СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по познавательному развитию "Проект "Кладовая Земли"- Полезные ископаемые Амурской области"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы "Проект "Кладовая Земли"-Полезные ископаемые Амурской области"

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по познавательному развитию "Проект "Кладовая Земли"- Полезные ископаемые Амурской области"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 11 «БЕЛОСНЕЖКА» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ













Опыт работы по познавательному развитию

«Проект «Кладовая Земли» –

полезные ископаемые Амурской области»

Возрастная группа: дети 6 – 7 лет

















Автор: Баленко Юлия Рамильевна, воспитатель МДОБУ ДС № 11 г. Тында.




г. Тында, 2020


Проект по познавательному развитию «Кладовая Земли» – полезные ископаемые Амурской области» рассчитан на детей подготовительной к школе группы (6 – 7лет).

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой – 20 детей.

По характеру контактов: осуществляется в контакте внутри группы, в контакте с семьёй.

По продолжительности: краткосрочный – 3 месяца.

Заявитель: дети подготовительной к школе группы.

По характеру участия детей в проекте: исполнители, участники от зарождения идеи до получения результата.

Тематическое направление: исследование полезных ископаемых Амурской области.

Образовательная область: познавательное развитие.

Длительность работы над опытом:

Система работа по исследованию полезных ископаемых Амурской области детей старшего дошкольного возраста длилась с января 2020 года по март 2020 года.

Актуальность:

Играя с детьми в сюжетно-ролевую игру «Ювелирный магазин», при реализации основ финансовой грамотности, затронула тему добычи драгоценных и полудрагоценных камней в Амурской области. Дети с удивлением узнали, что в нашем регионе добывают золото, полудрагоценные и поделочные камни. Им стало интересно, как и какие полезные ископаемые ещё добывают в Амурской области. Такая постановка вопроса заинтересовала и меня.

Живя в регионе богатом полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах.

Была выявлена проблема: традиционно больше внимания уделяется растениям и животным своего края, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.

Цель проекта: сформировать у детей представления о полезных ископаемых Амурской области, их роли в жизни человека.

Задачи проекта:

Для детей:

Обучающие:

  • Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением (Амурская область), со способами добычи (песок, торф, полудрагоценные известняки, и поделочные камни, бурый уголь, золото).               

  • Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.

Развивающие:

  • Развивать способности к поисковой деятельности:

  • определять задачи, исходя из поставленной проблемы;

  • планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.

  • Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.

  • Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.

Воспитательные:

  • Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.  

  • Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).                                                                              

  • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.

Для родителей:

  • Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;

  • Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

Ожидаемый результат:

Для детей:

1. Приобретение детьми знаний о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.                                             
2. Формирование знаний о свойствах и качествах, способах добычи полезных ископаемых Амурской области, о пользе их  в природе и жизни человека.
3.Формирование  познавательного  интереса к окружающему миру, к познавательно-исследовательской деятельности, развитие навыков  наблюдения и экспериментирования. 

4.Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с другом.  
 Для родителей:

  • Создание  благоприятных условий для развития детей ив семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду.

  • Развитие совместного творчества  родителей и детей.

Тема полезных ископаемых родного края рассматривается в основном в школьном возраста, региональный компонент в большинстве своём, как уже выше было изложено, реализуется через исследование растительного и животного мира Амурской области, а освещение горнодобывающей промышленности практически не изучается в дошкольном возрасте.

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что тема по изучению полезных ископаемых Амурской области становится очень актуальной.

Актуальность же проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.

Новизна проекта заключается в знакомстве с естественными науками – геологией, географией, физикой. Применение знаний не ограничивается дикой природой: наши города, различные памятники построены из горных пород, и натренированный глаз заметит мрамор, гранит, кирпич.

Для решения поставленных задач использовала комплекс методов и приёмов:

  • Изучение научно-методической литературы по теме;

  • беседы, обсуждения, дискуссии;

  • наблюдение;

  • диагностирование сформированности познавательных процессов;

Работа по решению задач строилась по следующим принципам:

  • от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

  • принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

  • принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Работу по изучению полезных ископаемых нашего региона для детей старшего дошкольного возраста разделила на несколько этапов:

1 этап – организационный - (январь 2020):

  • Изучение научно-методической литературы по теме.

Детская энциклопедия: «Горы и минералы», «Геология полезных ископаемых», «Экспериментальная деятельность», энциклопедия «Почемучка».

  • Оценка знаний детей до реализации проекта.

Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней познавательного развития мною был разработан опросник «Что мы знаем о полезных ископаемых?» (приложении № 1).

Опросник состоял из 7 вопросов.

Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы.

По мере успешности ответов на задания, определялся уровень знаний о полезных ископаемых.

В таблице представлены результаты диагностики старших дошкольников на организационном этапе:

Высокий уровень знаний о наименовании места проживания, полезных ископаемых своего края никто не показал – 0%.

У 40% средний уровень – имелись представления о полезных ископаемых, но дети не всегда могли объяснить их применение; имеющиеся знания нечеткие, поверхностные.

И 60% детей имели низкий уровень - дети не могли объяснить смысла, не проявляли интереса.


  • Подборка материала, информации, оборудования, изготовление игр («Лото полезных ископаемых», «Собери пазлы», «Убери лишнее», атрибутов;

  • Пополнение уголка экспериментирования (глина, песок, уголь; оборудование: лупы, воронки, колбы, микроскоп);

  • Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала

  • создание медиатеки;

  • Составление плана работы по изучению полезных ископаемых Амурской области для детей старшего дошкольного возраста через опыты и эксперименты, раскопки;

  • Создание развивающей среды по теме, через организованную образовательную деятельность, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, эксперименты, раскопки.

2 этап – основной - (январь 2020 – март 2020)

Целью данного этапа являлось формирование знаний у детей о полезных ископаемых и их свойствах через экспериментально - исследовательскую деятельность.

  • Проект реализовывался через:

  • проведение организованной образовательной деятельности («Что мы знаем о природных ископаемых», «Как человек использует природные ископаемые?», «Спор полезных ископаемых»).

  • просмотр мультфильмов: « В гостях у гномов»(Союзмультфильм, 1975г.), «Путешествие с Хрюшей» Полезные ископаемые», «Шишкина школа. Природоведение. Полезные ископаемые», «Про полезные ископаемые» (документальные фильмы для детей, о происхождении полезных ископаемых).


  • чтение художественной литературы: (Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами», Н.Н. Бажов «Самоцветы», «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка».)

  • проведение сюжетно-ролевых игр: («Мы-Геологи», «Нефтяники», «Раскопки».)

  • дидактических игр: (Подбери камушек», «Что для чего?», «Ящик ощущений», «Вспомни сказку», «Камень, ножницы, бумага»)

Большое внимание было уделено, как уже говорилось выше, опытам и экспериментам по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых: «Песочная страна», «Соль на проволоке», «Удивительные камни», «Тонет-не тонет?».

В самом начале знакомства с ископаемыми мы изучали не только ископаемые Амурской области, но и природные ресурсы России, особенности их образования: «Извержение вулкана  - образование горных пород», «Камни, которые подарило море», «Можно ли менять форму камня и глины», «Сравнение песка, глины и камней».

Также были проведены серии опытов: "Выращивание кристаллов соли»,

«Камни бывают разные», «Почему камни бывают разноцветными», «Погружение предметов в мокрый и сухой песок»,

В рамках проекта была проведена работа и в уголке природы: «Волшебство цветов», «Выращивание лука нетрадиционным способом» …

В работу по данной теме были включены и родители (Изготовление тематических альбомов, пополнение коллекции камней).

Также данный опыт был освещён перед профессиональной аудиторией педагогов – на педагогическом совете, выложен в видеохостинге, инстаграме.

      1. этап – заключительный - (март 2020)

На заключительном этапе подводились итоги работы для решения обозначенной проблемы, диагностика.

Цель: Выявление результативной работы у детей дошкольного возраста

Для оценки результативности проведенной работы по изучению полезных ископаемых детьми, в конце марта 2020г. был снова проведен опрос. В обследовании на конец периода приняли участие 20 детей, было выявлено, что 75% детей имеют средний уровень знаний о полезных ископаемых , дети имеют представление о полезных ископаемых, но не могут объяснить их применения, 25 % имеют высокий уровень знаний о полезных ископаемых и их предназначении, дети смогли с легкостью ответить на представленные вопросы.





Сравнительный анализ сформированности у группы детей в конце реализации проекта

Анализ полученных данных свидетельствует о динамике развития уровня знаний детей о полезных ископаемых: высокий уровень повысился на 25% по сравнению с началом реализации проекта, также на 35 % повысился средний уровень, низкий уровень составил 0%. Т.е. 100 % детей повысили свои представления о полезных ископаемых своего края, их свойствах, способах добычи и применения в промышленности.

Совместным результатом работы с детьми и их родителями является создание краеведческого мини-музея «Кладовая земли», создание альбомов «Полезные ископаемые Амурской области», Создание лукбука «Полезные ископаемые».

Выводы

Работа над проектом помогла познакомить детей с разнообразием полезных ископаемых, с особенностями природы России, оказала большое влияние на формирование нравственных чувств у дошкольников, способствовала формированию активного словаря, гармоничному развитию личности и бережному отношению к природным богатствам.

В процессе знакомства с полезными ископаемыми шло приобщение детей к исследовательской деятельности, опытам и экспериментам, формированию у детей любознательности, интереса. У детей расширились знания об окружающей природе и ее охране, о труде людей, воспитанники научились работать с информационными источниками, вести наблюдения, что способствовало познавательному развитию.

Данный проект развивает научный стиль мышления, учит заботиться об окружающем мире. Подводит новое поколение к видению и решению экологических проблем, приобщению детей к культурным ценностям своего края.

Список литературы

1.Авдонин, В. В. Геология полезных ископаемых / В.В. Авдонин, В.И. Старостин. - М.: Академия, 2015. - 384 c.

2.Алексеенко, В. А. Геохимические методы поисков месторождений полезных ископаемых. Учебник / В.А. Алексеенко. - Москва: Мир2015. - 360 c. 3.Архипов, Ю.В. Геология СССР. Том XVIII. Якутская АССР. Полезные ископаемые / Ю.В. Архипов. - Москва: Огни2016. - 416  4. Верижников А.В. Золотое дно. В золотых приютах Амурского края. - СПб, 1915 5. .«География природных ресурсов и природопользования Амурской области». По общ. Ред. А.В. Чуба – Благовещенск: Изд-во «Зея», 2003. – 216с: ил. 6.Ивашинников Ю.К. Физическая география Дальнего Востока России. Владивосток: ДВГУ,1999. 7.Интернет сайт: http://geoman.ru/ 8. Романова И.П., Уракова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира 1992. 9.Максаковский В.П. Географическая картина мира: В 2 кн. Кн.1: Общая характеристика мира. – М.: Дрофа,2003. – 496с.: ил., карт. 10.Романова И.П., Уракова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира 1992.

Приложение № 1 Анкета для детей



  1. Знаешь ли ты, в какой области проживаешь?

  2. Что такое полезное ископаемое?

  3. Для чего нужны человеку полезные ископаемые?

  4. Какие бывают полезные ископаемые?

  5. Как называют людей, которые ищут и исследуют полезных ископаемых?

6.Что делают из песка, глины, золота, гранита?

7.


Приложение № 2

План работы по ознакомлению детей дошкольного возраста посредством изучения полезных ископаемых


14-24 января 2020г.

Работа с детьми

ООД «Что мы знаем о природных ископаемых» Цель: знакомство детей с полезными ископаемыми через исследовательскую деятельность. Беседы «Почему у газовой плиты огоньки» Рассматривание альбома: «Полезные ископаемые Амурской области» Дидактические игры: «Что для чего?» , «Ящик ощущений» Занятие по рисованию: «Шахта» Чтение художественной литературы: П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка» Работа с детьми в уголке природы: Продолжать знакомить детей с интересными профессия­ми, дать представление о структуре трудового процесса геолога (цель и мотив, материалы, инструменты, оборудование, трудо­вые действия, результат).Дать представление о роли современной техники и обо­рудования в трудовой деятельности геологов (ускорение полу­чения результатов труда, улучшение его качества, облегчение труда геологов).

Совместная работа детей и родителей: создание альбома, полезные советы по проведению опытов дома вместе с детьми.

27января-7февраля2020г. ООД «Как человек использует песок (строительство, песочные часы и т. д.), глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка), нефть (бензин, для изготовления лакокрасочных изделий, мыло и т. д.) Беседы «Что такое подземные богатства», Рассматривание альбома: «Разнообразие камней» Дидактические игры: «Подбери камешек», «Камень, ножницы, бумага» Рисование: «Малахитовая шкатулка» Чтение художественной литературы: «Серебряное копытце» Сюжетно -ролевая игра: «Мы -Археологи» 10-21 февраля 2020 г. ООД «Спор полезных ископаемых» Цель : Формирование элементарных представлений у детей о угле, песке, глине, извести. Беседы: «Как человек использует полезные ископаемые» Рассматривание альбома: «Цветные и редкие металлы Амурской области» Дидактические игры: «Вспомни сказку», «Что исчезло?» Рисование: « Принадлежности Археологов» Чтение художественной литературы: «Самоцветы» Сюжетно-ролевая игра: «В гостях у гномов» Работа с детьми в уголке природы: Рассказать (с использованием ширмы) о применении квар­цевого песка: в строительстве (применяется как добавка при строи­тельстве дорог, при изготовлении цемента и скреплении этим раствором кирпичей при постройке зданий); при производстве стекла и зеркал; при производстве стеклянной посуды и хрусталя; для обустройства пляжей. Совместная работа детей и родителей: проведение опытов с полезными ископаемыми;

24 февраля – 6 марта 2020 г. ООД «Путешествие в мир камня» Беседы: «Откуда берётся бензин?» Рассматривание альбома: «Чароит» Дидактические игры: «Угадай и назови». Рисование : Чтение художественной литературы: «Волшебник изумрудного города» Сюжетно-ролевая игра: «Нефтяники» 9-20 марта 2020 г. ООД Беседы: «Как появляются горы?» Рассматривание альбома: «Разнообразие камней» Дидактические игры: «  «Отыщи такой же камень", «Узнай на ощупь». Рисование: «Малахитовая шкатулка" Чтение художественной литературы: Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами?». Сюжетно – ролевая игра: «Геологи». Работа с детьми в уголке природы: продолжать знакомить детей с новыми интересными профессиями (гончар, скульптор), с различными изделиями из глины (сувениры, посуда). Рассказать, что в природе глина встречается разного цве­та (красная, белая, голубая, коричневая) и разного качества; из белой глины делают столовую посуду. Дать представление о способах изготовления кирпича и его значении в строительстве. Совместная работа детей и родителей: Найти в нашем городе, что сделано из гранита; 23-31 марта 2020 г. ООД «Недра Земли» Цель: формирование краеведческой любознательности, познавательного интереса к окружающему миру и миру неживой природы родного края Беседы: «Драгоценные камни» Рассматривание альбома: «Что из чего сделано» Дидактические игры: «Узнай на ощупь», Лепка: «Сувенир из гипса» Чтение художественной литературы: И.Н. Рыжова «О чем шептались камни?»; Сюжетно-ролевая игра: «Раскопки» Работа с детьми в уголке природы: Используя карту Амурской области, Показать месторождения в разных районах нашего края. Используя стенды, показать детям, как много изделий получают из железной руды (станки, вагонные колеса, батареи, сковороды, рельсы, сельхозтехнику и детали машин, ножницы, металлические листы, листы для производства банок для упа­ковки консервов, гвозди, ложки, отвертки, сверла и т. п.) Совместная работа детей и родителей: какие полезные ископаемые используют люди нашего города? Оказание помощи в создании Мини – музея «Кладовая земли».



10