Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«название вуза»
Реферат по дисциплине
« название»
на тему:
Оптимизация сопряженной деятельности студентов в учебном труде и спортивном совершенствовании
Выполнила:
студентка № курса группы №
название факультета полностью
Фамилия И.О.
Проверил(а):
Фамилия И.О.
Город 2017
Оглавление
Введение 3
Глава I. Роль и место физического воспитания в подготовке бакалавров. 5
Глава II. Роль физического воспитания в повышении работоспособности в учебном процессе. 8
Глава III. Сопряжённая деятельность студентов в учебной деятельности и в спорте для высших достижений. 10
Заключение 13
Литература 15
Введение
В пунктах общей подготовленности выпускников ВУЗов к их профессиональной деятельности наряду с духовной или нравственной, специальной трудовой (теоретической, технологической), психической (умственной, волевой, рефлекторно-эмоциональной) физическая готовность человека занимает соответствующее место.
В наше время физическое здоровье человека предстает как не просто желательное качество, а как необходимое условие профессиональной деятельности специалиста, так как в будущем он должен будет обладать резервом физических и функциональных возможностей для своевременной адаптации к быстро развивающимся условиям производственной и внешней среды, объему, интенсивности труда и так далее.
Физическое здоровье является тем пунктом развития человека, его двигательных навыков, который позволяет более полноценно реализовать его творческие способности. Тем более, очень часто физическая подготовка человека определяет выбор будущей профессии. Поэтому, чтобы сохранять баланс нагрузок как учебных, так и физических, необходимо оптимизация этих видов деятельности.
Актуальность работы состоит в том, что необходимо вовремя переосмыслить роль физического воспитания в жизни современного человека, студента, так как в настоящий момент критерии физического состояния человека входят в перечень требований для устройства на работу.
Задачи данной работы следующие:
-рассмотреть понятие физического воспитания;
-определить его роль и место для бакалавра;
-изучить роль физического воспитания в регуляции работоспособности студента в учебном процессе;
-выяснить наиболее оптимальное соотношение умственных и физических нагрузок студента для более высоких достижений.
Цель этого реферата – это раскрытие абсолютного места физического воспитания в учебном процессе студента.
Глава I. Роль и место физического воспитания в подготовке бакалавров.
В настоящее время большинство современных предприятий и учреждений приветствует наличие обязательной хорошей физической формы специалистов. Это необходимое условие при трудоустройстве. Конечно, первое, чего ожидает работодатель, – это демонстрация высоких профессиональных качеств. Помимо этого слабое здоровье бакалавра (специалиста) потенциально неэкономично для финансового состояния предприятий и учреждений. Такой факт относится к сотрудникам, которые страдают разными заболеваниями, вследствии чего тяжело переносят профессиональные (умственные, физические, психологические) нагрузки. Напротив, специалист, который обладает хорошей физической формой имеет лучшую работоспособность, следовательно, его труд более эффективен.
В связи с новыми условиями набора персонала, компании не ограничены в выборе сотрудников. Работодатели руководствуются в таких случаях идеями экономической выгоды. Так как потеря больших сумм на оплату больничных листов, дорогого лечения сотрудников, стрессовые ситуации вынуждают работодателя увольнять таких сотрудников.
Аргументы выше хоть и не предрекают неудачную профессиональную карьеру молодым специалистам (бакалаврам) со слабым здоровьем, физическими недостатками, но позволяют задуматься на местом физического воспитания в своей жизни, в период обучения в ВУЗе. Человек, который ведет здоровый образ жизни, будет в состоянии выполнять любые профессиональные обязанности, которые возлагаются на него работодателем в рамках профессии.
Рассуждая о профессиональной деятельности выпускников высшей школы, прежде всего, служащих, которые занимаются в основном интенсивной интеллектуальной деятельностью, сопровождающейся небольшой подвижностью, чаще всего приводит к значительной психической напряженности и усталости. Образование, которое получают выпускники ВУЗов, предполагает именно таковую организационную форму их трудовой деятельности. В результате чего этот характер труда выпускника высшей школы приводит к перегруженности одних функциональных систем организма и незадейственности других. Это неблагоприятно сказывается на общей дееспособности бакалавра.
Активные движения и физические нагрузки благоприятно сказываются на успехах в умственном труде студентов и других возрастных групп.
Занятия физической культурой являются профилактикой разных заболеваний и в первую очередь гипертонии и ишемической болезни сердца. Такого мнения придерживается Ю.Д. Железняк. Эти заболевания требуют длительного лечения. Но оно не всегда ведет к выздоровлению. Больший эффект дает их профилактика.
Во время занятий физическими упражнениями повышается работоспособность. Факт этому – возрастающая способность человека выполнять большую работу за определенный промежуток времени. С нарастанием работоспособности в состоянии мышечного покоя уменьшается частота сердечных сокращений. Человек начинает больше работать, но при этом меньше устает. Отдых и прежде всего сон используется организмом полностью[1].
Таким образом, очевидно, что физическое воспитание несет огромную роль для здоровья и общего состояния бакалавра. Занимаясь физическим воспитанием, человек приобретает возможность реально рассчитывать свои силы, физические и умственные нагрузки.
Физическое состояние человека, его здоровый вид сейчас приобретает все большое значение, так как настоящее время становится просто необходимым иметь хорошее здоровье, быть хорошо физически подготовленным для того, чтобы обеспечить нормальную рождаемость будущего поколения и его физическое состояние [5].
В сфере профессионального применения бакалавров чаще всего нет физических нагрузок, которые требовали бы больших затрат физической силы. Но для того, чтобы быть всегда в хорошей физической форме необходимо заниматься физическим воспитанием.
По мнению Э.Б. Кайновой, увеличение работоспособности улучшает качество работы, так как, если человеку не страшны никакие нагрузки, он сделает свою работу с приложением максимальных усилий [2].
Все перечисленные факторы и причины, по которым предприятиям, организациям и учреждениям требуются физически подготовленные и здоровые работники, и определяют значение и роль физической культуры в профессиональной деятельности людей.
Глава II. Роль физического воспитания в повышении работоспособности в учебном процессе.
В предыдущей главе была немного затронута тема о роли физического воспитания в работоспособности человека. Сейчас рассмотрим ее более полно.
Учебный процесс в наше время построен таким образом, что его организационная форма подразумевает большую нагрузку на одни физиологические системы организма больше, чем на другие. Так, чаще всего, перегружена интеллектуальная деятельность (напряжение возрастает на анализаторные, синтетические и другие системы организма), в то время как остальные физиологические системы - кровеносная, опорно-двигательная остаются в недостаточности работы. Это ведет к различного рода заболеваниям, переутомлению, следовательно, к понижению работоспособности.
Работоспособность — это свойство человека выполнять определенную деятельность в рамках конкретных временных лимитов и параметров эффективности. Она отражает как возможности биологической природы человека, выступает показателем его дееспособности, так и показывает его социальную сущность, представая показателем успешности овладения требованиями некой конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности. Также для успеха в деятельности большое значение имеют свойства личности, такие как: сообразительность, добросовестность и др. С другой стороны, основу работоспособности составляет и совокупность специальных качеств, которые необходимы в определенной деятельности[6].
Занятия физическим воспитанием по-разному оказывают воздействие на работоспособность. С одной стороны, различные игровые формы предъявляют повышенные требования к психике. Это обусловлено повышенным функционированием эмоционально-психических механизмов. Следствием таких занятий окажется снижение умственной активности. С другой стороны, непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки стимулируют учебную деятельность. Наилучший эффект достигается тогда, когда содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно.
Следует отметить, что только систематическое использование разнообразных средств физического воспитания создает объективные условия для оптимального проявления умственной работоспособности.
Физическое воспитание бакалавров включает в себя следующие основные направления: общее подготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, лечебное.
Общее подготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовку бакалавров и
поддержание ее на уровне требований государственной программы физического воспитания.
Профессионально-прикладное направление способствует использованию средств физического воспитания в
системе научной организации труда, а также при подготовке к работе по избранной специальности с учетом ее особенностей[6].
Глава III. Сопряжённая деятельность студентов в учебной деятельности и в спорте для высших достижений.
Обучение в ВУЗе связано с огромным объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Известно, что динамика умственной работоспособности, а также сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего времени обучения в ВУЗе зависят от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью.
Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные аспекты вопроса:
1. Занятия физическими упражнениями должны включать в первой половине каждого семестра семьдесят-семьдесят пять процентов упражнений, которые направлены на развитие скоростных способностей, качеств и скоростной выносливости. Во второй половине каждого семестра примерно семьдесят-семьдесят пять процентов применяемых средств нужно применять для воспитания силы, общей и силовой выносливости.
2. На занятиях физического воспитания, которые проводятся первой парой, целесообразно использовать нагрузки небольшой или средней интенсивности. Такие занятия позволят сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку.
3. Проведение занятий физического воспитания два раза в неделю с нетренированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели, следовательно, необходимо учитывать уровень физической подготовленности при планировании физических нагрузок, чтобы не привести к снижению умственной активности[6].
Занятия различными видами спорта по-разному оказывают воздействие на умственную работоспособность. Наилучший эффект достигается тогда, когда содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно.
В период экзаменационной сессии занятия желательно проводить не более двух раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до шестидесяти – семидесяти процентов от обычного уровня. Целесообразно использовать упражнения циклического характера (плавание, лыжи, бег)[6].
В рамках учебной недели с целью обеспечения устойчивой умственной работоспособности рекомендуется специальная исходно-ориентировочная схема планирования занятий по физическому воспитанию.
Необходимо помнить о разноплановой систематичной подготовке студентов в рамках разных средств по физическому воспитанию.
В практике физического воспитания определенной части студентов довольно часто возникает проблема: как сочетать успешное выполнение обязанностей по учебе и повышение спортивного мастерства?
Вторая задача требует пяти-шести учебно-тренировочных занятий в неделю, а иногда и двух в день[4]. Известно, что проведение нескольких занятий в день резко ограничивает возможности студентов-спортсменов в учебной деятельности, особенно если оба занятия были значительны по объему. В то же время проведение до начала учебы небольшой, кратковременной интенсивной тренировки в сочетании с вечерними объемными занятиями позволяло им успешнее учиться. При пяти занятиях в неделю целесообразно варьировать объем тренировочных занятий, исходя из следующего их соотношения в процентах: понедельник – сто, вторник – семьдесят-семьдесят пять процентов, среда – сто тридцать – сто сорок, четверг – отдых, пятница – сто тридцать – сто сорок, суббота –сто-сто десять. Такой подход позволяет, с одной стороны, учитывать недельную периодику работоспособности, с другой – обеспечивает лучшую адаптацию организма к тренировочным воздействиям. Для повышения спортивного потенциала студенты могут выделять в неделю до восемнадцати часов на тренировочные занятия. Если в каникулы объем тренировочной работы достигает стопроцентный, то в период экзаменов его необходимо снижать до пятидесяти процентов, во время зачетов до шестидесяти пяти-семидесяти. На протяжении семестра он составляет семьдесят пять-восемьдесят процентов.
При систематических занятиях различными видами спорта воспитываются определенные психические качества, отражающие объективные условия спортивной деятельности. Игровые виды спорта, а также виды, связанные с единоборством, при прочих равных условиях предъявляют более высокие требования к психике, чем плавание, велосипед, гребля. Это обусловлено быстрой сменой тактических ситуаций, необходимостью их мгновенной оценки и организации соответствующих действий, осуществляемых в условиях дефицита времени[4].
Заключение
Таким образом, в данной работе было раскрыто значение физического воспитания для студента, пояснены требования, которые предъявляются работодателями к бакалаврам по поводу их физического состояния. Также раскрыта сущность оптимизации сопряженной деятельности студентов в учебном труде и физическом воспитании, роль физического воспитания в умственной работоспособности студента.
Физическое воспитание и спорт имеют очень большое значение для любого человека, в том числе и студента, какой бы деятельностью не занимался. Выражается это в способности физического воспитания приносить большую пользу здоровью человека, укреплять его физическое состояние, повышать работоспособность и оказывать профилактику против неблагоприятных воздействий на организм.
Для бакалавров физическое воспитание играет не меньшую роль, так как в настоящее время работодатели желают видеть в своих организациях не только высококвалифицированного работника, но также здорового работника, в отличной физической форме, который мог бы легко справляться с любыми трудностями.
Кроме физического воспитания и спорта существуют и разные дополнительные средства, которые хорошо повышают работоспособность труда. К их числу относятся: мячи, гантели, гимнастические стенки, различные тренажеры, применение последних может сопровождаться музыкой и видео-уроками. То есть использовать можно различного рода спортивный инвентарь. Такие средства также помогают работнику улучшить своё физическое состояние. Необходимо помнить, что в настоящий момент люди сталкиваются с значительными физическими и умственными нагрузками, поэтому для поддержания эффективности труда и укрепления их здоровья необходима система специальных физических упражнений, спортивных мероприятий, которые направленны на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности.
Как для всех людей, так особенно и для студентов, необходимо правильно сочетать умственные и физические нагрузки, избегать тем самым проблем, для того чтобы стать высококлассным специалистом.
Литература
Железняк Ю.Д. Профессионализм, образование и здоровый образ жизни / Ю.Д. Железняк // Университетская книга. - 2006.
Кайнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта / Э. Б. Кайнова. - М: Форум. -2009.
Соловьев Г.М. Концептуальный подход в обеспечении качества образования по физической культуре / Г.М. Соловьев // Педагогическое образование и наука. - 2008..
Физическая культура : теорет. курс: учеб. пособие: в 2-хч. / под ред. Г. А. Федоровой. Ч. 1.
Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: Гардарики, 2007.
Физическая культура и спорт: учеб. пособие: в 2-хч. / под ред. Т. П. Киреева. Ч.2.