Организация преемственности дошкольной организации и школы.
Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.
Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.
Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.
Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.
экскурсии в школу;
посещение школьного музея, библиотеки;
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
участие в театрализованной деятельности;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
семинары, мастер- классы;
круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения.
совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
консультации с педагогами ДОУ и школы;
встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей;
творческие мастерские;
анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
семейные вечера, тематические досуги;
визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
№ п/п | Мероприятие | Цель | Ответственные | Форма подведения |
Сентябрь |
1. | Оформление стендов в ДО «Будущие первоклассники» | Информирование родителей о подготовке ребенка к школе | Воспитатели подг. группы, учителя нач. кл. | Стенды |
2. | Праздник “1 сентября – День Знаний”. | Создать для будущего выпускника ДО мотивацию для обучения в школе. | Воспитатели подг. гр. | Посещение торжественной линейки в школе воспитанниками подг.группы |
3. | Размещение рекомендаций для родителей будущих первоклассников на стендах | Информирование родителей о подготовке ребенка к школе | Педагог –психолог ДО | Информация на сайте |
4. | Дни методического взаимодействия ДО – начальная школа по теме: «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период» | Выявление уровня адаптации воспитанников в школе. Знакомство педагогов с системно-деятельностным подходом в обучении первоклассников (в рамках внедрения ФГОС) | Учителя начальных классов | Открытые уроки в первых классах для педагогов ДО |
5. | Ознакомительные экскурсии воспитанников подготовительной группы в школу (в течение года) | Знакомство со школой | Воспитатели подг. группы | Воспитатели |
6. | «Все профессии нужны, все профессии важны» | Знакомство с профессиями | Библиотекарь | Библиотечные уроки |
7. | Открытый показ образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (в течение года) | Подготовка детей к школьному обучению | Воспитатели подг. группы | Групповые и индивидуальные занятия |
8 | Выступление на родительских собраниях | Знакомство родителей будущих первоклассников с системой подготовки детей к школе | Педагог- психолог, учителя нач. кл. | Рекомендации |
9 | Коррекционная работа. Индивидуальные консультации для родителей. | Коррекция работа с детьми. | Учитель –логопед | Групповые и индивидуальные занятия |
10 | Психологическое сопровождение процесса подготовки детей ст. возраста к систематическому школьному обучению (в течение года) | Индивидуальная работа педагога – психолога по выявлению проблем и выстраиванию работы по их разрешению | Педагог -психолог | Групповые и индивидуальные занятия |
Октябрь |
11 | Взаимопосещения педагогов ДО и нач. кл. (в течение года) | Преемственность в работе | Старший воспитатель ДО, зам. дир по УВР НОО | Обмен информацией о воспитанниках, поступающих в ОУ, сбор информации о успеваемости бывших воспитанниках д/с, ознакомление с методами и формами работы |
12 | Работа « Школы будущего первоклассника» | 1.Создание условий для личностного развития ребенка. 2. Обеспечение успешной адаптации к обучению в школе, желания учиться и развиваться | Зам. дир. по УВР НОО | Занятия |
Ноябрь |
13 | Семинар-практикум «Формирование УУД у дошкольников» | Знакомство с опытом работы по формированию УУД у детей подготовительной группы | Старший воспитатель, воспитатели подг. группы | Обмен опытом |
Январь |
14. | Круглый стол «Основные принципы преемственности в организации образовательной деятельности» | Выработать педагогами ДО и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе. | Ст. воспитатель, зам. дир. по УВР НОО | Общие понимания и требования готовности ребенка к школе |
Февраль |
15. | День открытых дверей для родителей будущих первоклассников в ДО | Знакомство родителей будущих первоклассников с системой образования в ДО | Зам. дир. по ДО, ст. восп. | Рекомендации |
Апрель- май |
16 | Мониторинг освоения программы | Выявление уровня готовности выпускников ДО к школьному обучению | Старший воспитатель, воспитатели подг. гр. | Справка по результатам мониторинга, рекомендации для воспитателей и педагогов, родителей |
17 | Проведение тестирования Мониторинг готовности выпускников ДО к школьному обучению | Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников подготовительной группы. Наметить пути формирования развития школьно значимых функций для тех воспитанников подготовительной группы, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости. | Педагог-психолог ДО, ст. воспитатель, мед работник | Аналитическая справка |
18. | Круглый стол «Вопросы преемственности ДОУ и школы» | Составить примерный план совместной работы школы и д/с на будущий учебный год. Подвести итоги совместной работы школы и д/с по решению проблемы преемственности. | Ст. воспитатель, зам. дир. по УВР НОО | Обмен мнениями |
19. | Утверждение плана работы на новый учебный год | Организация работы по преемственности между ДО и ОУ | Руководитель ОУ | План работы |
Эффективно организованная преемственность между дошкольной организацией и начальной школой способствует целенаправленной и систематичной подготовке детей к школе, развитию индивидуальных способностей и одаренности детей, формированию духовно – нравственных ценностей, формированию коммуникативных и социальных компетентностей детей, а так же развитию любознательности, укреплению физического и психологического здоровья детей.