СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Опыт применения групповой формы работы на уроках математики». Выступление на городской научно- практической конференции педагогических работников по теме: «Актуальные направления и тенденции модернизации муниципальной системы образования города Троицка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Опыт применения групповой формы работы на уроках математики». Выступление на городской научно- практической конференции педагогических работников по теме: «Актуальные направления и тенденции модернизации муниципальной системы образования города Троицка»»

Выступление на городской научно- практической конференции педагогических работников по теме: «Актуальные направления и тенденции модернизации муниципальной системы образования города Троицка» по теме: «Опыт применения групповой формы работы на уроках математики»

Князева Екатерина Александровна,

учитель начальных классов


На современном этапе развития общества одними из важнейших качеств личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, «…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» письмо Департамента государственной политики в образовании МинОбрН р.ф. от 13.03.2009 г.

Одной из форм работы в рамках классно-урочной системы является групповая форма организации коллективной познавательной деятельности обучающихся. Данная форма работы изучалась в трудах В.В. Давыдова (2003), В.В. Гузеева (2002 г.), Г.М. Коджаспировой (2000 г.), И.В. Перепелицы (2003 г.), Г.К. Селевко (1998 г.) и других. По результатам психолого-педагогических исследований было выяснено, что использование групповой формы работы позволяет учителю добиться развития у обучающихся способности творчески мыслить, адекватной самооценки, ответственности, способности к сотрудничеству, интереса и желания учиться, а ученикам менять свою статусную роль, увеличивать речевую активность и развивать самостоятельность. Именно это и заинтересовало меня в использовании групповой формы в собственной педагогической деятельности.

Так, на уроках математики в 1-4 классах я использую работу в малых группах. Такая форма работы позволяет мне помочь обучающимся осознать общую цель деятельности; необходимость целесообразного распределения обязанностей внутри группы, взаимную зависимость и контроль, т.е. овладеть компетенциями составляющими основу умения учиться.

Работа в малых группах особенно удобна на уроках закрепления материала. При подготовки урока, продумываю состав групп, он непостоянный (от 3 до 7 человек), подбирается с учетом максимальной эффективности реализации учебных возможностей каждого члена группы в зависимости от содержания работы. Перед работой обучающиеся получают инструктаж или алгоритм последовательности. Каждый получает индивидуальное задание, выполнение которого позволяет прийти к общему результату. Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого ученика.

Так, например индивидуальное задание может быть следующим: решить примеры, выстроить цифровые ряды в определенном порядке, подобрать буквенные аналоги, сделать схематический рисунок. К примеру, группового результата можно отнести: составление предложений, дорисовка недостающей фигуры, через закономерность, составление обратной задачи по таблице, рисование геометрических фигур обладающих общим признаком. После выполнения задания, происходит обсуждение результатов работы со всеми учениками, т.к. задания у групп аналогичные.

Работа в группах способствует развитию личностных качеств и способностей обучающихся, а занимательность заданий создает заинтересованность, рождает чувство ожидания, а от степени заинтересованности зависят не только внимание на уроке, но и критичность ума и творческий подъем учащихся. Здесь я отмечаю такую цепочку связей: занимательность любознательность интерес к предмету, что в свою очередь рождает: 1) потребность в глубоком овладении знаниями и 2) ведет к раскрытию потенциальных задатков и творческих способностей.

На мой взгляд, при использовании групповой формы работы происходит увеличение учебного актива класса, основное ядро которого составляют хорошо успевающие по предмету ученики, проявляющие желание помочь одноклассникам в учении. При этом помогающий ученик конкретизирует и закрепляет знания именно при объяснении однокласснику. Групповая работа помогает мне организовать процесс обучения, при котором ученики активно общаются друг с другом, и успех каждого является залогом успеха остальных.

Участвуя в такой форме работы, учащиеся учатся ставить перед собой цель, выбирать оптимальные пути ее достижения; осмысливать учебный материал, аргументировано строить свой ответ, а также осмысливать результаты своих действий, т.е. приобретают метапредметные умения, навыки и способы деятельности.

С психологической точки зрения групповая форма работы помогает формированию положительной Я – Концепции (я способен, я умею, я значу) учеников, сплачивает их, способствует успеху, в учебной деятельности по всем предметам, закрепляет положительные проявления личности обучающихся.