«Все, что находится во взаимной связи, должно и преподаваться в такой же связи»
Я.А.Каменский
Форма бинарного урока как эффективный способ профориентации школьников
Авторы:
учитель музыки Заговельева О.И.
учитель изобразительного искусства Дербина Е.С.
Бинарный урок – это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей.
В подготовке и проведении бинарного урока участвуют два или три учителя. Бинарные уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания в первую очередь на практике.
Во время работы в системе бинарных уроков можно убедиться в их целесообразности:
1.Бинарные уроки позволяют изучить тему или понятие с точек зрения разных предметов (создать целостную картину мира);
2.Такая форма уроков даёт возможность осуществления индивидуального подхода, выявить талантливых учеников;
3.В конце урока всегда реализуется проект - дети видят результат своего труда, есть конечный продукт;
4. Повышается мотивация учащихся;
5.Урок ведут два учителя, следовательно, повышается уровень профессионализма, усиливается познавательная и практическая деятельность;
6.Большое количество этапов урока, частая смена деятельности помогает снизить утомляемость;
7.Комплексное сочетание разнообразных методов.
Система обобщающих бинарных уроков по музыке и изобразительному искусству.
(5-9 класс)
Класс
Музыка (тема урока по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской)
5
Изобразительное искусство (тема урока по программе Б.М. Неменского)
Вторая жизнь песни. Народные истоки русской песни
5
Название бинарного урока
О подвигах, о доблести и славе
Народные праздники, обряды
Результат деятельности детей на уроке
Геральдика. О чем нам рассказывают гербы и эмблемы
«Зеленые святки» или «Праздник Ивана Купала»
«Моя Россия»
Групповой проект с элементами театрализации «Музыкально- литературная композиция «Лето»
Защита индивидуальных проектов «Герб своей семьи»
Класс
6
Музыка (тема урока по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской)
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
Изобразительное искусство (тема урока по программе Б.М. Неменского)
6
Основные средства выразительности русской песни; признаки и жанры русской песни
Название бинарного урока
Природа и художники. Пейзаж настроения.
Результат деятельности детей на уроке
«Рождение образа»
Основы языка изображения
Создание композиции: морского лунного пейзажа в направлении пуантилизм.
«Мир образов в русской музыке и живописи»
Создание страниц к сборнику –буклету «Моя Родина – Россия»
Класс
7
Музыка (тема урока по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской)
Важнейшие вехи в истории развития музыки
Изобразительное искусство (тема урока по программе Б.М. Неменского)
8
Синтез видов искусства (Театр, кино)
Стили и направления в искусстве
Название бинарного урока
Результат деятельности детей на уроке
«Искусство-дитя времени»
Сценография как искусство и производство. Изобразительные средства актерского перевоплощения.
Групповой проект на тему «Экспрессионизм»
«Волшебный мир театра и кино»
Групповой проект : фрагмент спектакля «Скрипка Паганини»
Сложности возникающие при проведении бинарного урока
- Разные программы, подходы к обучению, соответственно иногда бывает трудно найти точки соприкосновения;
- Так как на уроке рассматривается сразу два предмета, материал должен быть тщательно отобран. Невозможно представить два предмета в равной степени, какой-то предмет все равно будет преобладать;
- Материал должен стимулировать мотивацию и служить предметом заинтересованности учеников, побуждать к активной творческой деятельности;
- Важна психологическая и методическая совместимость педагогов;
- Рациональные формы урока, такие как: урок-диспут, урок-диалог, урок-пресс-конференция, урок-исследование и т.д.;
- Продуман каждый этап урока и переходы к ним, так как нет времени на «лирические отступления».
«Именно на бинарном уроке создаются условия в рамках которых, предоставляется учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей»
(Е.С. Полат).
- ПРОГРАММА ПРЕДПОЛАГАЕТ ПОГРУЖЕНИЕ В РАЗНЫЕ ПРОФЕССИИ
- ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ
- ТЩАТЕЛЬНАЯ ПРОРАБОТКА ВСЕХ ВИДОВ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ГРУПП
- ЭНЕРГОЗАТРАТНЫЙ ПРОЦЕСС (ТРЕБУЕТ КОНТРОЛЯ ЗА РАБОТОЙ КАЖДОЙ ГРУППЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.В.А. Сластёнин. Педагогика.: Школа - Пресс. 2000г.
2.В.Н.Максимова. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.; Просвещение 1984г.
3.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие. / Под ред. С.А. Смирнова.- М.: Академия, 1998.
4.Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003
5.Энциклопедия телешколы /Enc.ashx?item=4325, актуальна на 5 марта 2008 года