Ортаңғы тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в средней группе
Өткізу күні/Дата проведения: 15/01/2020
Тәрбиеші/Воспитатель: Альденова Ж.С
Білім беру саласы/Образовательная область: познание
Пән/Предмет: естествознание
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Как животные в лесу проводят зиму»
Тақырыбы/Тема: Как зимуют звери в лесу.
Мақсаттары/Цели:
1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим, желание заботиться о них. Формировать у детей заботливое отношение к животным, желание помочь им пережить суровые условия зимы.
2.Дамытушылық развивающая: расширять представление о диких животных, о внешних признаках и повадках (лиса, волк, белка). Развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность.
3.Оқыту- обучющая: Устанавливать, как влияет смена времен года на жизнь зверей. Познакомить с профессией лесника.
Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, ИКТ
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: карточки с изображением примет зимы, сюжетные картинки с приметами зимы. Карточки с изображением животных домашних и диких. Атрибуты к магнитной доске по рассказу «Однажды в лесу». Презентация «Жизнь животных зимой в лесу.», панно «Зимний лес», стихи о зиме, фотографии диких животных, клей,
Көптілділік (Ортаңғы) билингвалдық компонент: түлкі - лиса, қасқыр – волк, тиін – белка.
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент
-Какое сейчас время года? (зима)
Проводится дидактическая игра «Зима — это хорошо или плохо?»
Воспитатель выставляет на магнитной доске карточки с изображением различных примет и ситуаций. Дети рассматривают ее и высказывают свое суждение.
Приглашает в необычное приключение- путешествие в зимний лес.
Речь с движением «Дорога в лес».
По снегу мы идем гулять,
Будем весело шагать. (дети маршируют, высоко поднимая ноги)
Мы шагаем по сугробам.
А в сугробах снега много.
Поднимай повыше ноги,
Проложи другим дорогу.
Предлагает поехать на лыжах. (Дети двигаются скользящим шагом на лыжах под музыку)
2. Негізі бөлімі/основная часть
Ну, вот мы и приехали. Оглянитесь вокруг. Как же здесь красиво! А воздух какой! Давайте подышим свежим лесным воздухом.
(Дети делают глубокий вдох через нос, выдох через рот: ах!)
Развитие зрительного внимания, восприятия наложенных контурных изображений, практическое употребление существительных в вин.пад.
Мы попали в царство живой природы и посмотрим, как животные приготовились к зиме и сделаем их фото.
Слайд 7,8. Как животные зимуют зимой. Как готовятся к зиме. (рассказ воспитателя).
-Зимушка – Зима пришла к нам. Как же мы увидим животных? А вот как. Отгадаете загадки и появится животное и мы его сфотографируем, а потом. разместим в лесных хоромах: каждого на своё место, в свой уголок.
-Загадка первая:
«Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(Медведь)
(Слайд 9). Медведь (дети имитируют ,что фотографируют и после этого появляется фотография животного.)
-А сытым или голодным ложиться спать медведь?
Уходит медведь в спячку с богатым запасом жира. А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле, он согревает её губами и языком.
-Загадка вторая:
«Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу» (Белка)
(слайд 10. белка) (дети имитируют, что фотографируют и после этого появляется фотография животного.)
-А как зимует белка? (К зиме белка утепляет своё гнездо, строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев; делает запасы; может съесть побеги кустарников и почки деревьев).
-Кто же придёт следующий?
«Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть».
(Волк)
(слайд 11.волк) (дети имитируют ,что фотографируют и после этого появляется фотография животного.)
-Чем же занимается волк?
Зимой из-за недостатка, пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят»?
-Что означает она?
-А вот другой – зверь лесной:
«Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы… »(Лису)
(слайд 12. лиса) (дети имитируют ,что фотографируют и после этого появляется фотография животного.)
-Как вы думаете, лиса запасает корм на зиму? Чем же она питается? (ответы детей , ловит мышей , зайцев, « мышкует»
-Подумайте, за кем отправилась лиса?
«Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается,
на зуб волку попадается». (Заяц)
(слайд 13. заяц) (дети имитируют, что фотографируют и после этого появляется фотография животного.)
-Какие изменения произошли в жизни зайца?
Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег.
-Что ест заяц (Питается корой деревьев, замёрзшей ягодой и под снегом найдёт пищу)
-Этого лесного красавца вы узнаете, если отгадаете:
«Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый» (лось) (слайд 14лось) (дети имитируют ,что фотографируют и после этого появляется фотография животного.)
-Как вы думаете, чем питается лось?
(К числу основных зимних кормов лосей относятся ива, сосна, осина, рябина, берёза, малина; в оттепели они гложут кору)
-Добавлю только одно, за сутки зимой взрослый лось съедает – 12—15 кг.
-А теперь мы отдохнём и физкультминутку проведём.
*Физкультминутка
«Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперёд и вниз, (движения руками)
Улыбайся и садись.
А рядом заинька сидит.
Зайка серенький сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики)
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть, (дрожим стоя)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать, (прыжки на месте)
Кто – то зайку напугал,
Зайка – прыг и убежал.
Это был свирепый волк.
Ходит-бродит серый волк (идут по кругу)
И зубами щёлк да щёлк (стучат зубками)
Шёрстка как щетинка, (опустились на пол, изогнули спинки)
Вздыбилась на спинке.
Повстречалась мне лиса (скрестить руки)
Любопытные глаза, (прищурить глаза)
Притаилась за пеньком (присесть)
Ярко-рыжим огоньком,
И спокойно наблюдает: (ладонь к бровям)
Кто в её лесу гуляет.
Вспомним, чем питаются звери зимой? (слайд 15)
-Ребята, подумайте и ответьте: могут ли выжить лесные животные без кормов зимой? (Животным приходится очень трудно зимой, без помощи людей не обойтись) .
– А люди могут помочь диким животным зимой? Как называют людей, которые кормят и заботятся о лесных животных? (Лесники, ). Какую работу выполняют они в лесу для того, чтобы не погибли звери?
-Кто затрудняется, посмотрите на экран (слайд 16Кормление зверей)
Для всех животных в лесу делают «Пункты питания». Для лосей подрубают молодые осины, они любят так же ветки рябины. Животные любят соль. Солью подкармливают лосей и зайцев.
-Что животным страшнее: холод или голод? Почему?
Животные много ходят; бегают в поисках еды; тратят много сил и здоровья. Самый опасный враг – это голод, когда нечего есть. Холод не так опасен, так как у них тёплая шубка.
-Мы узнали о животных всё: места обитания, корм, цвет зимней шубки «Сделали фотографии».
Заключительный этап
-Ну, что, ребятки, засиделись мы что-то с вами в зимнем лесу, а ведь нам пора возвращаться в детский сад, в нашу группу. Давайте попрощаемся с нашими новыми лесными друзьями. На чем поедем? (на лыжах ) Имитация движений лыжника. (Музыкальное сопровождение)
Художественное творчество и ручной труд.
Ну, вот мы и в детском саду и фотографии у нас есть, что же нам с ними делать?
(Ответы детей)
-Перед вами фото животных. Выбери себе фото и разместите его там , где считаете нужным на нашем панно.. Приступайте к работе.
Это будет коллективная работа по теме: , «Жизнь животных зимнем лесу».
Что мог увидеть лесник? (ответы детей обсуждаются)
Воспитатель может зачитать окончание рассказа:
Возле маленькой елочки сидит заяц и так хрустит капустными листьями, что даже не заметил подъехавшего лесника. Это лесник, совсем недавно, на опушке леса оставил капустные листья. А заяц увидел их и каким-то образам перетащил поближе к своей норке. Сидит, обедает. Вот так заяц! Вот так беляк!»
- Как заяц мог перенести капустные листья под дерево?