    32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

    33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

    34. Я очень переживаю за свою работу.

    35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

    36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе, начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

    37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

    38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

    39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе

    40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

    41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

    42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на "хороших" и "плохих"

    43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

    44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

    45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении

    46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

    47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

    48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

    49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

    50. Успехи в работе вдохновляют меня

    51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной)

    52. Я потерял покой из-за работы.

    53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов)

    54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

    55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

    56. Я часто работаю через силу.

    57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

    58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: «не трать нервы, береги здоровье».

    59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством- как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

    60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание

    61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

    62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

    63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив

    64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

    65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

    66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание

    67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

    68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

    69. . Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

    70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

    71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

    72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

    73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

    74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

    75. Моя карьера сложилась удачно.

    76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

    77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

    78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

    79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

    80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

    81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

    82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.

    83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

    84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.



Обработка данных. Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - оказывается в "ключе" рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее доказательный для симптома. В соответствии с "ключом" осуществляются следующие подсчеты 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов "выгорания", 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования "выгорания", 3) находится итоговый показатель синдрома "эмоционального выгорания" - сумма показателей всех 12-ти симптомов.

"НАПРЯЖЕНИЕ"

  1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

  2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3),

  3. "Загнанность в клетку": +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

  4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

"РЕЗИСТЕНЦИЯ"
  1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

  2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10). -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

  3. Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), +31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)

  4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

"ИСТОЩЕНИЕ"

  1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

  2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

  3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

  4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания". Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания". Методика позволяет увидеть ведущие симптомы "выгорания". Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - "напряжение", "резистенция" и "истощение". В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов - фаза не сформировалась; 37-60 баллов - фаза в стадии формирования; 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: какие симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается "истощение"; объяснимо ли "истощение" (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания", или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное "выгорание" не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Опросник «Эмоциональное выгорание»

(В.В. Бойко, сокращенный вариант)

Инструкция:

Вам предлагается ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера знак «+» (да), если не согласны, то знак «-» («нет»).



  1. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

  2. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не своё место).

  3. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.

  4. Моя работа притупляет эмоции.

  5. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

  6. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.

  7. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

  8. Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.

  9. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.

  10. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.

  11. Мне всё труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.

  12. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

  13. Бывают дни, когда моё эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.

  14. Я очень переживаю за свою работу.

  15. Коллегам по работе я уделяю внимания больше, чем получаю от них.

  16. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям

  17. Последнее время меня преследуют неудачи на работе.

  18. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.

  19. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.

  20. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

  21. Успехи в работе вдохновляют меня.

  22. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.

  23. Я часто работаю через силу.

  24. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

  25. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

  26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

  27. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

  28. Обычно я тороплю время: скорее бы рабочий день кончился.

  29. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от отрицательных эмоций.

  30. Моя работа меня очень разочаровала.

  31. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

  32. Моя карьера сложилась удачно.

  33. Если предоставляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.

  34. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.

  35. Моя работа плохо на меня повлияла: обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.

Опросник «Эмоциональное выгорание»

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера знак «+» (да), если не согласны, то знак «-» («нет»).



+/-

УТВЕРЖДЕНИЯ


  1. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.


  1. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не своё место).


  1. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.


  1. Моя работа притупляет эмоции.


  1. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.


  1. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.


  1. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.


  1. Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.


  1. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.


  1. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.


  1. Мне всё труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.


  1. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.


  1. Бывают дни, когда моё эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.


  1. Я очень переживаю за свою работу.


  1. Коллегам по работе я уделяю внимания больше, чем получаю от них.


  1. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям


  1. Последнее время меня преследуют неудачи на работе.


  1. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.


  1. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.


  1. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.


  1. Успехи в работе вдохновляют меня.


  1. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.


  1. Я часто работаю через силу.


  1. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.


  1. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.


  1. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.


  1. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.


  1. Обычно я тороплю время: скорее бы рабочий день кончился.


  1. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от отрицательных эмоций.


  1. Моя работа меня очень разочаровала.


  1. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.


  1. Моя карьера сложилась удачно.


  1. Если предоставляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.


  1. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.


  1. Моя работа плохо на меня повлияла: обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.

Обработка данных. Ниже приводится «ключ» к методике - перечисляются симптомы и соответствующие им номера утверждений (признаков). Знак перед номером означает ответ «да» (+) или «нет» (-) ; в скобках указаны баллы, проставляемые за данный ответ. В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем - сумма по всем симптомам, т.е. его итоговый показатель.

Симптом «Неудовлетворенность собой»:

-1(3), +6 (2), +11 (2), -16(10), -21(5), +26(5), +31(3).

Симптом «Загнанность в клетку»:

+2(10), +7(5), +12(2), +17(2), +22(5), +27(1), -32(5).

Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»:

+3(5), +8(5), +13(2), -18(2), +23(3), +28(3), +33(10).

Симптом «Эмоциональная отстраненность»:

+4(2), +9(3), -14(2), +19(3), +24(5),+29(5), +34(10).

Симптом «Личностная отстраненность (деперсонализация)»:

+5(5), +10(3), +15(3), +20(2), +25(5), +30(2), +35(10).

Выводы: сумма баллов по каждому симптому интерпретируется так:

  • 9 и менее баллов – не сложившийся симптом,

  • 10-15 баллов - складывающийся симптом,

  • 16 и более баллов - сложившийся симптом.

Соответственно сумма баллов по всем симптомам равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания», сумма баллов от 50 до 75 – о начинающемся «выгорании», сумма 80 баллов и выше – об имеющемся «выгорании».



Опросник на «выгорание» MBI



Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек». Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой.



Инструкция:

Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».

Текст опросника:
  1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

  2. После работы я чувствую себя, как « выжатый лимон».

  3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

  4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

  5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

  6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

  7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

  8. Я чувствую угнетенность и апатию.

  9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

  10. В последнее время я стал более «черствым» по отношению к тем, с кем работаю.

  11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

  12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

  13. Моя работа все больше меня разочаровывает

  14. Мне кажется, что я слишком много работаю.

  15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

  16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

  17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

  18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

  19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

  20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

  21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

  22. В последнее время мне кажется, что коллеги, и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.



Обработка результатов.

Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений).

Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов - «никогда», 1 балл - «очень редко», 3 балла - «иногда», 4 балла - «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – « каждый день ».

Ключ к опроснику. Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.
«Эмоциональное истощение» - ответы «да» по пунктам 1,2,3,6*,8,13,14,16,20 (максимальная сумма баллов – 54). * отмечен обратный вопрос, который считается в обратном порядке, т.е. ответ «каждый день» соответствует нулевому значению.
«Деперсонализация» - ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22, (максимальная сумма баллов – 30).

«Редукция личных достижений»- ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов-48).



Интерпретация результатов.

Шкала эмоциональное истощение: низкий уровень (L) 0 – 15 баллов, средний уровень (M) 16 – 24 баллов, высокий уровень (H) 25 и больше.



Шкала деперсонализация: низкий уровень (L) 0 – 5 баллов, средний уровень (M) 6 – 10 баллов, высокий уровень (H) 11 и больше



Шкала редукция личных достижений: низкий уровень (L) 37 и больше, средний уровень (M) 36 – 31 баллов, высокий уровень (H) 30 и меньше.



Фазовая модель выгорания Голембиевского и Мунзенридера:

Шкалы выгорания

Фазы выгорания



1

2

3

4

5

6

7

8



Деперсонализация

L

H

L

H

L

H

L

H

Редукция личных достижений

L

L

H

H

L

L

H

H

Эмоциональное истощение

L

L

L

L

H

H

H

H

Согласно авторам данной модели, в фазе 1 люди обращаются с дру­гими людьми уважительно и тактично; считают, что хорошо выполня­ют свою работу, которую рассматривают как социально значимую; у них имеется достаточно эмоциональных ресурсов для преодоления большинства стрессоров, с которыми они сталкиваются. В фазе 8 мож­но видеть обратную ситуацию: индивиды, переживающие выгорание, дистанцируются от людей и, следовательно, не могут получить конст­руктивную информацию (в том числе в виде обратной связи) и соци­альную поддержку; работа не приносит им психологического возна­граждения (морального удовлетворения). На этой фазе «сгоревшие» работники имеют низкие самооценки персональных достижений и рассматривают свою работу как непривлекательную, также у них на­блюдается дефицит эмоциональных ресурсов для преодоления но­вых стрессов.

Эта модель не предполагает, что развитие выгорания происходит постепенно в порядке движения от одной фазы к другой. Обычным представляется следующий вариант динамики фаз выгорания: 1 -2- 4 - 8. Это объясняется следующим: та из них, что отличается вы­соким уровнем деперсонализации (2), лишает человека важной информации, которая спустя некоторое время может препятствовать или задерживать выполнение задачи (фаза 4). Затем эти два условия совмещаются на таком уровне напряженности, который выходит за пределы возможностей адекватного преодоления и часто называется эмоциональным истощением (фаза 8). В случае острого начала выгорания последовательность фаз выглядит другим образом: 1 - 4, 2 - 4, 3- 8 или 4 - 8.







Опросник «Эмоциональное выгорание» для педагогов

(К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой)


Инструкция:

Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».

Текст опросника:
  1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

  2. К концу рабочего дня я чувствую себя, как «выжатый лимон».

  3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

  4. Я хорошо понимаю каждого моего ученика и нахожу к каждому свой подход.

  5. Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций, и стремлюсь свести общение с ними до минимума.

  6. Во время и после занятий я чувствую себя в приподнятом настроении и эмоционально воодушевленно.

  7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с моими учениками.

  8. Я чувствую угнетенность и апатию.

  9. Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учеников и коллег.

  10. В последнее время я стал более отстраненным и жестким по отношению к тем, с кем работаю.

  11. Как правило, ученики, их родители, администрация школы слишком много требуют от меня или манипулируют мною. Они преследуют только свои интересы.

  12. У меня много профессиональных планов на будущее, и я верю в их осуществление.

  13. Я испытываю эмоциональный спад на работе.

  14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

  15. Я не могу быть участливым ко всем ученикам, особенно недисциплинированным и не желающим учиться.

  16. Мне хочется уединиться от всех и отдохнуть от работы.

  17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими учениками и коллегами.

  18. Я легко общаюсь с учениками и их родителями независимо от их социального положения и поведения.

  19. Я многое успеваю сделать на работе и дома.

  20. Я чувствую себя на пределе возможностей.

  21. Я многого смогу еще достичь в своей жизни.

  22. Бывает, что коллеги, ученики и их родители перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Опросник «Эмоциональное выгорание» для педагогов



_______________________________________________________________________________________________

Пол: М / Ж Педагогический стаж _________ лет

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике.




Никогда

Очень редко

Редко

Иногда

Часто

Очень часто

Еже­дневно

1.

Я чувствую себя эмоционально опустошенной(ым).

0

1

2

3

4

5

6

2.

К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.

0

1

2

3

4

5

6

3.

Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

0

1

2

3

4

5

6

4.

Я хорошо понимаю каждого моего ученика и нахожу к каждому свой подход.

0

1

2

3

4

5

6

5.

Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций, и стремлюсь свести общение с ними до минимума.

0

1

2

3

4

5

6

6.

Во время и после занятий я чувствую себя в приподнятом настроении и эмоционально воодушевленно.

0

1

2

3

4

5

6

7.

Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с моими учениками.

0

1

2

3

4

5

6

8.

Я чувствую угнетенность и апатию.

0

1

2

3

4

5

6

9.

Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учеников и коллег.

0

1

2

3

4

5

6

10.

В последнее время я стал более отстраненным и жестким по отношению к тем, с кем работаю.

0

1

2

3

4

5

6

11.

Как правило, ученики, их родители, администрация школы слишком много требуют от меня или манипулируют мною. Они преследуют только свои интересы.

0

1

2

3

4

5

6

12.

У меня много профессиональных планов на будущее, и я верю в их осуществление.

0

1

2

3

4

5

6

13.

Я испытываю эмоциональный спад на работе.

0

1

2

3

4

5

6

14.

Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

0

1

2

3

4

5

6

15.

Я не могу быть участливой(ым) ко всем ученикам, особенно недисциплинированным и не желающим учиться.

0

1

2

3

4

5

6

16.

Мне хочется уединиться от всех и отдохнуть от работы.

0

1

2

3

4

5

6

17.

Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими учениками и коллегами.

0

1

2

3

4

5

6

18.

Я легко общаюсь с учениками и их родителями независимо от их социального положения и поведения.

0

1

2

3

4

5

6

19.

Я многое успеваю сделать на работе и дома.

0

1

2

3

4

5

6

20.

Я чувствую себя на пределе возможностей.

0

1

2

3

4

5

6

21.

Я многого смогу еще достичь в своей жизни.

0

1

2

3

4

5

6

22.

Бывает, что коллеги, ученики и их родители перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

0

1

2

3

4

5

6

Ключ к тесту "Профессиональное (эмоциональное) выгорание"

Интерпретация, обработка результатов.

В соответствии с общим "ключом" подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания).



Уровни показателей выгорания.

Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
 

Примечание. * отмечен "обратный" вопрос, который считается в обратном порядке.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.

При анализе индивидуальных показателей по шкале "профессиональная эффективность" следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале "персональные достижения" как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале "профессиональная эффективность" часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе.

Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития. Ниже представлены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Показатели выгорания в различных возрастных группах

Показатели выгорания в зависимости от стажа работы








































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!