Описание опыта работы
учителя технологии
Антонова Владимира
Михайловича

Реализация
деятельностного подхода
в обучении
на уроках технологии.
ДОЛЖНО… возбуждати в юношестве охоту ко трудолюбию
и чтоб они страшилися праздности,
как источника всякаго зла и заблуждения.
Екатерина Великая
Главная роль школы на современном этапе обучения - воспитание социально адаптированного человека, приспособленного к условиям и требованиям современного общества. Стране необходимы социально мобильные, творчес-кие граждане, способные развивать науку и промышленность. Вот почему в обновлённых стандартах общего образования ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и на уроках технологии – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.
Актуальность опыта
Актуальность опыта в том, что в связи с тем, что развитие общества в 21 веке отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких технологий, обеспечивающих наиболее полную реализацию потенциальных способностей личности, технологическое образование становится объективной необходимостью. Такая тенденция современной действительности требует подготовки уже на школьном этапе людей, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности. Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Технологическое образование включает в себя наряду с информационно-познавательным, характерным для всех предметов, обязательный деятельностный компонент. Образовательная область «Технология» является основной практико-ориентированной областью знаний в общеобразовательной школе, знакомящей школьников с различными сферами общественного производства и способствующей их профессиональной ориентации, нравственно-трудовому становлению. Фактически это единственный школьный учебный курс, предоставляющий школьникам возможность применять на практике знания основ различных наук. Данный учебный курс направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества.
Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным
потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе его собственной деятельности.
Современному человеку, вступающему в этот сложный и
противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и способыдействия. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблемы, умение давать адекватную самооценку, быть
ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.
Задача каждого учителя - построить процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Считаю, что главная цель моей работы - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Для достижения этой цели в процессе обучения необходимо решить следующие задачи:
ознакомить учащихся с основами современного производства;
развивать самостоятельность и способность учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, обязательность, ответственность;
способствовать овладению основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга, научить применять их при реализации собственной продукции;
развивать эстетический вкус и художественную инициативу ребенка.
В своей педагогической деятельности придерживаюсь следующих принципов:
принцип деятельности - заключается в том, что формирование личности ученика и его развитие осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, преподнесённое учителем, а в процессе организации его собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания;
принцип непрерывности, стараюсь так организовать обучение, чтобы результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивал начало следующего этапа;
принцип доступности, т.е. при планировании работы учитываю возрастные особенности учащихся, уровень их развития и познавательные возможности;
принцип наглядности, так как наглядность мобилизует активность ученика, развивает наблюдательность, расширяет круг воспринимаемой информации и улучшает восприятие учебного материала;
принцип связи теории с практикой – знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках математики, физики, химии, биологии, черчении, используются мной на уроках технологии;
принцип творчества, стараюсь максимально поддерживать творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, формирую способности самостоятельно находить решение нестандартных задач;
принцип нравственности – это систематическое воздействие на личность учащегося с целью передачи ему существующих в обществе нравственных ценностей.

Деятельностный подход в обучении технологии реализую через:
формирование у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить,освоить);
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
освоение учащимися способов действия, позволяющих осознанно применять приобретённые знания;
формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
В практике моей работы в школе положительно зарекомендовали себя три основные формы организации работы учащихся на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная и бригадная (групповая).
Организация парной и групповой работы позволяет каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе.
Мною подмечено, что интерес учащихся к выполнению трудового задания значительно снижается, если оно не имеет общественно-полезной ценности. В связи с этим, отбор объектов труда я осуществляю таким образом, чтобы изделия учащихся имели практическое применение. С этой точки зрения, казалось бы, целесообразно отказаться от упражнений по отработке отдельных приемов работы или свести время, отведенное на это, к минимуму. Однако, если учащиеся сразу приступают к изготовлению изделия, то они настолько увлекаются процессом придания заготовке необходимых форм и размеров, что не обращают внимания на отдельных элементы выполнения работы и допускают ошибки. Для того, чтобы исключить подобные ошибки, план урока составляется с учетом предотвращения этих недочетов, т.е. сначала теоретическое обучение, а потом практическое.
Мой урок состоит из следующих элементов:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Инструктаж по технике безопасности
6) Первичная проверка понимания, практическая работа
7) Первичное закрепление, практическая работа
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия.

В своей практике предпочитаю использовать два вида методик: предметную и операционную. Предметная методика предлагает с самого начала обучать на изготовлении полезных изделий (предметов), быстро вводить доступные, но трудные задания, при выполнении которых на первых порах неизбежны грубые ошибки. Эти ошибки позволяют обучающимся оценить правильность своих действий, отыскать необходимый прием. Считаю, что преимущество этого метода в том, что он позволяет с самого начала вызвать интерес к заданию, создать сознательное стремление к овладению навыком.
Операционную методику реализую на первых этапах с обучения отдельным приемам (операциям), например, способа держания напильника, движению напильником, опиливанию плоскости и пр. В соответствии с этой методикой обучение веду на простых задачах; задания усложняю очень медленно и осторожно. По мере освоения элементарных приемов постепенно объединяю их для отработки навыка сложного цельного действия.
Операционная методика позволяет выработать у ребят более прочные навыки, однако здесь гораздо ниже интерес к процессу обучения, слабее внутренние побуждения к достижению успеха. Серьезные трудности при использовании операционной методики возникают на завершающем этапе, когда усвоенные элементарные приемы надо применить для выполнения сложных заданий, требующих комбинирования нескольких навыков в целостных действиях.
Поэтому выбор той или иной методики в производственном обучении осуществляю, исходя из особенностей конкретной задачи, хотя в большинстве случаев целесообразно использовать преимущества обеих. Начинать обучение, на мой взгляд, надо, как при предметном подходе, с задания, имеющего практический смысл. При выполнении задания обучаемым становится очевидной необходимостью овладение некоторыми элементарными навыками, возникает стремление освоить их. Затем, помогая в отработке отдельных операций, постепенно усложняю задания.
Последовательность заданий предусматривает использование уже приобретенных навыков совмещать с усвоением новых. Это позволяет на всем протяжении обучения поддерживать активность и уверенность в успехе.

Мною реализуются следующие методы обучения:
устно-словесный – в виде объяснения, рассказа, беседы;
демонстрационный – использование различных стендов, плакатов, таблиц, учебного оборудования, презентаций;
практический – показ выполнения технологических операций,
в том числе и активные:
1. Учебные задания, направленные на решение поставленных задач:
задания исследовательского характера,
задания по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, подбору приспособлений, приборов, организации работ и т.п.
2. Игровые методы, предусматривающие организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий):
деловые и ролевые игры
познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации, характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст;
игровое проектирование – может быть связано с решением конструкторской задачи или разработкой технологии. При реализации этого метода учитель формулирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений. Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащиеся делятся на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены для обсуждения на последующих занятиях.
На своих уроках постоянно уделяю внимание развитию личности, а именно нравственному и эстетическому воспитанию, физическому развитию учащихся. Любое общество, государство кровно заинтересованы в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным и готовым к труду. Чтобы ребенок получал физическое развитие на уроках, я акцентирую свое внимание на следующих моментах:
отрабатываю правильные стойки и рабочие позы, приемы выполнения операций;
слежу за правильной координацией и выполнением рабочих движений;
стараюсь правильно распределить дозировку физических нагрузок и вовремя сменить задание, в этих случаях хорошие результаты дают уроки с выполнением комплексных работ;
слежу за гигиеническими условиями в мастерской и воспитываю эти качества у учащихся: чтобы в помещении всегда была чистота, на рабочих местах порядок, спецодежда чистая и опрятная.
На своих уроках стараюсь отрабатывать правила поведения в мастерской, которые регламентированы самим процессом урока. Вот некоторые из таких общепринятых требований традиционных норм и правил, которые при регулярном, но ненавязчивом напоминании дают положительные результаты и позволяют поддерживать рабочую атмосферу на уроке:
четкое выполнение каждым своих обязанностей и взаимоуважения (учитель – ученик, ученик - ученик);
подготовка учащихся и учителя к уроку – этому моменту придаю особое значение, т.к. личный пример подготовленности к уроку дисциплинирует учащихся;
тщательная уборка по окончании урока мастерской, рабочего места, инструмента;
обязательное исправление или переделка неверно выполненной работы, с обязательным доведением до сознания учащихся недопустимости брака в работе;
организация взаимопомощи, например, если учащийся хорошо усвоил материал или сделал свою деталь, я предлагаю ему помочь товарищу;
оценку выполненной работы веду по принципу «сначала о достоинствах работы, а потом о ее недостатках».
Большое значение в процессе трудового обучения и воспитания является оснащение мастерских, именно поэтому важнейшим элементом своей системы работы считаю создание материально-технической базы, которая позволяет вести обучение и воспитание на уровне, достойном духу времени. Мною была проведена реконструкция учебных мастерских, которая способствует качественному обучению учащихся, более рациональному использованию оборудования, помогает детям более рачительно использовать рабочее время, повышает производительность труда, соответствует нормам правил охраны труда и техники безопасности. В 2012 году оборудование мастерских было модернизировано, что позволило мне в кратчайшие сроки осуществить современное оснащение учебного процесса.
Образовательная область «Технология» призвана пробудить мысль, взволновать душу ребенка, дать ему в руки полезное дело и зажечь искру надежды на успех. Созданная собственными руками вещь делает человека добрее, гуманнее и бережливее.

Деятельностный подход в обучении реализуется и при использовании метода проектов. Еще А.С. Макаренко говорил: «Нет методов заведомо плохих, либо хороших. Только в системе педагогических средств может быть дана их объективная оценка, проверенная опытом».
Поэтому в своей работе я определил: изучать, системно разрабатывать и внедрять метод проектов.
Считаю проектную деятельность интересной, привлекательной, но вместе с тем и сложной для учащихся. Работа над проектом способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, побуждению задавать вопросы и находить ответы, а затем проверять свои предположения, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.
В организации проектной деятельности очень важен первый этап - выбор будущей работы. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как детей нужно подвести к теме, которая будет им интересна и полезна.
Для повышения мотивации ученика при выполнении проектов, я создаю необходимые условия, стимулирующие творческую деятельность в классных коллективах:
-- благоприятный психологический климат, формирование рабочих групп для делового сотрудничества;
-- творческая атмосфера, поддержка учителем новых идей, поощрение инициативы и творчества;
-- постоянное стимулирование изобретательности учащихся, отсутствие чрезмерной опеки;
-- использование в качестве образца наиболее удачных работ и проектов для показа учащимся;
-- участие лучших работ на выставках и конкурсах;
-- прием поощрения (объявление благодарности учащимся и их родителям).
В разработанном мной алгоритме работы над технологическим проектом фундаментом является мотивация, а вершиной - защита проекта.
1. Тема проекта. Идея.
Формулировка идеи. Где? Как? Что сделать?
2. Актуальность проекта.
Почему и для чего это надо делать?
3. Цель.
Желаемый результат деятельности.
4. Задачи.
Задачи – конкретизируют цель и дают представление о том, в каких направлениях должно идти проектирование. Задачи – это шаги по достижению цели, в соответствии с определенной целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы.
5. Подготовка эскизов изделия.
6. Определение требований к изделию, перечня необходимых материалов.
7. Составление плана работы.
Что сделать? когда? кто отвечает?
8. Составление рабочего графика.
Составить график выполнения всех пунктов плана. Оформить график в виде таблицы.
9. Распределение обязанностей.
Продумать обязанности, необходимые для реализации плана. Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта.
10. Презентация (защита) проекта. Оценка проекта.
Основой моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании через самообразование. В 2012 году прошёл курсовую подготовку в объёме 102 часа в РИРО по теме «ФГОС ООО: содержание и механизм реализации в 5 классе»
Только хорошо образованный, идущий в ногу со временем и увлеченный учитель может заинтересовать детей своим делом.
Применение ИКТ на уроках технологии позволяет как учителю, так и ученику использовать современные образовательные ресурсы. Интернет даёт возможность представить многообразие учебного материала, сэкономить время, расширить на уроке набор используемых форм обучения и, наконец, установить новые формы общения ученика и учителя.
В моей работе использование ИКТ играет огромную роль в диагностике результатов обучения, и, конечно в дидактическом обеспечении урока. Технологические, инструкционные и информационные карты, материалы для контроля знаний учащихся, карточки-задания, тесты, кроссворды - все это способствует эффективности урока. Я использую в своей работе разнообразные электронные образовательные ресурсы:
Сайты для учителей технологии:
http://elhovka.narod.ru/html/techno.htm подборка технической, методической и организационной документации для учителей технического труда и технологии.
http://festival.1september.ru/index.php?subject=13 – разработки уроков, статьи учителей технологии, в рамках Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»
Тематические сайты:
Для мальчиков
http://fi-com.ru/technics/routing/jacksonday/kapitel1 Учебник по технологии http://chosetec.darkclan.net/origami/
http://jt-arxiv.narod.ru/ - архив журнала Юный техник
http://domaschnie-remesla.narod.ru/ На этом сайте есть теория и материалы для выпиливания лобзиком, какие при этом необходимы инструменты, представлены чертежи и схемы для выпиливания (пополняю по возможности), также есть теория и материалы по столярному делу.
http://shpuntik.kulichki.net/index.html Энциклопедия полезных советов и маленьких хитростей в помощь домашнему мастеру.
http://www.tmn.fio.ru/works/29x/311/1/index.htm -сайт «Искусство выжигания».(техника, инструменты, изделия, эскизы)
Поиск новых подходов к образовательным технологиям, способствующим успешному проектированию творческой деятельности учащихся, становится актуальной и значимой задачей современной педагогики.
Результативность моей педагогической деятельности подтверждается показателями учебной деятельности моих воспитанников. Большая часть учащихся осваивает содержание предмета на базовом и высоком уровне.
