Просмотр содержимого документа
«Организация учебного процесса и составление расписания уроков в соответствии с функциональными возможностями учащихся.»
Организация учебного процесса и составление расписания уроков в соответствии с функциональными возможностями учащихся.
Учебный режим школы должен соответствовать функциональным возможностям учащихся. Объем, содержание и организация учебного процесса должны обеспечивать такое состояние организма, при котором утомление полностью исчезало бы за период отдыха.
Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей учащихся – трудность и утомительность. Утомительность характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета – уровнем успеваемости, то есть степенью усвоения учебного материала. Следовательно, при составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности, либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться приложением 4 к санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования", в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Приложение 3
к санитарным правилам
"Санитарно-эпидемиологические
требования к объектам образования"
Недельная учебная нагрузка в общеобразовательных организациях
Класс | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Нагрузка в часах, в неделю |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Инвариантная учебная нагрузка | 20,5 | 22 | 23 | 26 | 26 | 28 | 28 | 29 | 31 | 33 | 22 | 22 |
Занятия, факультативы, курсы по выбору (в старших классах профилирующие предметы, прикладные курсы) | 1,5 | - | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 14 | 14 |
Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного характера | - | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Максимальная учебная нагрузка | 22 | 24 | 25 | 29 | 29 | 33 | 33 | 34 | 36 | 38 | 39 | 3 |
Приложение 4 к санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования" | |
Таблица ранжирования предметов по трудности
№ | Предмет | Количество баллов |
1 | 2 | 3 |
1 | Математика, русский язык (для школ с казахским языком обучения), казахский язык (для школ с неказахским языком обучения). | 11 |
2 | Иностранный язык, изучение предметов на иностранном языке. | 10 |
3 | Физика, химия, информатика, биология. | 9 |
4 | История, Человек. Общество. Право. | 8 |
5 | Казахский язык, литература (для школ с казахским языком обучения). Русский язык, литература (для школ с неказахским языком обучения). | 7 |
6 | Естествознание, география, самопознание, НВП | 6 |
7 | Физкультура | 5 |
8 | Труд, технология | 4 |
9 | Черчение | 3 |
10 | ИЗО | 2 |
11 | Музыка | 1 |