Серявина Любовь Константиновна,
Учитель физики МБОУ «Буйская СОШ»,
РБ, Бичурский район, с Буй
Организация проектной деятельности по физике на уроках
и во внеурочное время
Самостоятельная деятельность создает интеллектуальные способности: "Не в том дело, что способности появляются в деятельности, а в том, что они, создаются в этой деятельности".
Опыт показывает, что школьникам 7-9 классов очень интересно что-нибудь конструировать и изобретать. Получая такие задания, ученики внимательно относятся к изученному материалу, к рассмотрению устройства приборов, технических установок и машин. Успех дела существенно зависит от того, насколько педагогу удалось установить разумное соотношение между требованиями и помощью, регламентом и предоставленной свободой, сложностью поставленной задачи и возможностями учащихся.
Итак, ведущая идея моего опыта заключается в том, что знания, умения, навыки выступают как средство, позволяющее осуществлять опытную, практическую деятельность, устанавливать связь между знаниями и реальной жизнью, формировать способность действовать эффективно. Изучить учебники – еще не значит освоить физику и овладеть соответствующим мышлением. Настоящее образование человек получает тогда, когда сам ищет ответы на возникающие у него вопросы. А научиться задавать вопросы труднее, чем отвечать на них.
Цель: создание условий для приобретения практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся в учебной и внеурочной деятельности по физике.
Задачи: повысить интерес учащихся к физике и любовь к технике;
- через изготовление моделей привить уважительное отношение к труду;
- способствовать формированию этической, эстетической, экологической, информационной культуры учащихся;
- создать банк творческих работ учащихся;
- опубликовать методическое пособие по изготовлению моделей.
Решения данных задач можно организовать через проектную деятельность. Организованный таким образом процесс обучения в свою очередь должен привести к повышению качества знаний учащихся по физике; увеличению числа учащихся участвующих в предметных олимпиадах и конференциях; повышению интереса к предмету.
Изготовление самодельных приборов дает возможность не только расширить и углубить знания учащихся, но и конкретно продемонстрировать им связь теории с практикой самым естественным образом. В процессе этой работы учащиеся приобретают различные практические умения и навыки, находят целесообразное применение своим силам, знаниям и способностям. Такая работа способствует развитию творческих способностей учащихся, повышает их интерес к науке, приучает к самостоятельной деятельности, вырабатывает уверенность в собственных силах. С другой стороны, подобная работа является хорошим примером общественно-полезного труда: удачно сделанные самодельные приборы могут значительно пополнить оборудование школьного кабинета. Самодельные приборы имеют постоянную ценность: их изготовление, с одной стороны, развивает у учащихся практические умения и навыки, а с другой - свидетельствует о творческой работе самого учителя, о его методическом росте и совершенствовании.
Работа по изготовлению самодельного прибора можно разделить на копирование прибора, имеющегося в наличии, модернизацию прибора, изготовление прибора по готовым описаниям, чертежам, схемам и конструирование новых приборов. Более ценно последнее, т.к. в этом случае учащиеся сами создают макет будущего прибора, являются авторами чего-то нового. Будущий прибор вначале рождается в голове ученика, затем это переносится на бумагу в виде рисунка или чертежа, а потом после обсуждения и поправок начинается практическое воплощение проекта.
Изготовленные приборы должны найти применение либо на уроках физики, либо во внеклассной работе. К ним должны быть приложены описания, заканчивающиеся перечнем возможностей данного устройства, краткие рекомендации по его использованию, т.е. все нормативные документы как у промышленных приборов.
Демонстрация готового прибора автором перед своими товарищами во время урока физики - это лучшая оценка его труда и возможность отметить его заслуги перед классом. Если такой возможности не будет, то выставку изготовленных приборов демонстрируем во время проведения недели физики
В последние годы наши ученики изготовили более десятка самодельных приборов и моделей, которые хранятся в кабинете и помогают лучше понять азы физики. Со многими приборами ученики школы выступали на районных и республиканских научных конференциях школьников «Шаг в будущее», «Созвездие». За работу «Модель сверхтяжёлого колёсного вездехода и гидропневматической ракеты», ученик получил диплом 1 степени в 2008 г. В 2013 году ученица нашей школы выступила с работой «Лазерное пугало» и также получала диплом 1 степени, в 2014 году за работу «Генератор возвратно-поступательного движения» ученик получил диплом 2 степени. За «Прибор для обнаружения неисправных мест электропроводки» получили грамоту за 4 место на Международной открытой олимпиаде «Созвездие». Приборы и поделки ребят участвуют в районной и республиканской выставке «Дети. Техника. Творчество». Многие мои ученики выбирают профессию инженер, автомеханик, инженеры самолётостроения, электрики, и наконец, просто не боятся брать в руки инструменты.
Продуманная, связанная с жизнью, система индивидуально-групповой работы позволила учащимся применить свои знания по физике на практике, почувствовать уверенность в своих силах и реализовать свои возможности в полезном деле. Это вдохновляет ребят, и они сами начинают проявлять инициативу в поисках тем будущих работ, и способствует формированию ключевых компетентностей. Эти занятия не только углубляют и расширяют связь с практикой, но и позволяют естественным образом вести индивидуализацию обучения. Действительно, если цель деятельности достигнута - прибор изготовлен и работоспособен, то возникает так называемая ситуация успеха, что делает ученика более уверенным в своих силах, подбадривает его на новые усилия. Подобная организация урока доказывает свою эффективность тем, что за эти годы число учащихся, принимающих участие в конференциях, соревнованиях, конкурсах и творческих проектах значительно возросло, ученики с радостью идут на урок, а это лучшая награда для учителя.
Литература
Ваганова В.И., Елизова А.Д., Скокова Л.В. Домашний эксперимент по физике в 9 – 11 классах. Пособие для учителей и учащихся. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета. – 2003. Браверман Э. М. Преподавание физики развивающие ученика. Подходы, компаненты, уроки, задания. Пособие для учителей и методистов. – М.: Ассоциация учителей физики, 2003. Рабиза Ф.В. Простые опыты. Забавная физика для детей. «Детское издательство»: Москва. – 2002.