СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: Проблема занятости населения в Краснобаковском районе, пути ее решения.

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Безработица имеет тяжелые экономические и социальные последствия, которые выражаются в относительном ухудшении экономического положения населения и абсолютном обнищании безработных...

Просмотр содержимого документа
«ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: Проблема занятости населения в Краснобаковском районе, пути ее решения.»

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)


Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Краснобаковский лесхоз – техникум»












ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по теме:

Проблема занятости населения в Краснобаковском районе,

пути ее решения.








Выполнили студентки 2 курса 3 группы

Муравьева Мария Олеговна

Рыбакова Татьяна Николаевна



Руководитель проекта

Игнатенко О.Ю.














р.п. Красные Баки

Содержание:

Введение:……………………………………………………………………………….…..4 стр.

1. Социально экономическое состояние района…………………………………………6стр.

1.1 Основные характеристики муниципального района;………………………..6стр.

1.2 Анализ текущего состояния экономики;………………………………… … 6стр.

1.3 Проблемы характерные для социально – экономической ситуации в

районе………………………………………………………………………….6стр.

1.4 Демографическая обстановка…………….……………………………..….. 7стр.

2. Проблема занятости населения в Краснобаковском районе, пути ее решения…… 8стр.

2.1. Анализ ситуации на рынке труда Краснобаковского района…………… 8стр.

2.2. Анализ причин привлечения и использования иностранной рабочей

силы………………………………………………………………………….10стр.

2. 3Мероприятия по содействию трудоустройства населения………………10стр

2.4.Анализ результатов осуществления полномочий в области занятости

населения ………………………………………………………………….11стр.

2.5. Анализ расходования средств на реализацию мероприятий по

содействию занятости населения………………………………………...15стр.

2.6. Меры борьбы с безработицей………………..…………………………….15стр.

Заключение………………………………………………………………………………..16стр

Список использованной литературы……………………………………………………17стр.

Приложения.

















Введение.

Одна из проблем в мире - проблема безработицы.

Безработица - когда определенная часть активного, трудоспособного населения вынуждена оставаться незанятыми в процессе производства товаров или услуг вследствие постоянно повторяющегося нарушения равновесия между спросом и предложением на рынке труда.

Основными показателями, которыми измеряется безработица, являются так называемый уровень безработицы (доля безработных в экономически активном населении) и средняя продолжительность безработицы (промежуток времени, в течение которого нынешние безработные ищут работу).

Для нормального развития рынку нужны резервы факторов производства. Одним из важнейших резервов является фактор рабочая сила.

Рабочая сила - граждане страны, которые хотят и могут работать.

Совокупная рабочая сила страны состоит из суммы занятых в процессе труда и безработных.

Формы безработицы:

- естественная;

- вынужденная.

Последствия безработицы:

Полная занятость - крайне редкое явление, возникающее в экономике в период подъема производства, когда циклическая безработица отсутствует, и рынок труда находится в равновесии.

Безработица имеет тяжелые экономические и социальные последствия, которые выражаются в относительном ухудшении экономического положения населения и абсолютном обнищании безработных.

Происходит сокращение совокупного потребления, уменьшаются сбережения, сокращаются объемы инвестиций. Безработные теряют квалификацию.

Причинами появления безработицы в России послужили события, связанные с резким переходом к новым экономическим отношениям.

Наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно, с этих позиций безработицу вполне можно считать стимулом к лучшей работе.

Вопросы рынка труда очень сложные, трудные и довольно тонкие, их должен решать рынок, используя свой механизм. Однако в России без помощи государства и его активного вмешательства эти вопросы не решаются. Вопросы занятости должны решаться с учетом особенности каждого отдельного региона, здесь не должно быть обобщения, каких - то запланированных компаний, это постоянная и очень трудная работа, где большая роль должна быть отведена местным органам власти.

В Краснобаковском районе, так же как и во всей стране остро стоит проблема безработицы. В результате этой проблемы население района становится все меньше. Поскольку жители переезжают жить и работать, в другие города. Рабочих мест становится все меньше, вследствие чего для молодежи нет никаких перспектив. Поэтому мы решили подробно рассмотреть эту проблему.






















1.Социально- экономическое состояние района.

1.1.Основные характеристики муниципального района.

Площадь района составляет 1,8 тыс. кв. км. – 18 место среди муниципальных районов и городских округов нижегородской области (2,4 % от площади области).

Численность постоянного населения (по состоянию на 01.01.09)- 24,663 тыс. чел. (0,7 % от населения области)

Район расположен в 146 км. от г. Нижний Новгород, и имеет развитую транспортную инфраструктуру:

- трасса федерального значения « Нижний Новгород» – «Киров»;

- трасса регионального значения « Красные Баки»- «Варнавино» – «Белышево»;

- железнодорожные станции « Ветлужская», «Быструха» и «Шеманиха»;

- внутренние судоходные пути – река Ветлуга впадает в реку Волгу;

- близость к международному аэропорту- 146 км..


1.2. Анализ текущего состояния экономики.

В промышленности района на 01.01.09 действует 15 организаций, из них крупных и средних -8, малых – 7. в этой отрасли экономики занято 1,4 тыс. человек.

На долю сельского хозяйства приходится 12,6 % общего объема отгруженной продукции. В сельском хозяйстве района на 01.01.09 действует 9 организаций, из них крупных и средних -5 , малых – 4. в этой отрасли экономики занято 0,139 тыс. человек.

В строительстве, на долю которого приходится около 0,85%. По состоянию на 01.01.09 действует 4 организации, из них одна крупная, и три малых. В этой отрасли экономики занято 0,126 тыс. человек.

Приложение 1 (Структура экономики Краснобаковского района) стр.18


1.3. Проблемы характерные для социально- экономической ситуации в районе.

В социальной сфере:

- высокая дотационность бюджета;

- сокращение численности населения, превышение смертности над рождаемостью (за 2008 г. в два раза);

- старение населения, которое происходит не за счет увеличения численности пожилых людей, а за счет сокращения численности молодежи

- низкий уровень средней заработной платы по сравнению со средне областным уровнем;

- нежелание перспективной молодежи оставаться в районе.

В экономической сфере:

- высокая степень морального и физического износа основных фондов, инженерных коммуникаций, и как следствие - высокая затратность, потери;

- недостаток собственных оборотных средств;

- недостаточный объем инвестиций;

- наличие объектов незавершенного строительства;

- высокая дебиторская задолженность за услуги ЖКХ за населением;

- сокращение численности рабочих мест.


1.4. Демографическая обстановка.

Демографическая обстановка в районе негативная и даже кризисная. Основанием для такой оценки послужил, прежде всего, обозначившийся процесс депопуляции, характеризующийся превышением числа смертностей над рождением. На 2008 год уровень смертности превысил уровень рождаемости в 2 раза. На демографическую ситуацию в районе влияют миграционные процессы. Положительное сальдо миграции составило 36 человек.

















2.Проблема занятости населения в Краснобаковском районе, пути ее решения.


2.1. Анализ ситуации на рынке труда Краснобаковского района.

Основная цель государственной политики занятости – формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятия через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы. Политика занятости, воздействуя в основном на предложение рабочей силы, имеет ограниченные возможности влияния на факторы, способствующие расширению предложения рабочих мест (инвестиции, финансово- кредитная политика). Поэтому главное внимание службой занятости уделяется оптимизации функционирования рынка труда через согласование и регулирование спроса и предложения рабочей силы. Для этого требуется формирование цивилизованного рынка труда, системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности.

Основным фактором, оказывающим непосредственное влияние на рынок труда, безработицу и занятость, является состояние экономики района.

В районе зарегистрировано 483 малых предпринимательских структур с численностью 2193 человека, в том числе 46 малых предприятия и 437 предпринимателей без образования юридического лица.

Средняя зарплата по крупным и средним предприятиям района за 2008 год увеличилась по сравнению с 2007 годом почти на 30% и составляет 7685 рублей, что пока меньше средне областной.

Наибольший удельный вес в объеме промышленной продукции занимают предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности 37%. Выпуск продукции на этих предприятиях за 2008 год увеличился на 49,1%, в пищевой промышленности увеличился

на 22,9 %, в текстильном и швейном производстве увеличился на 23%, в издательской и полиграфической деятельности на 34,7%.

Основные действия центра занятости направлены на повышение эффективности работы, качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, укрепление делового сотрудничества с работодателями и другими социальными партнерами в решении проблем занятости.

Наибольшим спросом на рынке труда пользуются вакансии по рабочим специальностям - рамщики, подрамщики, станочники деревообрабатывающих станков, электрики, газоэлектросварщики, водители, продавцы, подсобные рабочие. Спрос на эти профессии сохранится и в последующие годы. Большинство вакансий поступает с предприятий промышленности, торговли и общественного питания, лесной и деревообрабатывающей, а также от индивидуальных предпринимателей. Вакансии служащих поступают редко и продолжительности существования таких вакансий минимальна. Среди них преобладает спрос на высококвалифицированных, имеющих опыт работы специалистов. К ним относятся: экономисты, бухгалтера, менеджеры по продажам.

По - прежнему основными причинами незанятости у граждан, зарегистрированных в качестве безработных, являются:

- увольнение с последнего места работы по собственному желанию;

- высвобождение работников в связи с сокращением штатов;

- отсутствие гарантированного трудоустройства для молодежи по окончании учебных заведений;

- окончание сезонных работ.

Основная масса граждан, обратившихся за предоставлением государственной услуги с целью поиска подходящей работы с учетом профилирования относятся к группе « Не могу- Хочу» - 20% и « Не могу - не хочу» 60%.

Использование методов профилирования, своевременное выявление лиц, для которых риск долгосрочной безработицы достаточно высок, и принятие соответствующих мер для их ускоренного трудоустройства позволяет оптимизировать расходы и повысить эффективность деятельности службы занятости.

При центре занятости населения работает консультационный пункт, каждую неделю проводились телефонные « горячие» и предувольнительные консультации работников. Причиной принятия работодателями решения об увольнении работников является сокращение объема производств. О введении режима не полного рабочего времени, временной постановки работы и предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы предприятиями за 2008 год не сообщалось.







2.2.Анализ причин привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Практика привлечения иностранной рабочей силы, а также анализ ситуации показывают, что привлечение иностранной рабочей силы не оказывает существенного отрицательного влияния на состояние рынка труда района. Учитывая наличие в районе дисбаланса между профессионально - квалифицированным уровнем местной рабочей силы и требованием к ней работодателей, отсутствие на районном рынке труда необходимых предложений, определенные трудности по предоставлению привлекаемым работникам жилья, все это порождает привлечение и использование иностранной рабочей силы. За 2008 год в центр занятости населения обратилось 8 работодателей за привлечением и использованием рабочей силы, потребность в работниках составила 75 человек.



2.3. Мероприятия по содействию трудоустройства населения.

В 2008 году за получением государственной услуги в поиске подходящей работы обратилось 1035 человек, из них женщин 628 человек, трудоустроено 829 человек, из них женщин 505 человек. Численность зарегистрированных безработных на 01.01.09 составило 173 человека, что больше на 65 человек аналогичного показателя прошлого года. Уровень регистрируемой безработицы на 01.01.09 года составил 1,6 %.

Количество работодателей обратившихся за государственной услугой в подборе необходимых работников за 2008 год 90 человек. Потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей)- 890 вакантных места, из них для замещения рабочих профессий 813 вакантных места.

В целях расширения возможностей трудоустройства граждан, ищущих работу, а также подбора профессиональных кадров для организации проводится работа по организации ярмарок, вакансий рабочих и учебных мест.

В 2008 году центром занятости было организовано и проведено 10 ярмарок вакансий, из них 6 в форме мини-ярмарок общественных работ и для молодежи. За этот период ярмарки вакансий посетило 380 человек. В их работе приняло участие 58 предприятий и организаций района, получили приглашение на работу и трудоустроено 183 человека. Кроме традиционных ярмарок вакансий в своей работе по трудоустройству граждан центром занятости населению широко используются такие формы работы как «День открытых дверей», прямая телефонная линия «Партнер», «День инвалида». Существенную роль в организации трудоустройства граждан играет укрепление связей с работодателями через работу семинаров- совещаний, «Круглого стола». За отчетный период было проведено 20 таких мероприятий.

Для расширения возможностей трудоустройства граждан, ищущих работу, и оказания государственных услуг работодателям по подбору необходимых работников центр занятости населения постоянно информировал население и работодателей о положении на рынке труда.

Центр занятости населения реализует следующие мероприятия:

- использование возможностей прямого телеэфира

- издание буклетов об оказываемых услугах центра занятости для незанятого населения и социальных партнеров, брошюры содействующих в районе программах, дайджестов с административными регламентами службы занятости для разных целевых групп: безработных, ищущих работу, работодателей, других социальных партнерах, экспресс итогов, пресс-релизов. Наш центр тесно сотрудничает с газетой «Вперед», телевидением «Наш край», с местной радиостанцией. Было подготовлено и опубликовано 8 статей, одна радиопередача и снята одна программа на телевидение. Проведено 30 мероприятий информационного характера. Это ярмарки вакансий рабочих и учебных мест, круглый стол, прямая телефонная линия «Партнер». Постоянно обновляем информацию в информационном зале.




2.4 Анализ результатов осуществления полномочий в области занятости населения.

1.осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

В 2008 году с целью получения государственной услуги в центр занятости обратилось 62 инвалида имеющих индивидуальную программу реабилитации. Безработными были признаны 45 человек.

За отчетный период было трудоустроено 25 инвалидов.

Трудоустройство инвалидов осуществляется по следующим направлениям:

- трудоустройство на квотируемые рабочие места.

- трудоустройство по программе временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

.2. содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, в том числе из других регионов.

3. информирование о положении на рынке труда..4. организация ярмарок вакансий учебных и рабочих мест.

5. организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения.

Данная услуга способствует эффективной занятости населения, формированию правовых, экономических, организационных условий и гарантий профессионального самоопределения получателей государственных услуг.

Профориентационная работа ведется по следующим направлениям:

- работа с безработными гражданами, состоящими на учете в ЦЗН;

- работа с молодежью, состоящей на учете в службе занятости и не имеющей достаточного профессионального опыта;

- работа с учащимися всех типов образовательных учебных заведений;

- работа с лицами, находящимися в УЗ;

- работа по расширению рабочего пространства;

Систематически проводятся прямые телефонные линии.

6.психологическая поддержка профессиональная подготовка, переподготовка и

повышение квалификации безработных граждан.

Организация этих действий способствует обеспечению эффективной, свободно избранной занятости граждан, удовлетворению их потребности в обучении и повышении роста профессионального мастерства.

Профессиональное обучение - важнейшая часть активной политики.

Учитывая, что проблема острого недостатка рабочих кадров наблюдается на протяжении нескольких лет, ЦЗН проводит целенаправленную, профориентационную работу по позиционированию рабочих профессий, как гаранта успешного трудоустройства, восстановлению позитивного отношения к ним молодежи.

7.осуществление социальных выплат гражданам, признанным в

установленном порядке безработными.

Социальная поддержка безработных граждан - комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, осуществляемых органами службы занятости населения в целях обеспечения реализации государственных гарантий гражданам, установленных законодательством, в период, когда они заняты поиском работы.

Результативность мер социальной поддержки безработных граждан говорит о том, что в итоге достигнута широкая информативность о вакансиях на рынке труда, сняты квалификационные и другие препятствия на пути возвращения гражданина к работе. Люди приобрели навыки самостоятельного поиска работы, с помощью подобранной для них работы смогли обеспечить достаточный уровень жизни для себя и для нетрудоспособных членов своей семьи.

В последние годы появился еще один вид социальной поддержки – поддержка доходов безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на период участия во временных работах и материальная поддержка несовершеннолетних граждан на период участия во временных работах в размере не ниже минимального размера пособия по безработице.

Среди мер социальной поддержки безработных особое место занимает предоставление возможности получить профессию. Лица, направленные на обучение, получают стипендию в размере, не превышающую максимальную величину пособия по безработице и не ниже его минимальной величины.

Отдельно следует сказать о такой мере социальной поддержки безработных граждан, как досрочная пенсия. Она оформляется не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников.

8. организация проведения оплачиваемых общественных работ.

По организации общественных работ были заключены 21 договор. Из них 14 договоров – трехсторонние с поселковыми (сельскими) администрациями, с привлечением средств местного бюджета.

9. организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.

10. организация временного трудоустройства безработных граждан испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет и числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, и ищущих работу впервые.

11. социальная адаптация безработных граждан на рынке труда.

Государственная услуга по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда направлена на удовлетворение потребностей граждан, признанных в установленном порядке безработными, в получении навыков активного, самостоятельного поиска работы, составление резюме, проведение деловой беседы с работодателем, самопрезентации, преодоления последствий длительной безработицы, повышения мотивации к труду, и способствует сокращению периода поиска подходящей работы за счет формирования безработного гражданина активной жизненной позиции.

12. содействие самозанятости безработных граждан.

Содействие в организации предпринимательской деятельности является одним из возможных вариантов решения проблемы трудоустройства.

Организация деятельности ЦЗН по содействию самозанятости безработных граждан и не занятого населения построено на 3 направлениях работы:

- информационное;

- консультационное;

- финансовая поддержка.

13. содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности.

За 2008 год переселения семей в сельскую местность не производилось.

14. выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодальством о правовом положении иностранных граждан в РФ.

В 2008 году было выдано 1 заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников на 2 человек.

15. организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан.

Важной задачей службы занятости является совершенствование организационных форм содействия трудоустройству ищущих работу граждан, в том числе путем внедрения эффективных механизмов профилирования.


Конечные цели профилирования:

- повышение потенциала трудоустройства клиентов службы занятости;

- минимизация сроков трудоустройства и упреждение длительной безработицы;

- ориентация активных программ занятости на наиболее уязвимые категории безработных, выявленных по результатам профилирования;

- оперативное исполнение заявок работодателей на квалифицированный рабочий труд.

Активно развивается практика профилирования- деление безработных на половозрастные, социально- профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и методам поисков работы.






2.5 Анализ расходования средств на реализацию мероприятий по содействию занятости населения.

Все средства, федерального бюджета, предусмотренные в виде федеральных субвенций на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения, освоены в полном объеме.

Высокая стоимость услуг по «организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы» и « организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые» обусловлена тем, что безработные трудились в течение 3 месяцев. Расходы на услуги по « профессиональному обучению безработных граждан» включает в себя кроме самого обучения еще и расходы на проживание граждан во время учебы.

Наряду со средствами, предоставляемыми из федерального бюджета в виде субвенций на реализацию государственных услуг в области содействия занятости населения, центр занятости использует и привлеченные средства, такие как средства районного бюджета и средства работодателей.

Приложение 2 (Доходы Краснобаковского района) стр.19




2.6 Меры борьбы с безработицей.

Для сокращения безработицы могут использоваться методы, направленные на стимулирование спроса на товары. Тем самым создаются условия для роста занятости на предприятиях, производящих хорошо покупаемые товары. Кроме того, могут использоваться программы прямой помощи безработным- всем или определенным группам (прежде всего пожилым, молодежи, женщинам и инвалидам). Обычно эти программы предполагают помощь в овладении профессиями, пользующимися спросом, создании мелких семейных фирм, организации предприятий, дающих работу преимущественно молодежи или инвалидам и т.д.

Предоставить рабочие места безработным может и сельское хозяйство, но оно сейчас в упадочном состоянии. Для его восстановления разработаны активные меры:

- предоставление кредитов с низкими процентами;

- помощь государства;

- уменьшение налогов.


Заключение.

Уровень безработицы в 2006 году был 2.7 %. В настоящее время он составляет 1,6%. Для этого были разработаны программы эффективного уменьшения безработицы. Разрабатываются новые технологии от государства позволяющие компаниям избежать увольнений (поддержке предпринимательства уделяется большое внимание, ведь с его развитием связан рост экономики района. Предприняты меры для стабилизации социально – экономической ситуации. Полностью восстановлена платежно-расчетная система. Дополнительные средства поступают из областного бюджета.) В заключении можно сказать, что государство предпринимает многочисленные меры для снижения безработицы.


























Список использованной литературы.

  1. Борисов Е.Ф.Основы экономики: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Юристъ, 2007. – 336с.

  2. Экономика организаций ( предприятий): Учебник для средних профессиональных заведений. / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. – 431с.- (Серия «Среднее профессиональное образование»).

  3. Экономика организации: учебник. Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2008. – 336 с. – (Профессиональное образование)

  4. Программа «развития предпринимательства Краснобаковского района 2008- 2010г.г.».

  5. Отчет ГУ ЦЗН за 2008 г.

  6. Газета « Экономика Поволжья» № 69 (4893).

  7. Газета «Новости Поволжья» № 58 (4793).

  8. Газета « Российская газета». вторник 21 апреля 2009 № 69.

  9. Газета « Вперед» № 97, №89, № 90.





















Структура экономики Краснобаковского района








Доходы Краснобаковского района



18