Организационно-содержательные характеристики коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими обучающимися
Особые образовательные потребности
детей школьного возраста с нарушениями зрения
В структуру особых образовательных потребностей слепых входят как общие образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так и специфические, характерные только для слепых или слабовидящих.
К общим потребностям относятся:
получение специальной помощи средствами образования;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие слепых обучающихся с педагогами и сверстниками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;
индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучения сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.
Особые образовательные потребности слепых младших школьников
К потребностям, характерным для слепых обучающихся, относятся:
целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов (в том числе и остаточного зрения);
целенаправленное руководство осязательным или осязательнозрительным восприятием;
формирование компенсаторных способов деятельности;
профилактика вербализма и формализма знаний за счет расширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных представлений, формирования, обогащения, коррекции понятий;
использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся (алгоритмизация и др.);
систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;
развитие полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира; обеспечение доступности учебной информации для тактильного и зрительного восприятия слепыми обучающимися с остаточным зрением;
учет в организации обучения и воспитания слепых обучающихся с остаточным зрением: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной, тактильной и физической нагрузок;
тотально слепых и слепых со светоощущением — возраста и времени утраты зрения, режима тактильных и физических нагрузок;
преимущественное использование индивидуальных пособий, рассчитанных на осязательное или осязательно-зрительное восприятие;
учет темпа учебной работы слепых обучающихся в зависимости от уровня сформированности компенсаторных способов деятельности;
введение в структурное построение урока курса пропедевтических (подготовительных) этапов;
постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях коррекционных целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;
активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений;
реализация приемов, направленных на профилактику и устранение вербализма и формализма речи; целенаправленное формирование умений и навыков ориентировки в микро- и макропространстве;
целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки; создание условий для развития у слепых обучающихся инициативы, познавательной и общей (в том числе двигательной) активности;
развитие мотивационного компонента деятельности, в том числе за счет привлечения слепых обучающихся к участию в различных (доступных) видах деятельности;
создание условий для развития и коррекции коммуникативной деятельности;
коррекция нарушений в двигательной сфере;
целенаправленное развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований;
нивелирование негативных качеств характера, коррекция поведенческих проявлений и профилактика их возникновения.
Особые образовательные потребности слабовидящих школьников
В структуру особых образовательных потребностей слабовидящих входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой — характерные только для слабовидящих.
К общим потребностям относятся:
специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления первичного нарушения развития;
требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной обучающимся, не имеющим ограничений по возможностям здоровья;
необходимо использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;
индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;
следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.
К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих обучающихся, относятся:
целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия;
целенаправленное руководство зрительным восприятием;
расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;
целенаправленное развитие сенсорно-перцептивной деятельности;
упорядочивание и организация зрительной работы с множеством объектов восприятия;
развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений имеющихся у данной группы обучающихся;
использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слабовидящих обучающихся (алгоритмизация и др.);
систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;
обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;
строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной и физической нагрузок;
преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся;
увеличение времени на выполнение практических работ;
введение в структурное построение урока (курса) пропедевтических (подготовительных) этапов;
введение в содержание образования коррекционно-развивающих курсов;
постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;
активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений;
целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро- и макропространстве;
целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки; создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
развитие и коррекция коммуникативной деятельности; физическое развитие слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях;
коррекция нарушений в двигательной сфере;
поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе;
поддержание психофизического тонуса слабовидящих;
целенаправленное развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований;
активное обогащение (коррекция) социального опыта слабовидящего обучающегося.
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся включают необходимость:
учета в организации обучения и воспитания слабовидящего определенных факторов: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени жизнедеятельности в условиях нарушенного зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузки;
целенаправленного обогащения (коррекции) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов и формирования компенсаторных способов деятельности;
широкого использования специальных приемов организации учебно-практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции и др.);
целенаправленного руководства учебно-практической деятельностью;
расширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных представлений, формирования и расширения понятий;
обеспечения доступности учебной информации для зрительного восприятия обучающихся;
развития приемов полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;
предъявления информации преимущественно в наглядно-образной форме;
целенаправленного развития сенсорно-перцептивной деятельности, ориентировочных действий;
максимального расширения образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом;
специальной организации (с учетом особых образовательных потребностей) пространственно-развивающей среды;
преимущественного использования индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
учета темпа учебной работы обучающихся в зависимости от наличия особых образовательных потребностей;
развития мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности;
целенаправленного социально-личностного, эмоционального, познавательного, моторного развития;
формирования познавательных действий и ориентировки в микро- и макропространстве;
целенаправленного формирования умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
коррекции нарушений в двигательной сфере;
развития речи и коррекции речевых нарушений;
нивелирования негативных и поведенческих качеств характера и профилактики их возникновения.
Принципы коррекционно-развивающей работы со школьниками с глубокими нарушениями зрения
Коррекционно-развивающая работа со слепыми и слабовидящими обучающимися основывается на современных тифлологических представлениях:
о наличии первичных и вторичных отклонений в развитии, которые подвергаются изменениям, компенсаторным перестройкам, восстановлению под влиянием коррекционно-развивающей работы;
о наличии тесной взаимосвязи коррекции и компенсации нарушений зрения и их последствий;
о наличии общих закономерностей и особенностей развития детей с нарушениями зрения;
о закономерном соотношении обучения, воспитания и развития детей с нарушениями зрения;
о наличии у детей с нарушениями зрения особых образовательных потребностей;
о возможности всестороннего развития детей с глубокими нарушениями зрения в условиях специально организованной целенаправленной работы, учета типологических и индивидуальных особых образовательных потребностей (Б. И. Коваленко, М. И. Земцова, А. И. Зотов, А. Г. Литвак, И. С. Моргулис, Л. И. Солнцева, Л. И. Плаксина, Б. К. Тупоногов, В. А. Феоктистова и др.).
С учетом современных тифлологических представлений о детях с нарушениями зрения как субъектах жизнедеятельности и образовательного процесса реализация коррекционно-развивающей работы опирается на ряд исходных принципов. Рассмотрим наиболее значимые из них.
Принцип педагогического оптимизма, который основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающем как право каждого ребенка быть включенным в образовательный процесс, так и необходимость опоры в процессе обучения на имеющийся у обучающегося актуальный уровень развития и на его потенциальные возможности.
Принцип нормализации, основной смысл которого заключается в признании необходимости организации в процессе обучения слепого и слабовидящего ребенка, такой образовательной и пространственно-предметной среды, которая бы способствовала удовлетворению имеющихся у него особых образовательных потребностей (в том числе и индивидуальных).
Принцип единства диагностики и коррекции нарушений развития, предполагающий подбор содержания, методов, приемов коррекционно-развивающей работы в строгом соответствии с диагностическими данными, полученными в ходе комплексного медикопсихолого-педагогического изучения слепого и слабовидящего ребенка.
Принцип необходимости оказания обучающемуся комплексной поддержки в образовательном процессе в виде предоставления слепому и слабовидящему медико-психолого-педагогической помощи, направленной на коррекцию и компенсацию зрительных нарушений и их последствий.
Принцип коррекционно-компенсаторной направленности образовательного процесса, суть которого заключается в необходимости его построения таким образом, чтобы на всех его этапах, в процессе реализации различных его организационных форм создавались максимально благоприятные условия для компенсации нарушенных функций.
Принцип социально-адаптирующей направленности коррекционно-развивающей работы, позволяющей за счет коррекции и компенсации недостатков развития сформировать у слепых и слабовидящих необходимые социально-бытовые умения и навыки, социальные компетенции и максимально подготовить их к самостоятельной жизни.
Принцип обогащения чувственного опыта, формирования у слепых и слабовидящих обучающихся приемов и способов умственной деятельности, развития речи и коммуникативных умений как основы компенсации зрительных нарушений и их последствий.
Принцип деятельностного подхода в коррекционно-развивающей работе, суть которого заключается в необходимости создания максимально благоприятных условий для овладения обучающимися, во-первых, специальными знаниями, умениями, навыками, т. е. такими знаниями, умениями и навыками, которыми слепые и слабовидящие не могут в отличие от нормально видящих сверстников овладеть за счет спонтанного и стихийного путей приобретения социального опыта, во-вторых, компенсаторными способами деятельности. т. е. такими способами деятельности, которые не свойственны нормально видящим сверстникам.
Принцип реализации индивидуального, дифференцированного и личностно ориентированного подходов, предусматривает необходимость учета наряду с индивидуальными и типологическими особыми образовательными потребностями, характерными для слепых и слабовидящих обучающихся, имеющихся у них личностных особенностей и потребностей.
Принцип необходимости специального усиленного педагогического руководства ориентирует педагога на оказание необходимой помощи каждому слепому и слабовидящему ребенку на всех этапах образовательного процесса и обеспечение постоянной обратной связи с ним. Реализация системы перечисленных принципов создает условия для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими младшими школьниками.