СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОПЫТ РАБОТЫ. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ И ЭССЕ НА ТЕМУ УЧИТЕЛЬСКОГО ТРУДА

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДАННАЯ РАБОТА МОЖЕТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИНТЕРЕС ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЗНАЕТ, С ЧЕГО НАЧАТЬИЛИ ЧЕМ ЗАКОНЧИТЬ ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ. 

Просмотр содержимого документа
«ОПЫТ РАБОТЫ. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ И ЭССЕ НА ТЕМУ УЧИТЕЛЬСКОГО ТРУДА»


Вечный труд учителя

 Если бы не было учителя,

То не было, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне, наверное,

Если бы не было учителя,

Неоткрытыми бы остались

Берега Америки

**************************************

Удачи вам, сельские и городские, уважаемые учителя!

Добрые, злые и никакие – капитаны на мостике корабля.

Удачи вам, дебютанты и асы. Удачи!

Особенно по утрам, когда вы входите в школьные классы,

Одни — как в клетку, другие — как в храм.

Роберт Рождественский

Стремительно ворвалось человечество в ХХІвек. И в это время уже иначе воспринимается школа, учитель. Почему никто не обращает внимание на кропотливую работу учителя, не ценит ее? Как вернуть престиж учительского труда?

Я - Учитель и это определяет всю мою суть и всю мою жизнь. Это совсем другое измерение времени - учебными годами, семестрам, уроками, перерывами, - и так уже девятнадцатый год ... Это время, наполненное ежедневной кропотливой работой, потому что ты соприкасаешься с самым ценным – человеческими душами. Учитель помогает учиться тому, кто пришел в храм Науки. Своей компетентностью и осведомленностью ты зажигаешь огоньки интереса и желания познать что-то новое.

Школа - странная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг - это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик - это строитель будущего, а значит все жители этой страны отвечают за будущее. Где все время надо торопиться: стать интересным для окружающих тебя, оставаться интересным всегда, дарить тем, кто рядом с тобой, свою энергию, знания, умения, узнавать новое, не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые добрые, самые интересные и удивительные люди. И называют их учителями.

Но, чтобы зажечь, нужно гореть самому: загораясь, зажигать и одновременно самому сиять. Существует простая истина: чтобы быть настоящим учителем, нужно любить то, чему учишь, и тех, кого учишь. Их надо знать. Уважать и доверять. Беречь «соборы детских душ».

Учитель помогает своим воспитанникам, наставляет, поддерживает в минуты тревоги и отчаяния, выпускает в большой мир.

Каждый учитель ищет сегодня такие тропы к душам детей, чтобы завоевать у них доверие и вызвать интерес к самому простому процессу овладения знаниями и воспитания в себе лучших человеческих качеств.

Вот уже который год я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня я понимаю, что нужно ещё многое сделать. Нужно узнать новое в педагогике, необходимо осваивать новые программы, продолжить изучение возможностей новой техники, читать энциклопедии, справочники... В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время и понимаю, что учительский труд очень ценный, хлопотный, изнурительный. Но профессия учителя вечная, ее никто не сможет заменить. Ведь именно учитель сеет то первое зернышко знаний у ребенка, который в будущем станет Человеком.

Вслед за Лесей Украинкой хочется пожелать: «Пусть же приветливыми и теплыми лучами Божья искра горит ...» Учителя и Ученика.

Я - Учитель и я этим горжусь. И хотя работать приходится в нелегких условиях, меня не покидает желание совершенствоваться, повышать свое педагогическое мастерство, во имя высокой цели - обучения и воспитания Человека.

Ни на минуту не оставляет мысль: ты - образец, образец поведения, образа жизни, отношения к обычным явлениям. Ты находишь в каждом воспитаннике что-то хорошее, проектируешь и развиваешь его, дотягиваешь его к идеалу. Веришь в этот идеал и они верят тебе. Ты - Учитель.

Самое главное - не сойти с выбранной дороги, которою ты пробираешься со своими учениками сквозь тьму невежества и незнания. И он обязательно наступит - солнечный, радостный, яркий Рассвет ...

Ибо имя твое - Учитель, а труд твой вечен ....



























Формирование самообразовательной компетентности одарённого ученика

Недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе со стороны протекания во времени. Единое для всех время на овладение программой, единая для всех длительность урока, единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не обучающихся, слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе. 
Учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность обучающихся, и результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования. 

Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности обучающегося основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.

Исследователи развития современного образования Б. М. Бим-Бад, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. А. Караковский, М. М. Поташник и др. справедливо полагают, что перед школой, перед педагогами сейчас встала проблема воспитания цельной нравственной личности, находящейся в согласии с миром и с собой. Тем более что зависимость самого существования жизни на Земле от разума человека становится всё очевиднее.

Особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

В одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет им погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию.

Приоритетным направлением, по моему мнению, при работе с одарёнными детьми является использование исследовательского метода. В процессе применения исследовательской (проблемно-поисковой) технологии проводить кардинальные изменения педагогической парадигмы – отношений учителя и ученика в учебном процессе, стиле поведения педагога, таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует.

Достижение планируемых результатов с одарёнными детьми предполагает решение мною следующих задач:

  • создание условий для успешного формирования учебно-познавательных компетенций;

  • развитие способностей обучающегося посредством введения элементов образовательных инновационных технологий;

  • применение педагогических приемов формирования общеучебных умений и навыков;

  • развитие у обучающихся умения осуществлять контроль и самоконтроль, корректировать допущенные ошибки;

  • формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию

  • ( помочь каждому школьнику не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и научиться работать самостоятельно).

Традиционной формой обучения для школы является урок. Вспомогательную функцию выполняют формы внеурочной деятельности: конкурсы, олимпиады, творческие мастерские. Я как организатор образовательного процесса использую новые формы учебной работы: проектные, исследовательские и дискуссионные.

Основной формой обучения является личностно-развивающий урок. Во внеурочной деятельности мною применяются методы и приёмы, обладающие наибольшим развивающим потенциалом.

Считаю, что в методике преподавания важно рассматривать в единстве методы организации учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический; частично-поисковый, исследовательский); методы стимулирования учебной деятельности, методы контроля и самоконтроля. Часто методические приёмы, характерные для разных предметов, позволяют мне формировать учебно-познавательные компетенции одарённых детей.

Активно использую в работе с одарёнными детьми приём кластеров. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

В работе над кластерами учу соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не закончится время или идеи не иссякнут.

Украинский язык

3. Постараться построить как можно больше связей.

4. Не следовать по заранее определенному плану.

Таким образом, включение в структуру урока продуктивных заданий стало для меня одним из основных условий формирования у талантливых школьников учебно–познавательных компетенций. При этом внимание направлено на размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей, выдвижение новых целей, планирование, нешаблонный анализ, сравнение, контроль и оценка.

Большое значение для формирования познавательной самостоятельности имеют методы стимулирования учебной деятельности. Я предлагаю детям самим придумать задания, так как опыт показывает, что при єтом они иногда выполняют задания механически, не сознавая достаточно глубоко, какому закону они подчиняются. Здесь возможна работа в группе, в парах. Самое оригинальное, необычное задание выполняется с интересом.

Для формирования учебно-познавательной компетенции использую и другие виды учебной деятельности. Часть уроков и внеклассных мероприятий проходят в форме творческой мастерской. Обучающийся выступает с позиции «Я - исследователь». Задачи: развитие внимания, наблюдательности, воображения; формирование исследовательских навыков.

Алгоритм проведения творческой мастерской:

1. Мотивационный этап.

2. Поисково-творческий этап (подразумевает «погружение» школьника в новую тему, выполнение цепочки заданий, позволяющих увидеть то, на что не обращал внимания раньше, получить новые знания; оформление новых знаний в словосочетания или предложения, подключая воображение).

3. Рефлексия (сначала на уровне впечатлений, чувств, затем – понимания ценности полученных знаний).

Ход урока /фрагмент/

1. Организационный момент.

2. Индукция (наведение)

- Ребята, вы любите постигать “тайны” волшебных превращений?

Тогда я вас приглашаю в нашу творческую мастерскую.

- Скажите, у вас дома есть копилки?

А что вы в них копите?

Сегодня нашими копилками на уроке будут … ваши тетради и мы должны их … наполнить как вы думаете – чем? (Словами и мыслями) А в конце урока ,используя содержание своей копилки, вы напишите небольшие тексты.

- Итак, нам предстоит опустить в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы найти его, ответьте на вопрос.

Запись на доске:

Ты слышал? Кто-то тихо к нам пришел,

Прокрался в сад и след … оставил,

В узор оград туманов свет оправил …

- Ваши ассоциации, предположения. Кто же это?

Возможно вам помогут иллюстрации ( они лежат на партах ).

Появляется запись на доске:

(Чародейка, волшебница, колдунья, искусница Зима, фея, Снежная королева)

- Какое из этих слов больше ассоциируется с волшебством? (…)

- Итак, тема нашей мастерской “Фея Зимы”.

Вспомните, кто такие феи?

Чем они занимаются?

Задание: Попробуйте написать определение слова “фея”.

Феи – это молодые волшебницы, которые творят сами добрые дела или мешают колдунам строить козни.

Академический словарь русского языка т. 4, с. 560, даёт такое определение: фея – в западноевропейской мифологии, волшебница.

Задание: Распространите слова – ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания. (искусная чародейка, добрая волшебница, искусница льда, очаровательная колдунья, злая фея)

По данной проблеме мною разработана серия материалов :

  • Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка, который предоставляет возможность организовать работу с такими детьми;

  • Урок жизнетворчества по теме «Григір Тютюнник «Климко» (украинская литература 7 класс)

  • Созданы дидактические игры к темам «Літературні казки» (украинская литература 5 класс), «У країні звуків» (украинский язык 5 класс)

  • Урок развития речи «Написання твору на основі прочитаного тексту» (украинский язык 10 клас)

  • Здоровьесохраняющий компонент на уроках с АМО «Земля, повітря, вогонь і вода»

  • Урок по работе с текстами по структуре АУР «Микола Хвильовий «Я (Романтика)» (украинская литература 11 класс)

Анализируя педагогический опыт, прихожу к выводу, что совместная деятельность учителя и обучающегося способствует формированию учебно-познавательных компетенций школьников, готовит к успешной деятельности. А создание развивающей среды в образовательном процессе является одним из основных условий формирования у одаренных школьников учебно-познавательных компетенций.



































Формування самоосвітньої компетентності обдарованого учня

Недоліком традиційної системи навчання є стандартизація багатьох моментів навчання в школі з боку протікання в часі. Єдине для всіх- час на оволодіння програмою, єдина для всіх тривалість уроку, єдині теми уроку, обумовлені індивідуальністю вчителя, але не учныв, слабка орієнтованість школи на формування і розвиток індивідуальності учня, слабкий облік і розвиток його різноманітних здібностей та інтересів тягне за собою ряд негативних явищ у навчальній роботі.

Навчання не за здібностями, пасивність і безпорадність школярів, і результат усього цього - випадковий вибір професії та шляхів продовження освіти.

Сучасна освіта в якості своєї пріоритетної мети ставить визнання особистості учня основним суб'єктом освіти. Така постановка мети актуальна, коли йдеться про обдарованих дітей, що представляють собою особливу цінність для суспільства.

Дослідники розвитку сучасної освіти Б. М. Бім-Бад, Б. С. Гершунский, В. І. Загвязінський, В. А. Караковський, М. М. Поташник та ін. справедливо вважають, що перед школою, перед педагогами зараз постала проблема виховання цільної моральної особистості, що знаходиться у згоді зі світом і з собою.

Особливе значення для сучасної школи набувають питання навчання, розвитку та виховання обдарованих дітей. Сьогодні ця проблема безпосередньо пов'язана з новими умовами та вимогами швидко мінливого світу, що народив ідею організації цілеспрямованої освіти людей, що мають яскраво виражені здібності в тій чи іншій сфері діяльності.

В обдарованих дітей особливо проявляється потреба в дослідницькій і пошуковій активності, яка дозволяє їм зануритися у творчий процес самонавчання і виховує в них потяг до знань, прагнення до відкриттів, до досягнень у галузі мистецтва або спорту, до активної розумової праці і самопізнання.

       Пріоритетним напрямком, на мою думку, при роботі з обдарованими дітьми є використання дослідницького методу. У процесі застосування дослідницької (проблемно-пошукової) технології проводити кардинальні зміни педагогічної парадигми – стосунків учителя і учня в навчальному процесі, стилі поведінки педагога, таким чином, щоб мала місце ситуація, в якій учень вчиться сам, а вчитель здійснює всебічне управління його вченням, тобто мотивує, організовує, координує, консультує.

        Досягнення планованих результатів з обдарованими дітьми припускає вирішення мною наступних завдань:

 створення умов для успішного формування навчально-пізнавальних компетенцій;

 розвиток здібностей учня за допомогою введення елементів освітніх інноваційних технологій;

 застосування педагогічних прийомів формування загальнонавчальних умінь і навичок;

 розвиток в учнів уміння здійснювати контроль і самоконтроль, коригувати допущені помилки;

 формування готовності до самоосвіти і самовиховання (допомогти кожному школяреві не тільки оволодіти знаннями, вміннями та навичками, а й навчитися працювати самостійно).

             Традиційною формою навчання для школи є урок. Допоміжну функцію виконують форми позаурочної діяльності: конкурси, олімпіади, творчі майстерні. Я як організатор освітнього процесу використовую нові форми навчальної роботи: проектні, дослідницькі та дискусійні.

       Основною формою навчання є особистісно-розвиваючий урок. У позаурочній діяльності мною застосовуються методи і прийоми, що мають найбільший розвиваючий потенціал.

       Вважаю, що в методиці викладання важливо розглядати в єдності методи організації навчально-пізнавальної діяльності (словесний, наочний, практичний; частково-пошуковий, дослідницький); методи стимулювання навчальної діяльності, методи контролю та самоконтролю. Часто методичні прийоми, характерні для різних предметів, дозволяють мені формувати навчально-пізнавальні компетенції обдарованих дітей.

       Активно використовую в роботі з обдарованими дітьми прийом кластерів. Кластер є відображенням нелінійної форми мислення. Іноді такий спосіб називають «наочним мозковим штурмом».

       У роботі над кластерами вчу дотримуватися таких правил:

1. Не боятися записувати все, що приходить на розум. Дати волю уяві та інтуїції.

2. Продовжувати роботу, поки не закінчиться час або ідеї не вичерпаються.

3. Постаратися побудувати якомога більше зв'язків.

4. Не слідувати за заздалегідь визначеним планом.     



Таким чином, включення в структуру уроку продуктивних завдань стало для мене одним з основних умов формування у талановитих школярів навчально-пізнавальних компетенцій. При цьому увага спрямована на роздум, усвідомлення причинно-наслідкових залежностей і зв'язків, висування нових цілей, планування, нешаблонний аналіз, порівняння, контроль і оцінка.

Велике значення для формування пізнавальної самостійності мають методи стимулювання навчальної діяльності. Я пропоную дітям самим придумати завдання, бо досвід показує, що при цьому вони іноді виконують завдання механічно, не усвідомлюючи досить глибоко, яким законам вони підкоряються. Тут можлива робота в групі, в парах. Оригінальне, незвичайне завдання виконується з інтересом.

Для формування навчально-пізнавальної компетенції використовую і інші види навчальної діяльності. Частина уроків і позакласних заходів проходять у формі творчої майстерні. Учень виступає з позиції «Я - дослідник». Завдання: розвиток уваги, спостережливості, уяви; формування дослідницьких навичок.

Алгоритм проведення творчої майстерні:

1. Мотиваційний етап.

2. Пошуково-творчий етап (передбачає «занурення» школяра в нову тему, виконання ланцюжка завдань, що дозволяють побачити те, на що не звертав уваги раніше, отримати нові знання; оформлення нових знань у словосполучення чи речення, підключаючи уяву).

3. Рефлексія (спочатку на рівні вражень, почуттів, потім - розуміння цінності отриманих знань).

Хід уроку / фрагмент /

1. Організаційний момент.

2. Індукція (наведення)

- діти , ви любите осягати "таємниці" чарівних перетворень?

Тоді я вас запрошую в нашу творчу майстерню.

- Скажіть, у вас вдома є скарбнички?

А що ви в них збираєте?

 Сьогодні нашими скарбничками на уроці будуть ... ваші зошити і ми повинні їх ... наповнити як ви думаєте - чим? (Словами і думками) А в кінці уроку, використовуючи зміст своєї скарбнички, ви напишіть невеликі твори.

- Отже, нам належить опустити в скарбничку перше слово, яке буде темою нашої майстерні. А щоб знайти його, дайте відповідь на питання.

Запис на дошці:

Ти чув? Хтось тихо до нас прийшов,

Прокрався в сад і слід ... залишив,

У візерунок огорож в туманів світло оправив ...

- Ваші асоціації, припущення. Хто ж це?

Можливо вам допоможуть ілюстрації (вони лежать на партах).

З'являється запис на дошці:

(Чародійка, чарівниця, чаклунка, майстриня Зима, фея, Снігова королева)

- Який з цих слів більше асоціюється з чарами? (...)

- Отже, тема нашої майстерні "Фея Зими".

Згадайте, хто такі феї?

Чим вони займаються?

Завдання: Спробуйте написати визначення слова "фея".

Феї - це молоді чарівниці, які творять самі добрі справи чи заважають чаклунам робити підступи.

Академічний словник дає таке визначення: фея - в західноєвропейській міфології, чарівниця.

Завдання: Доповніть слова - асоціації визначеннями або іншими словами, щоб вийшли словосполучення. (майстерна чародійка, добра чарівниця, майстриня льоду, чарівна чаклунка, зла фея)

По даній проблемі мною розроблена серія матеріалів:

 Індивідуальний освітній маршрут обдарованої дитини, який надає можливість організувати роботу з такими дітьми;

 Урок життєтворчості за темою «Григір Тютюнник« Климко »(українська література 7 клас)

 Урок розвитку мовлення «Написання твору на Основі прочитаного тексту» (українська мова 10 клас)

 Урок по роботі з текстами за структурою АУР (актуалізація-усвідомлення-рефлексія) «Микола Хвильовий« Я (Романтика) »(українська література 11 клас)

Аналізуючи педагогічний досвід, приходжу до висновку, що спільна діяльність вчителя і учня сприяє формуванню навчально-пізнавальних компетенцій школярів, готує до успішної діяльності. А створення розвивального середовища в освітньому процесі є одним з основних умов формування в обдарованих школярів навчально-пізнавальних компетенцій.