Организация работы по стабилизации и снижению правонарушений и преступлений
Профилактика безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних давно уже признается основным направлением борьбы с преступностью. Особенно это важно, когда речь идет о профилактике преступлений несовершеннолетних. Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Решить эту проблему можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы воспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
Сегодня наряду с позитивными изменениями в обществе протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей так называемой «группы риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранение, доставку, продажу и употребление наркотиков, произошел резкий рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Социально-педагогическая служба МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» проводит работу по созданию благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, физического и социального развития обучающихся.
В начале 2019-2020 учебного года проводился сбор данных по классам, на основании создался банк данных по категориям: неполные, многодетные, малообеспеченные, неблагополучные семьи, дети под опекой, обучающиеся «группы риска», обучающиеся, состоящие на учете ОПДН, КДН.
На обучающихся, состоящих на контроле ОДН, КДНиЗП, ВШК, попавших в ТЖС, заведены картотеки, в которых зафиксируются причины отклонения от норм поведения, неблагополучие семьи, отслеживается посещаемость и успеваемость по предметам.
Основные категории | Количество |
Обучающиеся | |
-общее количество обучающихся в школе | 979 |
- дети-инвалиды | 12 |
- дети, имеющие ограниченные возможности здоровья | 38 |
- дети, находящиеся на домашнем обучении | 0 |
- дети, оставшиеся без попечения родителей | 4 |
- дети, находящиеся под опекой | 4 |
- состоящие на ВШУ: | 10 |
-состоящие на учете в КДН и ЗП администрации г.Железногорска | 2 |
- состоящие на учете ОПДН | 4 |
-состоящие на учете у врача нарколога | 0 |
Семьи | |
-общее количество семей | 948 |
- полные | 770 |
- неполные | 187 |
- многодетные | 65 |
- малоимущие | 8 |
- состоящие на учете ОПДН | 2 |
-состоящие на учете в КДН и ЗП администрации г.Железногорска | 2 |
Совместно с школьным инспекторами ОПДН Ребрищевой З.А., социальным педагогом ЖМЦСПСиД, классными руководителями, педагогм-психологим, социальным педагогом школы Литвишко Т.И. проводятся рейды в семьи детей «группы риска», в неблагополучные семьи с целью выявления микроклимата в семье, взаимоотношений членов семьи, в семьи попавшие в ТЖС. За текущий учебный год было посещено и обследовано 8 семей из них:
1 - многодетная,
4 – под опекой,
2 - в ТЖС,
1- неблагополучных, некоторые семьи посещались неоднократно.
В течение текущего учебного года систематически проводятся консультации, беседы с обучающимися, родителями совместно со школьными психологами Трутаевой Л.В., соцпедагогом Литвишко Т.И., инспекторами ОПДН Ребрищевой З.А., проводятся Советы профилактики. В I четверти были поставлены на учет в КДНи ЗП и ОДН учащиеся 5 классов Макухин Даниил и Бобров Ярослав. С учащимися была создана индивидуальный план работы по коррекции в поведении и не допущении подобных фактов правонарушений. За учащимися были закреплены общественные воспитатели (классные руководители Правильева О.В. И Трутаева Л.В.). За всеми обучающимися, состоящими на ВНШ, ОДН и КДН и ЗП учетах, ведется строгий контроль за организацией внеурочной деятельности. Во II четверти уменьшилось количество подростков, состоящих на учете в ОДН. 1 подростка сняли с учета КДН и ЗП за хорошее поведение и высокие достижения в спорте. В начале учебного года было 6 учащихся, в настоящее время – 4. Дети из неблагополучных семей – Корченкова Л. 7 «Б»,
Новиков К. 5 «Г». Большая индивидуальная работа проводится с обучающимися, длительное время не посещающими школу. С ними и их родителями проводятся профилактические беседы классными руководителями, соцпедагогом, психологом, инспектором ОПДН, администрацией школы, приглашаются на школьные Советы профилактики с привлечением общественных организаций. Осуществляется ежедневный контроль за посещаемостью, оказывается помощь в учебе учителями-предметниками.
За две четверти 2019-2020 учебного года с учащимися «группы риска» проводилась следующая работа: еженедельные индивидуальные беседы о пропусках уроков, о нарушении общественного порядка в школе. Совместные рейды с инспекторами ОПДН Ребрищевой З.А., социальным педагогом Литвишко Т.И. и классными руководителями Правильевой О.В., Трутаевой Л.В., Бильдиной Н.П.., с целью обследования жилищно – бытовых условий, занятость учащихся во внеурочное и каникулярное время. Неоднократно совместно с инспектором ПДН как индивидуально, так и с классом проводились беседы по следующим темам: «Права и обязанности школьников», «Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах», «Чем вреден насвай», «Права ребенка», «Жизнь без вредных привычек», «Я и компания», проведены беседы в параллели 8 классов помощником прокурора Васищевой Е.И. «Ответственность за употребление наркотических веществ и правонарушения», проведение общешкольных родительских собраний «Мы в ответе за своих детей» (соцпедагог), «Особенности адаптации и психологический комфорт в образовательной среде» (педагог-психолог).
Были проведены заседания Советов по профилактике безнадзорности и правонарушений. На данных советах рассматривались вопросы пропусков учащимися учебных занятий по неуважительным причинам; неуспеваемость учеников по учебным предметам. Результат проделанной работы: кл. руководителям были даны рекомендации по работе с детьми, имеющими различного рода девиации в поведении. Классными руководителями были приняты во внимание данные рекомендации, они активно помогали в работе социальной службе: вовремя сообщали информацию о посещаемости, имеющихся правонарушениях и других отклонениях в поведении среди учащихся своего класса, вели индивидуальную работу с учащимися. Также рекомендации по осуществлению воспитательной работы с детьми были даны родителям учащихся, многие из которых были одобрены и осуществлены родителями, что дало положительные результаты в изменении поведения и отношения к учебе их детей.
В целях организации досуга «трудных» детей проводилась работа:
выявление интересов и наклонности детей;
привлечение детей в студии, секции и кружки.
привлечение детей к участию в различных конкурсах социальной направленности.
Школа ведет тесное сотрудничество с учреждения дополнительного образования (ЦДТ, СЮТ, СЮН, Школа восточных единоборств и др.) ведь организация культурного досуга и отдыха детей и подростков - важный фактор социализации детей. Цель этой работы формирование в личности высокой общечеловеческой культуры; удовлетворение социальных и культурных потребностей детей и подростков просветительская направленность.
Таким образом, социально-педагогическая служба работает в тесном контакте с администрацией, классными руководителями, учителями - предметниками, психологами, специалистами социальных служб и родителями по профилактике асоциального поведения и правонарушений, по предупреждению вредных привычек и охране жизни и здоровья, по оказанию своевременной социальной защите, помощи и поддержке нуждающихся в них учащихся. Во II квартале произошло снижение преступлений. За прошедший период не было зафиксировано преступлений несовершеннолетними школы.