СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы Использование технологии развития критического мышления в экологическом воспитании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель моей работы: не только познакомить с технологией критического мышления, её структурой, приёмами и применением данной технологии как средства для развития мыслительной деятельности  детей, но и показать как применение ТРКМ способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы Использование технологии развития критического мышления в экологическом воспитании»

Опыт работы

Использование технологии развития критического мышления в экологическом воспитании


В «Государственном образовательном стандарте начального общего образования на 2015-2017 гг.», утвержденном приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.15 г. №324в разделе I ( 1.7) отмечено: «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход». В разделе III записано, какие требования устанавливает стандарт к результатам обучающихся :«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным; метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; предметным”.

Это требует от учителя переосмысления приоритетов в своей образовательной деятельности.

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение. Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников получать знания. Одним из таких способов обучения является технология развития критического мышления.

Для реализации основных положений ГОС НОО мною выбрана тема по самообразованию: «Использование технологии развития критического мышления в экологическом воспитании».

Цель моей работы: не только познакомить с технологией критического мышления, её структурой, приёмами и применением данной технологии как средства для развития мыслительной деятельности детей, но и показать как применение ТРКМ способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Технология РЧКМП (criticalthinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стилл, К.Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (Reading and Writing for Critical Thinking )–(ЧПКМ). В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э.И.Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результат

Почему меня заинтересовала данная технология?

1. Критическое мышление - мышление самостоятельное. Каждый ученик сам формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, «трудно думать с пустой головой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. ТКМЧП учит своих учеников воспринимать самые сложные понятия и удерживать в памяти самые разнообразные сведения. Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у старшеклассников, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний.

3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить.

  1. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.

  2. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.

Эта тема для меня не нова. Использовать элементы технологии «Развитие критического мышления »на уроках русского языка и чтения в начальной школе начала в 2005 году. Разработала и провела ряд уроков критического мышления по чтению (В Осеева «Сыновья», П Бондарчук «Горькая малина», С Баруздин «Кляксы»и др) .К 90 -летию В. А. Сухомлинского в журнале «Початкове навчання та виховання» (№26 (174) 2008 г ) был опубликован разработанный мною урок критического мышления «Зеленая кастрюля». Тема развития критического мышления у обучающихся актуальна сегодня как никогда. Это обусловлено требованиями ГОС НОО к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Одним из направлений работы нашей школы является работа по экологическому воспитанию обучающихся. Я выбрала тему Использование технологии развития критического мышления в экологическом воспитании» потому, что эта технология ориентирована на воспитание у обучающихся социальной ответственности, весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности — необходимые условия для формирования гражданских взглядов.

Применяя технологию развития критического мышления, я всегда ставила перед собой задачу научить школьников:

-выделять причинно-следственные связи;

- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

-отвергать ненужную или неверную информацию;

-понимать, как различные части информации связаны между собой;

-выделять ошибки в рассуждениях;

-избегать категоричности в утверждениях;

быть честным в своих рассуждениях;

-отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Меня заинтересовала основа ТРКМ – трехфазная структура урока. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов: стадии «Вызова», «Осмысления» и «Рефлексии». На первом этапе «Вызов» решаются следующие задачи: актуализация и анализ имеющихся знаний учащихся по данной теме; пробуждение интереса к изучаемому материалу, активизация обучаемого; структурирование последующего процесса изучения материала. Задачами второго этапа «Осмысление» являются активное восприятие и осмысление материала; соотнесение новой информации с собственными знаниями. На третьем этапе «Рефлексия» решаются задачи: выражение новых идей и информации собственными словами; целостное осмысление и получение информации.

Для решения этих задач я применяю следующие приемы ТРКМ :

  • Мозговой штурм

  • Верные, неверные высказывания

  • Таблица ЗХУ

  • Корзина идей

  • Верите ли вы, что …?

  • Инсерт

  • Джигсоу

  • Кластер

  • Эссе

  • Синквейн

  • Шесть шляп и другие

  • Диаграмма Вена

  • Сетка Авермана

  • Горячий стул

  • Бортовой журнал

  • Оценочное окно

  • Творческий метод «Шесть шляп» и другие

Часто применяю прием «Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. Приведенный прием позволяет обобщать все ответы учащихся и подвести их к выводу по теме урока. На уроке окружающего мира по теме «Разнообразие природы. Ценность природы для людей» обучающимся предлагается дать ответ на вопрос: «Что вы знаете о природе?» Ответы разнообразны и как итог: «Человек должен охранять природу». Некоторые темы уроков уже непосредственно направлены на формирование экологического поведения учащихся в природе. (Например: «Природа в опасности»).В ходе урока разрозненные в сознании ребенка факты связываются в логические цепочки.

Любимым приемом стал прием « Джигсоу».

  • Для этого я объединяю обучающихся в постоянные группы (количество учащихся в группе зависит от количества заданий). У каждого ученика свой номер.

  • Каждый вопрос изучается определенной экспертной группой, которая формируется по одинаковым номерам (цветным карточкам).

  • Работая в экспертных группах, обучающиеся изучают свой вопрос, готовятся донести его смысл своим товарищам в постоянной группе.

  • Итак, каждый ребенок изучает свой вопрос, но при помощи товарищей (экспертов по другим вопросам) усваивает весь материал в целом.

  • Далее эксперты возвращаются в постоянные группы; происходит взаимообучение .

  • Затем проверяется усвоения материала в целом (вопросы ставятся всему классу, проверяется, что они узнали и чему их научили. ( Урок «Окружающий мир», 3класс. «Cвойства воды»).

Очень интересен прием «Кластер» В центре записывается слово, вокруг которого располагаются слова, связанные с темой урока. Дается воля воображению, дети стараются построить как можно больше связей. Этот прием применяю на разных этапах урока. (Урок на тему: «Разнообразие животных» («Окружающий мир»,3класс).

Не менее интересна работа по заполнению таблицы «ЗХУ» (Знаю. Хочу знать. Узнал) На уроке окружающего мира в 3 классе, изучая тему «Разнообразие растений», обучающиеся начинают заполнять таблицу на стадии «Вызов», отмечают, что знают о растениях. На стадии «Осмысление» отмечают, что хотят узнать о растениях. На стадии «Рефлексия» подводят итог о растениях: «Нужно охранять растения, заботиться о них. Охранять растения - значит любить природу, нашу землю, свой край». Данный прием позволяет каждому ребенку выйти на собственное целееполагание, выделить значимые именно для него понятия.

На стадии «Рефлексия» применяю прием «Бортовой журнал» и «Горячий стул». «Бортовой журнал» – это фиксация информации с помощью ключевых слов, графических форм, кратких предложений, вопросов. При изучении темы «Что такое почва?» («Окружающий мир»,3класс) в первой колонке бортового журнала обучающиеся отмечают, что известно по теме, а во второй фиксируют, что узнали нового. Итог: « Необходимо охранять почву от разрушений». Так, выслушав разные точки зрения по изучаемой проблеме, обучающиеся приходят к правильному выводу об охране почвы.

При изучении темы « Берегите воду» (Окружающий мир», 3класс) применяю прием «Оценочное окно». Обучающимся задаю вопрос: « Как человек каждый день должен беречь воду?» Дети выбирают ответ в соответствии со своими знаниями: все понятно либо надо почитать дополнительно, необходима консультация.

Применяя прием «Горячий стул», каждая из групп продумывает вопросы и задаёт обучающемуся, сидящему в данный момент на «горячем стуле». Так проверяется усвоение изучаемого материала .

Отдельно я хочу остановиться на творческом методе «Шесть шляп», который требует основательной предварительной подготовки учителя. Какова история возникновения метода с таким необычным ярким названием? Существует легенда, согласно которой, автор этого метода – Эдвард де Боно, будучи в детстве очень скромным мальчиком, не обладавшим особо крепким здоровьем и силой, всегда сильно переживал и расстраивался от того, что никто из сверстников не воспринимал его всерьез, его товарищи по играм не обращали никакого внимания на все его идеи и игнорировали его. Юный Эдвард мечтал сделать так, чтобы любое мнение имело право на существование и никогда не вызывало ожесточенных споров. Позже, будучи взрослым, Эдварду удалось разработать такую методику, при которой любую проблему или идею подвергают всестороннему рассмотрению. Технология «Шесть шляп» (различные типы мышления) – это методика, предполагающая выполнить по одному мыслительному действию за один раз. Имеется шесть разноцветных шляп, каждая из которых символизирует определённый тип мышления. Каждый цвет рассматривается в отдельности, чтобы можно было с максимальной выгодой использовать его преимущества. Затем цвета соединяются, и получается наиболее полное, всестороннее мышление. ( Урок на тему: Разнообразие животных»,3класс)

Результатами Т РКМ являются:

-развитие мышления, творческих способностей;

-развитие уверенности и понимания своих мнений и идей;

активное участие в учебном процессе;

-умение с уважением выслушивать различные мнения.

На мой взгляд, основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

1.Оценка (Где ошибка?)

2.Диагноз (В чем причина?)

3.Самоконтроль (Каковы недостатки?)

4.Критика (Согласны ли вы?) Опровергните).

5.Прогноз (Постройте прогноз) .

На основе данных показателей я провела анкету «Критичность мышления». Анализ показывает, что по всем показателям наблюдается рост. По результатам анкетирования « Карты интересов» обучающимся на уроках окружающего мира нравится больше всего: объяснение учителя-100%,познать, новое-85% ,интересная подача информации (использование различных приемов ТРКМ)-73%, общение на уроке-90%, необычные творческие задания на уроке-74%, будут тратить время на поиск дополнительного материала для выполнения творческого задания по теме урока-59%, нравится решать проблемные вопросы на уроке-67%.

Однако, есть затруднения, которые я испытывала при проведении уроков критического мышления:

-реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно-урочной системы очень сложно. (Считаю, что лучше урок сдваивать, если есть такая возможность);

-не все дети способны работать с большим объемом информации;

-техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно смогут работать;

-сложность в подборе материала;

-большие временные и материальные затраты;

Но несмотря на затруднения, хочу отметить преимущества ТРКМ :

Технология ТРКМ предлагает для выбора целый веер стратегий, приёмов и методов, но этот перечень не закрыт, и учитель вполне может использовать те приёмы, к которым он привык, которые он считает наиболее эффективными. Технология развития критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению, в противоположность авторитаризму, предполагает личностную вовлеченность обучающегося в процесс учения: обучающийся в нём инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его любознательность поощряется. Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности — необходимые условия для формирования гражданских взглядов.

Вывод:

В заключении я хочу сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы ТРКМ. Используя некоторые методы и приемы этой технологии, я смогла добиться следующих результатов:

1) Изменила отношение детей к учёбе.

2) Изменила у обучающихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом.

3) Мотивирую обучающихся к дальнейшей деятельности.

4) Создаю атмосферу доверия, сотрудничества.

Применение технологии развития критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий:

1)личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения);

2)метапредметных (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза);

3)предметных (новые знания по конкретному предмету).

Технология критического мышления позволяет реализовать основные концепции нового Государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Информационные источники:

1.Государственный образовательный стандарт начального общего образования (опубликован 19.08.2015г).

2.Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (№55- IHC от 19.06.2015)

3. 1.Гузеев В.В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления.// Педагогические технологии.- 2006,№2.-с.16-22

4. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. // Директор школы,-2007,№3,-с.47-68

5.Левина И.Г. Формирование когнитивных навыков учащихся на уроке в режиме применения технологии развития критического мышления.// Управление начальной школой.-2006,№3.- с.5-12



«____» _____________ 20 ___г. С.И. Момотова







Белая шляпа — шляпа информации.

Надев эту шляпу, мы должны полностью исключить любые эмоции. Нам нужны только голые цифры и беспристрастная информация. Только факты, и ничего кроме фактов. Представьте себе, что Вы — компьютер без чувств и эмоциональных переживаний.



- Какая тема презентации?

- Какие новые знания получили?

- Какие приемы используются для развития критического мышления?















Жёлтая шляпа — шляпа позитива.

Мысленно надев жёлтую шляпу, Вы превращаетесь в оптимиста, который видит только положительные стороны рассматриваемой идеи. Ищем и обязательно обосновываем только достоинства и преимущества идеи или решения.





- Какие положительные стороны вы отметили в рассматриваемом вопросе?

















Чёрная шляпа — шляпа негатива.

Чёрная шляпа превращает Вас в пессимиста. Ищем недостатки, осуждаем и предостерегаем. Эта шляпа очень полезна, она позволяет нам избавиться от «розовых очков», указывает на «подводные камни», предостерегает от поспешных выводов, остужает наш пыл и возвращает нас с небес на землю.



- Что негативного вы видите в применении ТРКМ?















Зелёная шляпа — шляпа креативности.

Это шляпа творческого мышления, поиска интересных альтернатив, предложения изменений и внесения провокационных идей. Ищем новые подходы к старым проблемам, предлагаем новаторские, неожиданные и свежие пути решения проблем. Вашим лейтмотивом должна стать мысль: «А что, если сделать так, как никто ещё до нас этого не делал?»



- Какие возникли идеи после презентации?















Красная шляпа — шляпа эмоций.

Наконец-то можно выплеснуть весь спектр эмоций, который вызывает у Вас то, или иное решение. Это шляпа раскрывает всю полноту Ваших чувств: страх, радость, угроза, удивление… Сюда же относится и интуиция. Эмоции не требуют обоснований. Просто скажите, нравится Вам это решение или нет, а почему или зачем объяснять не нужно.





- В каком настроении вы пребывали во время презентации?

- Что вызвало удивление?

- Что понравилось?















Синяя шляпа — шляпа процесса.

Эта шляпа нужна не для непосредственного решения проблемы, а для организации самого процесса мышления. В ней удобно намечать стратегию решения проблем или выработки идей,  либо подводить итоги, обобщать достигнутые результаты.



- Что полезного для дальнейшей работы вы приобрели в ходе презентации?

- Можете ли вы сказать, что тема презентации важна для вас?

- В каких ситуациях вы можете использовать приобретенный опыт?