МБОУ Митрофановская СОШ
Кантемировского муниципального района
Воронежской области
«Организация среды свободной активности в Школе полного дня»
Ржевская О.А., заместитель директора по воспитательной работе
Школа полного дня сложное организационно-педагогическое и социальное явление. Наш интерес к ней вызван тем, что она может решить практически весь комплекс социальных и психолого-педагогических задач школы и, что не менее важно, усилить взаимосвязь школы с семьей, внешкольными учреждениями.
Используя средства в пределах, установленных для организации продленного дня, мы имеем возможность избежать сложностей в организации учебного процесса, обеспечить свободный выбор учащихся по интересам, построение гибкого режима, учитывающего семейную ситуацию и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Главной задачей научно-технической Школы полного дня мы считаем, использование всех имеющихся ресурсов школы, социума, семьи для воспитания социально ответственной личности, чтобы каждый ученик имел возможность проявить свои качества.
Цель работы ШПД:обеспечить современное качество образования на основе формирования ключевых компетенций личности, определяемых государственными стандартами через создание образовательного пространства, способствующего реализации индивидуализации обучения, развитию и социализации личности.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШПД
Работа Школы полного дня строится с учетом всего комплекса определяющих его предпосылок и моментов: социальным заказом родителей, возможностей школы, специфики дифференцированной работы с обучающимися, стремлений и интересов самого ребёнка.
Наиболее важной особенностью в работе Школы полного дня является сочетание в нем обязательных для учащихся мероприятий со свободно избираемыми, реализация возможности занятий во внешкольных учреждениях.
Школа полного дня функционирует с 8час.30 мин. до 18.00 мин. в режиме шестидневной рабочей недели. Первая половина дня отводится для организации учебных занятий, вторая половина дня посвящена отдыху, самоподготовке (под контролем педагога), организации внеурочной деятельности и дополнительного образования.Кружковая деятельность обучающихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях.
Продолжительность занятий – 45 минут. Перемены по 10 минут, две перемены по 20 минут. Между занятиями первой половины дня и второй перерыв 45 минут.Для обучающихся организуется 2-хразовое горячее питание, для группы продлённого дня -3-х разовое. На завтрак, обед и полдник выделяется специальное время.
Расписание занятий строится на принципах интеграции основного и дополнительного образования и обеспечивает сочетание обучения, труда и отдыха.Обязательной составляющей режима является активно-двигательная деятельность, что составляет 20% времени, проведённого в школе.
Организация второй половины дня является важной частью учебно-воспитательного процесса. Проведение самоподготовки, консультаций включает в себя: проектно – исследовательскую деятельность, консультации с учителями - предметниками, работу с одаренными детьми, подготовку к олимпиадам и конкурсам, работу научных обществ и объединений.
График пребывания ребёнка в школе устанавливается в соответствии с действующими нормативами и может изменяться в любое время по заявлению родителей.
Широкий выбор форм и видов дополнительного образования, внеурочной деятельности, результат их освоения способствуютуспешной социализации обучающихся в обществе, их конкурентной способности на рынке труда.
В школе работает 30 кружков, объединений, клубов внеурочной деятельности и дополнительного образования, спортивныесекции по волейболу, баскетболу, футболу, теннису, лёгкой атлетике, основам физической подготовки.
Сформированы научное общество учащихся «Родничок», литературная гостиная «Словотворчество», объединение «Государство Детства», волонтерский отряд «Луч», военно – спортивный клуб «Мы-россияне», военно- патриотический клуб «Память», объединение «Вместе к вершинам ГТО».
Созданы Центры: «Для наблюдений и исследований», «Творческого развития, «Изобразительного искусства», «Моделирования и конструирования».
В рамках реализации инновационного проекта «Многополярный кластер – импульс настоящего и будущего» апробированы программы: Школа позитивного обучения для родителей, Школа карьеры, Семейная школа «Шагаем вместе», «Семейный мастер-класс», Школа «Альтернатива», «Молодежный автобус», «Шанс – это ты» (для семей детей ОВЗ).
Анализ социального заказа показал: при выборе направлений внеурочной деятельности большинство родителей желают, чтобы дети занимались в спортивно-оздоровительных (75%) и общекультурных (62%) творческих объединениях и секциях.
При выборе направлений дополнительного образования: в кружках технической направленности (83%), кружках естественнонаучной направленности (58%). На основании чего составлены учебные планы.
Штатное расписание школы полного дня составляется с учетом единого расписания учебных занятий, самоподготовки, внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Для работы в ШПД привлекаются учителя-предметники, три воспитателя группы продлённого дня, педагог-психолог, два социальных педагога, старшая вожатая, классные руководители, библиотекарь и другие педагогические работники.
Результатом работы в режиме «школы полного дня» стали качественные изменения во взаимодействии образовательного учреждения с учреждениями культуры и спорта, на основании договоров о сетевом взаимодействии. Более 200 обучающихся школы посещают занятия Кантемировской детской спортивной школы, Дома детского творчества, Кантемировской детской школы искусств в с.Митрофановка,дома культуры «Авторемонтник».
Такая организационная модель позволяет работать по единому плану педагогическому коллективу нашего образовательного учреждения, педагогам дополнительного образования культуры и спорта.
Ожидаемые эффекты школы полного дня
Для обучающихся и выпускников | Мотивация на успех. Повышение результативности обучения, воспитания, развития школьников без перегрузки учителей и учащихся. Ранняя профориентация и личностное самоопределение в условиях ШПД. Успешная социальная адаптация обучающихся и выпускников. Повышение конкурентоспособности выпускников |
Для родителей | Удовлетворенность качеством образовательных услуг. Вовлечение родителей как полноправных социальных партнеров в управление школой. |
Для педагогических работников | Профессиональная удовлетворенность. Повышение профессионального статуса. Возможность карьерного роста. Повышение статуса образовательного учреждения. |