СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация внеурочной деятельности с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальная недостаточность) в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации автор делится опытом работы по организации внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) в кружке лоскутного шитья.

Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальная недостаточность) в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода»

Организация внеурочной деятельности

с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальная недостаточность) в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода


Л.И.Диденко – учитель трудового обучения


Основными принципами организации работы по дополнительному образованию являются толерантность, учёт коррекционного воздействия, индивидуализация, педагогический оптимизм, последовательность, комплексный подход.

Кружок - это центр детского творчества. Именно в кружке возможно учитывать и максимально удовлетворять индивидуальные запросы учащихся, развивать личность, воспитывать любовь к природе, искусству, творческому процессу. Содержание работы кружка может быть разнообразным, важно только, чтобы оно не дублировало, а дополняло соответствующие разделы и темы программ трудового обучения.

В кружках желательно объединять учащихся, которые имеют определенный интерес к данному виду практической деятельности и желание заниматься в данном кружке. Но в нашем случае такое желание нужно возбуждать у школьников разными средствами: перспективой самостоятельного изготовления красивых вещей, возможностью приобрести полезные знания и навыки и др.

Во многом интерес учащихся к работе в кружке поддерживается и развивается в ходе занятий. Поэтому занятия нужно планировать и проводить так, чтобы учащиеся узнавали новое, успевали выполнять намеченную часть практической работы, их изделия действительно были красивы и нравились всем, обстановка была спокойной и доброжелательной, обеспечивалась свобода общения учащихся друг с другом и с руководителем.

Таким образом, эти занятия позволяют более успешно решать вопросы коррекции личности с нарушением интеллекта, оказывают благоприятное воздействие на организм, способствуют закреплению положительных эмоций, увеличивают длительность хорошего, уравновешенного настроения, повышают самооценку ребёнку. Эти занятия способны реально помочь ребёнку, социально адаптироваться, найти применение полученным знаниям в жизни, что является главной целью педагогов и воспитателей коррекционных школ.

Для многих детей с нарушением интеллекта наша школа – единственное учебное заведение, которое они заканчивают. Поэтому педагогам необходимо приложить максимум усилий для решения вопроса реабилитации этих детей, добиваясь максимального развития возможностей каждого ученика. Достигается это в том числе и благодаря занятиям внеурочной деятельностью, основанной на материале народного творчества что является одним из главных условий полноценного воспитания и развития их творческих способностей. Художественно-ручной труд учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты.

Дети с интеллектуальной недостаточностью, как и дети с сохранным интеллектом, на протяжении всей жизни развиваются независимо от степени тяжести дефекта. Своеобразие развития таких учащихся состоит в том, что оно затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствием уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитием мелкой моторики рук, плохой восприимчивостью ко всему новому, недостаточностью всех уровней мыслительной деятельности.

И, пожалуй, не будет ошибкой сказать, что такому ребенку для полноценного развития занятия творчеством необходимы, как воздух. Они доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию художественного воображения. В процессе творческой деятельности при условии систематического целенаправленного руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка, у учащихся развиваются эстетическое восприятие, образные представления (форма, цвет, композиция). На таких занятиях идет освоение и постижение учащимися окружающего мира, его красоты, гармонии.

Направления внеурочной деятельности для детей могут быть самыми разнообразными. Однако прежде всего следует подумать о таких видов деятельности, занятия в которых помогли бы детям с отклонениями в развитии подготовленными вступить в самостоятельную жизнь. Сюда относятся кружки, ставящие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, всестороннего развития творческих способностей ребёнка. Одним из таких кружков является кружок лоскутного шитья.

Лоскутная техника проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия не нужны какие-то особенные материалы, а лишь лоскуты тканей и нитки, которые можно найти в любом доме, и самые обыкновенные инструменты: ножницы и иголка. Вооружившись фантазией и желанием создать что-либо новое, можно почувствовать себя творцом, способным создать истинно рукотворную вещь.

Это занятие интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает их внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Кроме того - занятия лоскутной техникой несут в себе огромный коррекционный потенциал.

Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность ребенка, чтобы он развивался всесторонне. Эти занятия призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. При этом решается и психологическая задача – эти занятия дают чувство эмоционального комфорта, ощущение радости детства.

Занятия лоскутной техникой способствуют коррекции мелкой моторики рук, глазомера. Они стимулируют развитие памяти, внимания, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность, приемы и способы ее изготовления. В процессе работы у учащихся активизируются мыслительные процессы, т.к. возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными (объяснение приемов разметки и раскроя, оформление декорации на основном фоне), совершенствуются трудовые умения, формируется культура труда.

Занятия лоскутной техникой имеют огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса. Использование таких приемов, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической и пооперационной картам, схемам способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умений последовательно выполнять работу.
Занятия лоскутной техникой с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся. Кроме того, эти занятия развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта. При работе над поделкой можно отрабатывать различные поведенческие модели, что особенно актуально в работе с детьми с нарушением интеллекта. К созданию тематических композиций можно привлекать всех ребят. Каждый из участников должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При этом его детали должны быть такими же аккуратными, как и те, что выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, выполнение поделки затрудняется. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в коллективе. Таким образом, изготовление оригинальной поделки становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, правилах. Кому-то придется выступить в роли художника, подбирая необходимые цвета для выполнения изделия, кто-то станет руководить сборкой композиции. А кому-то придется быть просто исполнителем. Таким образом, занятия лоскутной техникой позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности. Обучаясь этому виду деятельности, ребенок развивает память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести профессиональный навык до автоматизма и т.д. Эти способности позволят ему в дальнейшей жизни поступать в какой-либо привычной деятельности по раз и навсегда установленному правилу или шаблону – подчас даже машинально. Они могут пригодиться ребенку в профессиональной деятельности и в исполнении своих обязанностей в быту.

Творческий труд занимает большое место в системе реабилитационной работы. Здесь ребенку прививаются жизненные компетенции, он выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного и красивого.

В процессе занятий лоскутной техникой в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые им в дальнейшей жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты.




Список литературы:

1.Запорожец А.В. Развитие произвольный движений.- М.; АПН РСФСР, 1960. – 430 с.