Е.С. Дербина
учитель изобразительного искусства
МБОУ «СОШ №14»
Вологодской области города Череповца
О.И. Заговельева
учитель музыки
МБОУ «СОШ №14»
Вологодской области города Череповца
Опыт разработки и проведения бинарных уроков музыки и изобразительного искусства в рамках учебной деятельности, а также занятий внеурочного формата по программе «Искусство в профессиях»
И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.
Мы с вами знаем, что сегодняшний рынок труда требует людей технических, инженерных специальностей. Очень востребованы рабочие профессии- строитель, сварщик, электрик. Но в тоже время, никто не будет спорить, что человек ВСЕГДА стремился и будет стремиться получать новые эмоции, а предметы эстетического цикла- прекрасная возможность попробовать себя в профессиях, напрямую связанных с миром театра, кино, эстрады, и.т.д Несколько лет назад мы с Евгенией Сергеевной решили попробовать соединить наши предметы с целью дать возможность подросткам в рамках бинарного урока попробовать себя в профессиях, связанных с искусством
Слайд 1 «Все, что находится во взаимной связи, должно и преподаваться в такой же связи»
Я.А.Каменский
Сегодня мы постараемся познакомить вас с результатом нашей работы
Слайд 2 с названием темы
Технология проведения бинарных, интегрированных уроков достаточно широко и полно освещена в педагогической литературе.
Слайд 3
Бинарный урок – это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей. В подготовке и проведении бинарного урока участвуют два, либо три учителя.
Слайд4
Опираясь на наш опыт в работе над бинарными уроками, мы пришли к выводу, что оптимальным в бинарном уроке является участие двух преподавателей, соответственно комбинируется материал двух учебных дисциплин. По нашему мнению большее количество материала сложно четко структурировать в рамках стандартного урока, а также избежать нагромождения информации, необходимой для изучения.
Бинарные уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания в первую очередь на практике.
Слайд5, 6
Во время работы в системе бинарных уроков можно убедиться в их целесообразности:
Бинарные уроки позволяют изучить тему или понятие с точек зрения разных предметов (создать целостную картину мира);
Такая форма уроков даёт возможность осуществления индивидуального подхода, выявить талантливых учеников;
В конце урока всегда реализуется проект - дети видят результат своего труда, есть конечный продукт;
Повышается мотивация учащихся;
Урок ведут два учителя, следовательно, повышается уровень профессионализма, усиливается познавательная и практическая деятельность;
Большое количество этапов урока, частая смена деятельности помогает снизить утомляемость,
Комплексное сочетание разнообразных методов.
Наши предметы (музыка и изобразительное искусство), предметы эстетического цикла, безусловно, гармонично дополняют друг друга.
Мы с коллегой давно занялись поиском наиболее эффективной формы интеграции наших предметов для формирования у детей целостного восприятия мира искусства. Мы провели несколько бинарных уроков.
Результатом совместной работы мы остались удовлетворены, и решили разработать систему ОБОБЩАЮЩИХ бинарных уроков по музыке и изобразительному искусству. Эта проблема стала темой нашей методической работы, рассчитанной на два года. Представляем вашему вниманию результат, к которому мы пришли
Слайд 7, 8, 9 (таблица)
Система обобщающих бинарных уроков по музыке и изобразительному искусству.
В 5-м и 6-м классах один урок в полугодие, а в 7-м и 8-м классах один урок во втором полугодии
(5-8 класс)
Класс | Музыка (тема урока по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской) | Изобразительное искусство (тема урока по программе Б.М. Неменского) | Название бинарного урока | Результат деятельности детей на уроке |
5 класс | Вторая жизнь песни. Народные истоки русской песни | Народные праздники, обряды | «Зеленые святки» или «Праздник Ивана Купала» | Групповой проект с элементами театрализации «Музыкально- литературная композиция «Лето» |
5 класс | О подвигах, о доблести и славе | Геральдика. О чем нам рассказывают гербы и эмблемы | «Моя Россия» | Защита индивидуальных проектов «Герб своей семьи» |
6 класс | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. | Природа и художники. Пейзаж настроения. | «Рождение образа» | Создание композиции: морской лунный пейзажа в направлении пуантилизм. |
6 класс | Основные средства выразительности русской песни; признаки и жанры русской песни | Основы языка изображения | «Мир образов в русской музыке и живописи» | Создание страниц к сборнику –буклету «Моя Родина – Россия» |
7 класс | Важнейшие вехи в истории развития музыки | Стили и направления в искусстве | Искусство- дитя времени | Групповой проект на тему «Экспрессионизм» |
8 класс | Синтез видов искусства (Театр, кино) | Сценография как искусство и производство. Изобразительные средства актерского перевоплощения. | «Волшебный мир театра и кино» | Групповой проект : фрагмент спектакля «Скрипка Паганини» |
Итак, мы определились, что это будет система обобщающих уроков, т.к для того, чтобы обобщить знания детям необходимо время накопить информацию и усвоить учебный материал.
Особое внимание хотим обратить на раздел «Результат деятельности» (комментарии педагогов)
В ходе выступления хотелось бы отметить те сложности, которые естественно могут возникнуть в подготовке и проведении бинарных уроков.
Слайд 10, 11
Разные программы, подходы к обучению, соответственно иногда бывает трудно найти точки соприкосновения;
Так как на уроке рассматривается сразу два предмета, материал должен быть тщательно отобран. Невозможно представить два предмета в равной степени, какой-то предмет все равно будет преобладать;
Материал должен стимулировать мотивацию и служить предметом заинтересованности учеников, побуждать к активной творческой деятельности;
Важна психологическая и методическая совместимость педагогов;
Рациональные формы урока, такие как: урок-диспут, урок-диалог, урок-пресс-конференция, урок-исследование и т.д.;
Продуман каждый этап урока и переходы к ним, так как нет времени на «лирические отступления».
Конечно, такой урок требует достаточно времени, но для нас это еще и элемент профессионального творчества, а если учесть все нюансы результат будет превосходным. Стоит обратить внимание на то, что данные уроки отвечают требованиям стандарта второго поколения.
Слайд 12
Чтобы наше выступление не оказалось сугубо теоретическим, хотим на примере презентации к конкретному уроку показать его структуру. Свой выбор мы остановили на обобщающем уроке по предмету «Искусство» в 8-м классе
Комментарии педагогов.
Слайд 13, 14, 15
С опытом мы определили если так можно выразиться «клише» обобщающих уроком, которое, на наш взгляд, дает возможность уместить в стандартный урок большой объем материала, закрепить осознание действием, те создать продукт.
Комментарии по уроку
Закончить свое выступление хотелось бы словами известного в нашей стране педагога, ученого Евгении Семеновны Полат:
«Именно на бинарном уроке создаются условия в рамках которых, предоставляется учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей»
(Е.С. Полат).
Мы понимали, что работу по ознакомлению подростков с профессиями, связанными с искусством, можно и НУЖНО продолжать и во внеурочной деятельности. И в этом году мы собрали творческую мастерскую из неравнодушных и заинтересованных учеников нашей школы. Программу внеурочной деятельности решили назвать «Искусство в профессиях»
Не для кого из нас не секрет, что подготовка мероприятий и концертов в школе достаточно непростая задача, требующая больших энергозатрат и слаженно работающей команды единомышленников .Раньше при подготовке приходилось искать ребят, которые помогали в работе. Для каждого концерта. Назрела необходимость команды. Мы предложили ребятам активным и креативным попробовать себя в работе творческой мастерской по подготовке традиционных школьных мероприятий.
В рамках программы ребята смогут попробовать себя в различных направлениях, а также применить способности в профессиях: Режиссера, звукорежиссера, вокалиста, актера, декоратора, костюмера, сценографа, оператора, художника-оформителя, танцора и многих других.
В конце августа заместитель директора по воспитательной работе нашей школы Каштанова Л.Е традиционно знакомит нас с планом работы на год. Среди множества мероприятий, есть школьные концерты, которые стали традиционными для нашего учреждения. Они и определили основные разделы нашей программы. Их 4, соответственно учебным четвертям:
1.«Учитель друг и наставник» Праздничный концерт ко дню учителя
2.«Фейерверк талантов». Подготовка к школьному фестивалю «Грани таланта»
3.«Звонкой капелькой дождя» Подготовка к концерту, посвященному Международному празднику 8 марта
4.«И будет месяц май…" Подготовка к концерту, посвященному Дню Победы 9 мая
На примере 1 раздела программы хотим прокомментировать нашу работу. Итак, перед вами перечень тем занятий 1 четверти, где идет подготовка к концерту ко Дню Учителя.
Раздел 1 «Учитель друг и наставник» Праздничный концерт ко дню учителя
1.Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Организационное занятие. Выбор темы и концепции концерта. Распределение учащихся по группам
2 Искусство агитации. Плакат. Вокальное искусство и художественное слово. Методы работы над плакатом. Особенности агитационных слоганов.
3 История развития агитационного искусства. Композиция и цвет в плакате
4 Сценические профессии. Звукорежиссер. Сценограф. Костюмер .Режиссер-постановщик. Основные требования , характер работ.
5 Сценарий. Выбор постановочного и музыкального репертуара .
6 Искусство риторики. Сценическая речь
7 Репетиция постановки
8 Праздничный концерт
Первые занятия – это, как правило, общее обсуждение и выбор концепции самого концерта (как правило – это мозговой штурм детских идей) В этом году была придумана идея сделать концерт в духе советских агитационных мероприятий. А далее занятия строятся по принципу: теоретическая информация для всех ребят (10-15 минут), а далее идет работа по микрогруппам. Это может быть актовый зал, кабинет изобразительного искусства, кабинет музыки (это ресурсы нашей программы)
Учитывая желания детей, мы поделили их на группы. Вот они: 1 группа-оформители, костюмеры, сценографы. Гримеры. 2 группа- артисты хора, ансамбля, солисты, ведущие, артисты. 3 группа-звукорежиссеры, работники сцены, операторы, фотографы, сценаристы, журналисты, критики.
На первом занятии наша творческая мастерская, оттолкнувшись от тематики года культуры и русского театра, остановились на концепции концерта в духе советских школьных мероприятий с « повышенной цензурой и высокими моральными устоями»!
Как мы отмечали выше, начало занятия- это теоретические сведения по теме, презентации, наглядность. Мы постарались познакомить детей с особенностями культурных мероприятий 50-60-х годов XX столетия. Показали кадры из фильмов «Карнавальная ночь», «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен». Решением команды было: «в основе драматургической линии показать две «конфликтующие» стороны: представители Го Ро Но и коллектив школьников-активистов».
Деление на группы прошла очень гладко. Все решили предпочтения и увлечения детей. Это –сценаристы (девушки11 класс), художники-оформители (4 человека 8 класс) звукорежиссер и работники сцены (4 человека 7 класс), оператор, видеомонтажёр (юноша 7 класс), реквизиторы, костюмеры и гримеры (5 и 6 класс 4 человека). Артисты всех направлений (15 человек)
На протяжении занятий по подготовке концерта работа групп под руководством учителя изобразительного искусства и музыки шла очень интересно. В итоге были созданы замечательные плакаты с советской идеологией и символикой. Для артистов – школьников были созданы детьми прекрасные слоганы (оказалось, что это очень непросто!) советских времен. Например, «В год культуры и театра русского, на суд зрителя выставив строго, окунем без прикрас в жизнь обычную российского педагога» Или: «Кисть и краски гордо выну я, мы не ходим путями ложными. Госстандарт проведу красной линией (разворачивает плакат с буквами ФГОС) и цветами дополним нужными»!
Костюмеры сделали артистам красные пионерские галстуки, нашли пионерский горн, и.т.д
Номера концерта тоже были подобраны соответствующей тематики
Танец «Москва», школьные частушки, стихотворение про учителя Петрова, номер с аккордеоном, и.т.д
Специально для концерта оператором и журналистами были сняты забавные интервью пятиклассников и ответы учителей на вопросы школьной программы. Получились два видеоклипа «Взгляд снизу» и «Ответы учителей». Необходимо отметить, что впоследствии на основе этих материалов был создан при помощи программы «Kinemaster» ролик «Учитель глазами детей» для конкурса «Шаг в будущее», заняв почетное 2 место.
Нужно отметить и работу пресс-центра (3 человека 7 и 8 класс). Концерт был освещен в школьном блоге «Дай списать» и сверстан выпуск газеты.
Естественно, любая программа в процессе работы обнаруживает как плюсы, так и минусы.
К плюсам можно отнести: Программа предполагает возможность погружения в различные профессии, способствует творческому развитию учащихся, повышению уровня коммуникативных навыков, профессиональные пробы.
К минусам отнесем: подготовка требует тщательной проработки алгоритма действий учащихся, энергозатратный процесс, требующий обязательного контроля за работой микрогрупп.