Рожихина Татьяна Николаевна,
и.о.заместителя директора (ВР)
ГБПОУ «Донецкий техникум связи и
отраслевых технологий»
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ ГБПОУ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ СВЯЗИ И ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
В настоящий период развития общества возрастает значение личности, готовой к самостоятельной жизни. На жизненном пути каждому человеку приходиться решать множество задач, отвечать на разные вопросы. Одна из главных задач, которую пытаются решать старшеклассники и, конечно же, их родители, это правильно сориентироваться в выборе профессии. В жизни каждого человека работа занимает важнейшее место.
Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности (склонности, интересы, способности), так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.
Организация профориентационной работы – это сложный процесс. В нем переплетаются и уживаются интересы личности (выпускников) и групп (педагогов, родителей). Организация данной работы включает в себя безусловную дисциплину и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы.
Актуальность и необходимость организации профориентационной работы заключается в том, что она является важнейшим средством формирования профессиональной направленности, которая включает в себя отношение к профессии и мотивы её выбора, к которым мы относим интерес, ценности, потребности, склонности, способности, социальное окружение, которые находятся в динамическом единстве друг с другом и выражают готовность к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Основоположниками профориентационной работы считают А. Бине, Ф. Гальтона, Г. Мюнстерберга, Ф. Парсонсаи Л. Термена, которыми впервые были разработаны психологические тесты, позволяющие выявлять профессиональные способности человека.
Существенный вклад в развитие профориентационной работы внесли физиологи В.М. Бехтерев, K.M. Гуревич,В.В. Небылицини др., психологи Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л.Рубинштейни др., педагоги С.Я. Батышев, А.Е. Голомшток, В.А.Поляков и др., социологи Э Гинсберг, В.А.Ядови др.
Философские и социальные аспекты профессионально ориентированной работы рассматриваются в работах И.С.Конаи В.А.Ядова; её физиологические основы отражены в трудах В.М.Бехтереваи В.В. Небылицина; изучению методологических основ профориентации посвящены работы А.Е.Голомштокаи С.Н.Чистяковой [6].
Основной целью системы профориентационной работы в образовательных учреждения является создание в образовательном учреждении благоприятных условий для свободного и осознанного выбора выпускниками школ будущей профессиональной деятельности, личностной траектории образования, направления и профиля профессиональной подготовки, необходимой квалификации в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда. Обоснованный профессиональный выбор - это собственное решение человека, осознающего ответственность при планировании перспектив своего развития. Такую ответственность готовы принять далеко не все взрослые, а подросток в период выбора профессии особо нуждается в помощи со стороны специалистов: педагогов, родителей, психологов.
Влияние родителей на самоопределение детей очень велико. Родители оказывают большое влияние на профессиональный выбор старшеклассников. Но это влияние не всегда имеет положительный результат. Процесс социально- профессионального становления личности начинается в семье и проходит через всю жизнь. Поэтому семейное воспитание очень важно для профессионального самоопределения. Для достижения максимального положительного эффекта, с родителями нужно проводить профориентационную работу, для повышения знаний по психолого-педагогическим вопросам профессионального самоопределения [4].
Профориентационная работа в общеобразовательной организации со старшеклассниками включает в себя следующие формы работы: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональную консультацию, психолого-эмоциональную поддержку и оказание помощи в принятии решения.
Профессиональное просвещение – сообщение обучающимся сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда [5].
Планировать работу по профессиональному просвещению в образовательной организации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу с обучающимися, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.
Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.
Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом.
Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажима. Неумелое давление на человека может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, связь его с жизнью.
Одной из основных форм так же является профессиональное консультирование. Участвуя в процедуре профессионального консультирования, у обучающегося развивается способность выбирать и осуществлять свой выбор сознательно и самостоятельно.
Можно выделить три этапа в работе по профконсультации: подготовительная профконсультация должна подвести обучающихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения; завершающая профконсультация – оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями обучающегося.
Профконсультация выпускника основной школы может включать следующие этапы:
1 Уточнение запроса клиента относительно профессионального самоопределения.
2 Справочно-информационное консультирование.
3 Обсуждение плана обучения после окончания 9 класса (определиться с выбором профиля обучение в старшей школе, определиться с выбором профессии).
4 Освоение способа анализа профессиональной деятельности.
Профконсультация начинается с уточнения запроса по ситуации выбора профессии. Чаще всего старшеклассники не могут определиться с выбором между несколькими профессиями или желают уточнить подходит ли профессия их индивидуальным особенностям. В данном случае меняется подход в профконсультировании, он ведется в направлении профотбора (соответствуют ли индивидуальные особенности человека требованиям профессии).
Актуальными становятся вопросы самопознания, выбора уровня профессионального образования, самоопределения в выборе профессии, отрасли труда.
На сегодняшний день существует много методов работы со старшеклассниками, все они имеют профориентацинную направленность. Одни них информируют о профессиях, другие помогают выработать профессиональные качества (деловая игра, тренинги). Можно выделить четыре группы методов: информационно-справочные, просветительские методы (справочная литература, информационно-поисковые системы, экскурсии на предприятия, учебные заведения); профессионально-психологические (беседы, опросники, методы наблюдения, использование игровых ситуаций); морально-эмоциональной поддержки (группы общения, тренинги, профессиональные игры); оказание помощи в конкретном выборе или принятии решения (построение «цепочки» основных ходов, использование схем альтернативного выбора из имеющихся вариантов) [2].
Очень важно при подборе методов использовать принцип разнообразия. Кроме того, необходимо подбирать такие методы, где обучающиеся могли обсудить результаты со своими родителями.
Обобщая, можно определенно сказать, что цель психологического консультирования состоит в том, чтобы помочь выпускнику в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленные цели, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
По мнению ученых, занимающихся этой проблемой, выбор жизненного и профессионального пути старшеклассниками начинается еще в школе за долго до обучения в вузе. Поэтому важнейшей задачей общеобразовательной организации является создание условий для профессионального самоопределения. Ее решению может содействовать профессионально ориентированная работа, являющаяся важным гарантом свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующим потребностям и запросам общества, а так же возможностям и способностям самого человека.
Но на современном этапе система среднего профессионального образования находится в состоянии глубокого реформирования, которое обусловлено рядом проблем: переход на стандарты нового поколения, объединение учебных заведений, вопросы финансирования, поиск потенциальных работодателей, лицензирование новых востребованных специальностей/профессий и т.д. Исходя из вышеперечисленных проблем, необходимо выстроить и определить оптимальную стратегию и перспективы развития образовательного учреждения, в том числе профориентационной деятельности [3].
Несмотря на большой выбор образовательных организаций, которые реализуют программы среднего профессионального образования, абитуриенты каждый год вынуждены решать проблему выбора - как образовательной организации, так и самой специальности/профессии. Высокий уровень конкуренции в сфере реализации образовательных программ СПО эту задачу абитуриентам не облегчает, а, наоборот, затрудняет.
Еще одной проблемой, препятствующей привлечению абитуриентов в образовательные организации СПО является сложившийся стереотип о непрестижности среднего профессионального образования.
Таким образом, всё вышесказанное обусловливает необходимость совершенствования профориентационной работы организаций СПО. В настоящее время учебные заведения используют старые методы и каналы для распространения информации в рамках профориентационной работы. Однако, эти каналы и методы уже мало эффективны, как прежде, поэтому более конкурентоспособными оказываются те образовательные организации СПО, которые осознали необходимость внедрения современных методов и каналов для профориентационной работы и уже начали их внедрять. В частности, одним из таких каналов является сеть Интернет, которая позволяет охватить огромное количество потенциальных абитуриентов, донести до них важную информацию, заинтересовать образовательными программами СПО [1].
Проблема организации профориентационной работы для образовательных организаций среднего профессионального образования ещё более актуальна, чем для школы, так как это попытка напрямую повлиять на выбор школьника и затем встретить у себя мотивированного абитуриента, что также является одним из факторов совершенствования системы образования в дальнейшем.
В техникуме отработаны механизмы по проведению таких традиционных форм профориентационной деятельности, как:
- создан и ежегодно обновляется банк данных муниципальных образовательных учреждений Донецкой Народной Республики;
- издается приказ о профориентационной работе с закреплением школ за педагогическими работниками и графиком посещения;
- на сайте техникума размещена информация об образовательных услугах и их качестве, квалификации преподавателей и т.п. абитуриентам и их родителям;
- использование газетных публикации и других средств массовой информации республики (радио, телевидение) для информирования обучающихся выпускных классов о профессиях;
- издательство и распространение рекламных листовок и буклетов. Для этого информация подвергается тщательному отбору: она должна быть актуальной, доходчивой, доступной, обновляемой и раскрывать льготы и преимущества обучения в нашем образовательном учреждении;
- проведение традиционных дней открытых дверей с привлечением потенциальных работодателей (знакомство с учебной базой: экскурсии по учебным мастерским и лабораториям, посещение общежития), конкурсов профессионального мастерства, профориентационных экскурсий;
- участие на родительских собраниях педагогических работников техникума
- организация демонстрации презентационных и видеоматериалов в школах о реализуемых профессиях;
- создание агитбригад из студентов техникума для участия в мероприятиях по профориентационной агитации;
- проведение профориентационных консультаций, тестирования с целью определения профессиональной ориентации обучающихся;
- реклама в транспорте, социальных сетях, а также через электронную почту муниципальных образовательных учреждений;
- на официальном сайте техникума создана вкладка «Абитуриенту», в котором размещены рекламные материалы по профессиям, правила приема, график работы приемной комиссии.
При проведении профориентационных встреч, наряду с характеристикой профессий техникума, используется информация о диапазоне заработной платы специалистов, о возможностях трудоустройства, об успешно трудоустроившихся выпускниках техникума.
Актуальность профориентационной помощи учащейся молодежи возрастает в связи с повышающимися требованиями современного рынка труда к молодому человеку, совершающему выбор профессии. Своевременно оказанная старшеклассникам профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности и правильного, осознанного выбора будущей профессии. В заключении следует отметить, что эффективность профессиональной ориентации подростков во многом зависит от правильно выбранного подхода к организации профориентационной работы в образовательном учреждении, а совершенствование системы организации профориентационной деятельности в сети Интернет позволит увеличить количество потенциальных абитуриентов в десятки раз.
Список использованных источников:
1. Борытко, Н.М. Теория и методика воспитания: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – Волгоград, 2006. – 28 с.
2. Копылов, С.Н. Воспитание как составляющая образовательного процесса в учреждениях СПО // Теоретические и методологические проблемы современных наук: Мат. XV междунар. науч.-практ. конф. / Научн. ред. Е. А. Омельченко. – Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2015. – 49-54 с.
3. Кузьминский, А.И. Педагогика в вопросах и ответах [Электронный ресурс] / А.И. Кузьминский, В.Л. Омельяненко. – М.: Знание, 2006. – Режим доступа:
https://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_u_zapitannyah_i_vidpovidyah_-_kuzminskiy_ai/zagalni_metodi_vihovannya-1.htm
4. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение, как построение образов возможного будущего/ Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. - 2001. - № 1 - С. 57– 65.
5. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 96 с.
6.Чистякова, С.Н., Пряжников Н.С. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения учащихся // Ученик в обновленной школе. Сборник научных трудов / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: Познание, 2002. - 358 с.