Организация воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС.
Своё выступление я начну словами Л.Н.Толстого. Он писал: «Из всех, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добро» Это он писал о нравственном воспитании.
В современных условиях образование выполняет важнейшую роль в обеспечении стабильности общественной жизни, в преодолении кризисных процессов, связанных с социализацией человека, становлением его самосознания, наследованием и продолжением национальных традиций и ценностей. В связи с этим перед современной школой в условиях реализации ФГОС стоит масштабная социокультурная задача – стать структурообразующим компонентом в процессе духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося. Таким образом, необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, сочетающей в себе развитую нравственную и правовую культуру, и значимый вклад в этот процесс должно внести образовательное учреждение, способное эволюционным путём обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Однако реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует содержания, форм и методов, адекватных современным социально-педагогическим реалиям, основанных на системно-деятельностном подходе: только через вовлечение обучающихся в активную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успеха в данном направлении.
Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.
Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими. Поэтому умственно отсталые дети по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.
Нравственное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.
Нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости коллектива и личности. Поэтому нравственное воспитание должно оказывать систематическое влияние на жизнь классного и общешкольного коллектива, планировать их учебную, трудовую, общественную и др. виды деятельности.
Планируя воспитательную работу, в старшем звене, ставлю следующие задачи и цель духовно нравственного воспитания:
Цель:
Первая задача - формировать нравственное сознание – очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека.
Процесс решения второй задачи - формировать нравственные убеждения предусматривает, прежде всего, формирование умения правильно оценивать явления окружающей действительности, разбираться в этических нормах, сознательно их усваивать и применять на практике. Это особенно сложная и трудная задача, когда речь идет об умственно отсталых школьниках.
Третья основная задача нравственного воспитания - формировать нравственные чувства, которые представляют собой переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям – важнейшая задача нравственного воспитания.
И четвёртая важная задача нравственного воспитания - это формирование навыков и привычек общественного поведения
Особое место в работе с умственно отсталыми детьми занимает процесс воспитания у них нравственных привычек. Свойственная многим умственно отсталым инертность, тугоподвижность мыслительных процессов ставит успех формирования их привычек в известную зависимость от случайных отрицательных впечатлений. Такое впечатление “может спровоцировать импульсивный поступок, который в дальнейшем может зафиксироваться в виде привычного способа реагирования. Влияние таких ошибочных эпизодических действий на некоторых детей, которым свойственна инертность нервных процессов, довольно велико, они могут служить основой возникновения других «неправильных» привычек” (С.Я. Рубинштейн).
Становление личности умственно отсталого ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность.
В целях достижения поставленных задач я в своей работе опираюсь на следующие подходы в воспитании:
Личностный подход – признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каким он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие. Авторитарность, грубость, насилие над ребёнком губят воспитательный процесс и ребёнка как личность. Опора на чувство ребёнка, а не только на его сознание и поведение. Деятельный подход в воспитании: ребёнок не готовится в школе к будущей жизни – он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его способностям и особенностям деятельность: здоровая, трудовая, благотворительная, творческая. Средовый подход – школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения.
Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре. Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами. Комплексный подход предполагает воспитание и развитие каких – либо качеств ребёнка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащегося, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Перечисленные выше принципы составляют основу воспитательной системы. Неполным будет моё выступление, если не скажу о роли психолога и социального педагога в данном направлении работы. Школа может успешно выполнять свои воспитательные функции лишь при условии систематического изучения каждого школьника.
Организуя свою работу, использую следующие принципы нравственного воспитания:
целеустремленность,
уважение к личности воспитанника и предъявление требований к нему,
учёт возрастных и индивидуальных особенностей,
единство и целостность воспитательного процесса.
Также использую следующие методы нравственного воспитания:
- методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, личный пример пример;
- методы формирования нравственного поведения: упражнения, приучение, требование, воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, порицание.
Методы формирования нравственного сознания направлены на разъяснение нравственных понятий и категорий, на выработку моральных чувств и оценок, норм общественного поведения. К этим методам относятся рассказы, беседы, лекции, диспуты на этические темы, воспитание на положительных примерах, взятых из жизни.
Методы, формирующие поведение ребенка, направлены на ориентацию деятельности детей, на формирование привычек нравственного поведения.
Методы стимулирования направлены на позитивную мотивацию детей.
Сущность всех методов заключается в том, чтобы выработать не только умения и навыки, но прежде всего – потребности вести себя соответствующим образом (Г.И. Щукина).
Нравственное воспитание помогает решать задачи всестороннего развития личности ребенка и корригировать его недостатки.
В работе со старшими школьниками использую следующие средства нравственного воспитания, что тоже способствует достижению положительных результатов моей работы:
Группа художественных средств включает в себя -художественную литературу, изобразительное искусство, музыку, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Следующим важным средством нравственного воспитания школьников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
Так же важным средством нравственного воспитания школьников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.
Особое место в группе средств нравственного воспитания отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
И ещё одним важным средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, т.е. окружающая обстановка. атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Основная задача воспитателя – создать условия для развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.
Работа по организации нравственного воспитания в старшем звене ведется по шести направлениям.
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Задача: воспитывать чувства патриотизма, активной жизненной позиции.
Формы работы:
Классный час «С чего начинается Родина», Урок доброты «Россия устремленная в будущее», экскурс в историю «25о лет со дня Бородинского сражения» правовые игры «Суд над хулигаством» , «Закон и порядок» , «Мои права и обязанности», общешкольные конкурсы патриотических стихов и песен, аллея славы «Ветеран живет рядом», проектная мастерская «Символика Смоленской области», исторический экскурс «День гражданской обороны», урок тренинг «Главная книга страны», «Уголовное законодательство». Проводятся каждый год мероприятия ко дню Победы акции «Белый цветок», «Голубь мира», «Бессмертный полк». Духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и что немаловажно приносит детям радость.
Дети изготавливают открытки, стенгазеты, плакаты, рисунки к праздникам, участие в выставках поделок.
Экскурсии в художественные галере в г. Москва, музеи, места боевой славы-экскурсия в воинскую часть Шаталово, в Бородино, посещение театрализованного преставления в Долгомостье, поездка на родину нашего земляка А. Т. Твардовского также способствует формированию духовно-нравственных качеств школьника. Знакомство с законами РФ и правовыми документами. Воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности. Изучение обязанностей и прав учащихся и граждан РФ. Информирование о выборах на должность президента РФ 2018 год. Формирование толерантности- происходит через такие формы занятия как цикл бесед «Закон и общество», международный день толерантности.
Знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России в процессе урок тренинг «твоя национальность», праздник «Масленица» где воспитанники 7-8 классов принимали активное участие, «Моя семья и ее традиции» и др. занятия. Прошла успешно неделя русского народного творчества.
Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников. Ребята с большим удовольствием и ответственностью подошли к проведению праздничного концерта «Во славу Отечества», где ребята с гордостью за свою страну читали патриотические стихи и исполняли песни, танцевали.
Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности прошло в процессе встречи ребят с центром патриотическим «Вымпел».
Результаты работы в данном направлении: у воспитанников формируется ценностное отношение к России, к своему народу, любовь к родному краю, уважение к старшему поколению, представления о правах и обязанностях человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Получают и закрепляют представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. «Мифы и легенды», «Народные обряды и традиции», беседа инструктаж «Поведение в школе. Я сам отвечаю за свои поступки», «Культура общения», Международный день пожилых людей, Истории праздников народа Пасха, сороки, и др). Участие в выставке в музее г. Починок, благодаоность.
Активно участвуют в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, знакомятся с основными правилами поведения в школе, общественных местах. Занятие размышление «Мои мысли мое мнение», Лукошко добрых дел «Жизнь дана на добрые дела», урок игра «Правила этикета», беседа «Режим дня нам необходим», «Как правильно себя вести в общественных местах», треннинг личностного роста «Знаю ли как правильно общаться», «Галантность», «Я принимаю гостей» и др., позволяющих воспитанникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
В результате воспитанники усваивают опыт нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательной организации – овладевают навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучаются дружной игре, взаимной поддержке, участвуют в коллективных играх, приобретают опыта совместной деятельности;
Принимают посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе.
Обогащение духовной культуры через тематические праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха» помогают реализовывать цель – быть милосердными к людям. Участие в конкурсах поделок и открыток, рисунков к праздникам, в региональном фестивале в Смоленске посвященный празднику Сороки.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Задача: Закрепить полученные ранее представления о роли труда и значении творчества в жизни человека и общества в процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий; Формы работы: Беседа диалог «Труд в почете любой», беседа «Без труда не выловишь и рыбки из пруда».
Формируется воспитание положительного отношения к труду. Развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики через занятия Экономический практикум «Мои потребности и возможности», «Стоит ли нам беречь одежду», комплекс практических занятий «Стирка вещей», «Ремонт одежды», «Уход за комнатными растениями», «Высадка рассады», «Подготовка теплой одежды», «Маркируем белье», «Чистка снега», «Уборка территории» , операция «Клумба», «Уют».
Дежурство по школе, по классу, по столовой, организация и проведение генеральных уборок и субботников. Формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения учащихся. Построение профессиональной и личной перспективы. Серии классных часов «В мире профессий», экскурсии на предприятия в магазин, на почту, на швейное производство в г. Смоленск и т.д.
Результаты работы в данном направлении: приучение воспитанников к труду физическому и умственному, профориентационная направленность.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Цели:
Формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей. Профилактика табакокурения и наркомании, дорожнотранспортных проишествий, терроризма.
Формы работы:
тематические классные часы "О болезнях грязных рук”, "Секреты здорового образа жизни”, " В здоровом теле – здоровый дух”, "Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!”, «О профилактике вредных привычек» , азбука здоровья «Соблюдение режима», беседа-инструктаж «Терроризм будь бдителен», «Влияние алкоголя на организм человека», рассказ эстафета «простудные заболевания», «Гигиена мальчиков», «Гигиена девочек», утренняя зарядка, беседы «Оказание первой доврачебной помощи», урок игра «Будь внимателен на дороге» и т.д. В нашем классе никто не курит. Участие в общешкольных выставках плакатов, рисунков, стенгазет на темы вредные привычки, ЗОЖ, пешеход. Мальчики также принимают активное участие в спортивных конкурсах и занимают призовые места и медали.
Результаты работы в данном направлении: формирование ценностного отношения к своему здоровью, навыков самообслуживания и санитарно-гигиенических навыков.
5. Воспитание ценности отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Цель:
Формирование экологической культуры. Воспитание уважения к природе и природным богатствам Родины. Обучение экономичному использованию природных ресурсов.
Формы работы: акции «Покормите птиц», «Кормушка», практическое занятие «Высадка цветов на клумбу», «подготовка клумбы», всероссийский урок «Экология и энергосбережения», участие в конкурсах «Природа и фантазия, стенгазет и рисунков на тему «Береги природу». Экскурсии в природу.
Результаты работы в данном направлении: сформированность у ребят бережного отношения к природе и ее обитателям.
6. Воспитание ценностных отношений к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Цели:
Развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности. Приобщение к культурным ценностям и традициям. Формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности (класс-школа-дом).
Формы работы:
Организация и проведение праздников «8 марта», «День учителя», «День святого Валентина», «День смеха». Активное участие воспитанников в «Новогодний карнавал», Новогодней сказке» и других мероприятиях, изготовление новогодних костюмов, посещение выставок и музеев, посещение театров, поездки по городам, святым местам и т.д.
Сотрудничество с библиотекой способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.
Занятие детей в кружках, выполнение красивых поделок и участие во всероссийских и международных конкурсах.
Результаты работы в данном направлении: воспитанники развивают творческие способности, учатся видеть красоту. Двое воспитанниц Моисеева А и Козлова Татьяна принимали участие в региональном конкурсе для детей с ОВЗ «Абилимпикс» в компетенции бисероплетение и заняли 1 и 2 места. Таня К. представляла нашу школу в Национальном чемпионате в г. Москве и заняла 5 место, вошла в 10 победителей по Смоленской области. В этом году мы тоже будем участвовать в этом чемпионате.
Результативность воспитательной работы определяется составлением графиков уровней воспитанности по всем выше изложенным направлениям и в сравнении видно, что показатели растут, а значит, наблюдается положительная динамика.
Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляю через выполнение основных функций.
Функции:
• Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
• Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
• Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
• Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.
Разговоры и мероприятия по духовно-нравственному воспитанию, воздействуют на чувства, настроение ребёнка, способны преобразовать его нравственный и духовный мир, удовлетворяет их тягу к знаниям, художественному творчеству, способствуя гармоничному развитию личности. У учащихся расширяется круг познавательных интересов, отмечается повышение уровня общей и художественной культуры, растёт интерес к историческому прошлому, наблюдается активизация детей. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей маме, отцу, своей семье, к своему жилищу, к своей школе. «Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», - так писал замечательный человек, академик Д.Лихачёв.
Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение у наших детей определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев у них наблюдается. Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе, и поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку “путеводную нить“.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Вывод
Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что духовно-нравственное развитие детей во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых ребенок живет и развивается (в семье и школе). Духовно-нравственное развитие и воспитание детей должны быть интегрированы в основные виды деятельности: на занятиях, развлечениях и праздниках, работу с родителями. Основной принцип это: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в патриотическое ,эстетическое, интеллектуальное воспитание.