СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфограммы начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все орфограммы начальной школы собраны в единую таблицу. Удобно пользоваться на уроках РНО , начиная с 1 класса и по 4 включительно. Ранее данная таблица мною была выставлена, но потом неудачно удалена...

Просмотр содержимого документа
«Орфограммы начальной школы»

Орфограммы начальной школы.


п/п

Название орфограммы

Орфографический разбор

Пропуск буквы, замена, перестановка букв в слове.

Напиши слово правильно, раздели на слоги, поставь знак ударения и укажи количество букв в слове. Делай так: зво∕но′к, уче∕ни′к.

Прописная буква в начале предложения, точка в конце предложения.

Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка. Напиши предложение правильно, подчеркни прописную букву и точку.

Завтра мы поедем на экскурсию.

Прописная буква в именах собственных.

Имена собственные пишутся с заглавной буквы. Выпиши слово правильно, подчеркни в них большую букву: Россия, Наташа.

Гласные и, а, у, е, после шипящих ж ̶ ш, ч ̶ щ.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще три слова на эту орфограмму. Делай так: малыши, карандаши, ежи, жизнь, чудо, чадо.

Правописание буквосочетаний чк, чн.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще три слова на эту орфограмму.

Мощный, почта, борщ, дочка, речка .

Есть и другие случаи, когда мягкий знак между согласными для обозначения мягкости не пишется: мостик, гвозди, есть.

Перенос слов.

Выпиши слово, подчеркни гласные буквы, цифрой обозначь количество слогов. Раздели слово на слоги, а затем для переноса.

Слова переносятся по слогам: май-ка, ули-ца, ру-чьи, паль-то, ран-ний, объ-ёмный

Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова(словарные слова)

Написание этих слов нужно запомнить: вокзал, класс, чувство.

Придумай и запиши два ̶ три однокоренных слова.

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Выпиши слово. Поставь ударение. Выде­ли корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Делай так: волна́ - вОлны, холодать – хОлод, холОдный.

Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошиб­ка, правильно. Проверь согласную.

Делай так: морозы мороз, ягода ягодка. Запомни! Согласные на конце и в середи­не слов пишутся так же, как и перед гласными.

Мягкий знак ̶ обозначение мягкости согласных.

Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так: Ель, тень, пень.

Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

После шипящей (подчеркнуть двумя чертами) пишется Ь (подчеркнуть одной чертой), т.к. это существительное 3 склонения: рожь (3 скл), грач, у туч (не 3 скл).

Разделительные Ь.

Выпиши слово, подчеркни разделительный мягкий знак и гласную, которая стоит после него. Напиши ещё два слова на эту орфограмму: семья, пью.

Разделительные Ъ.

Выпиши слово, выдели приставку, подчеркни разделительный твердый знак и гласную, которая стоит после него. Напиши ещё два слова на эту орфограмму: объяснение.

Двойные согласные (лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб)

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Раздели все слова для переноса: группа, рассказ, коллектив, груп-па, рас-сказ, кол-лектив.

Двойные согласные нн, сс на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса.

Выпиши слово правильно, выдели корень, подчеркни удвоенную согласную, обозначь приставку или суффикс по образцу: ранний, длинный.

Непроизносимые согласные в, д, л, т.

Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова: звёздный (звезда, звёздочка).

Правописание предлогов (в, у, к, на, за, при, по, под, с, про, для, из и др.) (пробел).

Выпиши слово и предлог. Поставь между ними вопрос и другое подходящее по смыслу слово. Предлог подчеркни: по дороге, по (какой?) дороге, по широкой дороге.

Правописание приставок.

Выпиши слово. Выдели приставку и корень, образуй ещё несколько однокоренных слов: увидеть ̶ завидеть.

Предложение. Предложения с союзами а, но, и.

Выпиши слова, между которыми стоит союз, подчеркни его. Придумай ещё два случая написания слов с союзами: ручка и карандаш; светит, но не греет.

Безударные гласные и согласные буквы в приставках.

Выпиши слово, выдели приставку, запиши ещё два слова с этой приставкой: пошёл, подпрыгнул.

Сложные слова.

Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой: водовоз, самолёт.

Гласные о, е(ё) после шипящих в корне слова.

Запиши правильно слово, подбери однокоренные слова: шёл ̶ шедший.

Безударные падежные окончания имён существительных (единственное число).

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример: на опушке (на земле, 1 скл.), на полянке (на земле, 1 скл.).

Безударные падежные окончания имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного: к лесу (какому? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).

Безударные личные окончания глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного  и множественного числа: пишешь- писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют), ставит – ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят).

Мягкий знак в конце глаголов 2 лице ед.ч.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола с этой орфограммой: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)

Не с глаголами

Выпиши глагол с не. Запиши ещё два раза слово на это правило: не  выучил,  не  знал.

–ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.

Выпиши глагол, поставь к нему вопрос, определи время (форму) глагола: пытаться (что делать?) н.ф., учится (что делает?) наст. вр..

Местоимение. Правописание местоимений с предлогом (пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом правильно. Запиши ещё два примера на эту орфограмму: с нами, за нами.

Правописание наречий.

Выпиши наречие, выдели орфограмму: (как?) весело, (откуда?) издалека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс