- Цели, направления и принципы деятельности ОДКБ
- Органы, созданные для деятельности ОДКБ
- Заключение
Преподаватель ОБЖ
Ковалев Александр Прокофьевич
высшая категория
СОШ № 2
г. Моздок
- 15 мая 1992 года Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте «Договор о коллективной безопасности» (ДКБ). Грузия подписала договор 9 сентября 1993 Азербайджан 23 сентября 1993 года, Грузия 9 сентября 1993 года, Беларусь-31 декабря 1993 года;
- Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был подписан на пять лет и допускал продление;
- 2 апреля 1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали Протокол о продлении срока договора на следующие пятилетний период. Однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от подписания договора. В этом же году Узбекистан присоединился к ГУАМ.
КЫРГЫЗСКАЯ
РЕСПУБЛИКА
РЕСПУБЛИКА
АРМЕНИЯ
РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА
БЕЛАРУСЬ
РЕСПУБЛИКА
ТАДЖИКИСТАН
РЕСПУБЛИКА
КАЗАХСТАН
Статус международной региональной организации Договор о коллективной безопасности получил 14 мая 2002 года
Целями Организации Договора о коллективной безопасности являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых отдается политическим средствам .
Организация Договора о коллективной безопасности содействует формированию справедливого, демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права.
Основными направлениями деятельности Организации Договора о коллективной безопасности являются всестороннее развитие политического сотрудничества, развитие и совершенствование военной составляющей, противодействие международному терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, оружия и другим угрозам.
Совет коллективной безопасности (СКБ ) - высший орган Организации. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. В состав Совета входят главы государств-членов.
В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный Совет , который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.
Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики. Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
Комитет секретарей советов безопасности (КССБ ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.
Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.
Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.
Объединенный штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. СКБ имеет право дополнительно создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации.
Основной формой деятельности Совета коллективной безопасности являются сессии , которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Внеочередные сессии созываются по предложению не менее двух государств-членов. Существует практика проведения неформальных встреч президентов государств-членов ОДКБ для обсуждения отдельных важных вопросов.
Военная составляющая ОДКБ:
- Наращивание военного потенциала государств-членов ОДКБ с учетом изменений геополитической ситуации в связи с предстоящим сокращением коалиционных войск МССБ в Афганистане.
- Реализация мероприятий в сфере военного строительства системы коллективной безопасности в соответствии с Планом коалиционного военного строительства ОДКБ.
- Совершенствование сил и средств системы коллективной безопасности. Включение в их состав объединенной системы ПВО, коллективных авиационных сил, коллективных сил специальных операций.
- Развитие коллективных миротворческих сил ОДКБ
Противодействие современным вызовам и угрозам:
- Принятие мер по оптимизации системы коллективной безопасности ОДКБ по противодействию международному терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков и нелегальной миграции.
Обеспечение пограничной безопасности:
- Укрепление внешних границ ОДКБ. Взаимодействие пограничных ведомств государств-членов.
Информационная безопасность:
- Обеспечение информационной безопасности и координации реализации информационной политики в зоне ответственности ОДКБ.
(из приоритетных направлений деятельности ОДКБ в 2017 году)
Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности
Николай Николаевич БОРДЮЖА
Совет коллективной безопасности ОДКБ определяет основные направления стратегии внешнеполитического взаимодействия государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности.
Совет министров иностранных дел ОДКБ рассматривает вопросы практической координации внешнеполитической деятельности государств-членов в рамках Организации, согласования их позиций, в том числе в международных организациях, по ключевым вопросам региональной и глобальной безопасности.
Постоянный Совет при ОДК Б содействует углублению внешнеполитической координации, готовит предложения и принимает меры по согласованию позиций государств-членов ОДКБ по международным и региональным проблемам безопасности.
Основными направлениями внешнеполитического сотрудничества являются:
- обмен мнениями и согласование позиций по вопросам, затрагивающим интересы государств-членов ОДКБ;
- координация внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ по актуальным проблемам международной безопасности;
- сотрудничество ОДКБ с международными и региональными организациями, а также государствами вне ОДКБ.
На регулярной основе проводятся встречи руководства ОДКБ с представителями международных организаций, действующих на евразийском пространстве и занимающихся вопросами обеспече-ния безопасности, в том числе ОБСЕ и ШОС. Генеральные секретари ОБСЕ и ОДКБ выступали на заседаниях Постоянных Советов при ОДКБ и ОБСЕ соответственно
Представители Секретариата ОДКБ принимали участие в международных форумах и конференциях, выступали в поддержку инициативы о совершенствовании архитектуры безопасности на евроатлантическом и евразийском пространствах.
Подписаны документы о сотрудничестве с Секретариатами ЕврАзЭС, ШОС, Исполкомом СНГ, Международной организацией миграции и Международным Комитетом Красного Креста. По инициативе ОДКБ с 2010 года проводятся рабочие встречи высших должностных лиц ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС.
- Оказание государствами-членами ОДКБ взаимной помощи в развитии вооруженных сил, их оснащении современными образцами вооружения и военной техники. Формирование и развитие коалиционной и региональных (объединенных) группировок войск (сил), создание в перспективе Коллективных сил ОДКБ. Развитие объединенных военных систем (ПВО, разведки, управления и других).
- Развитие Миротворческих сил ОДКБ.
- Осуществление совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки вооруженных сил и других войск государств-членов Организации.
- Совершенствование системы всестороннего (оперативного, технического, тылового) обеспечения деятельности сил и средств системы коллективной безопасности.
- Сотрудничество в вопросах подготовки военных кадров.
- Координация деятельности государств-членов ОДКБ в сфере осуществления военного сотрудничества с другими государствами и международными организациями.
ВОЕННЫЙ КОМИТЕТ при Совете министров обороны ОДКБ (далее – Комитет) создан в декабре 2012 года в соответствии с пунктом 15 Положения о Совете министров обороны Организации Договора о коллективной безопасности, утвержденного Решением Совета коллективной безопасности «О Положениях об органах Организации Договора о коллективной безопасности» от 28 апреля 2003 года, в целях оперативного рассмотрения вопросов планирования и применения сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ и подготовки необходимых предложений СМО .
ОБЪЕДИНЕННЫЙ ШТАБ штаб является постоянно действующим рабочим органом Организации и Совета министров обороны Организации, отвечающим за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей Договора о коллективной безопасности. На него возлагается организация подготовки, проведения заседаний Военного комитета и исполнения его решений.
На Объединенный штаб возлагаются задачи, связанные с формированием и функционированием сил и средств системы коллективной безопасности, разработкой совместно с министерствами обороны и командованиями региональных группировок войск предложений по подготовке и проведению совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки в интересах коллективной обороны.
Состав КСОР: воинские контингенты и формирования сил специального назначения оснащенные боевой техникой и оружием. Создано Командование во главе с Командующим и Объединенный штаб ОДКБ.
Задачи, возлагаемые на КСОР:
- участие в мероприятиях по борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и боеприпасов, другими видами транснациональной организованной преступности;
- усиление войск прикрытия государственных границ и охраны государственных и военных объектов Сторон;
- участие в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих вследствие ведения военных действий, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказания чрезвычайной гуманитарной помощи;
- другие задачи, определенные Советом коллективной безопасности.
Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ.
Стремление к безопасности обусловило объединение наших пращуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий) Предопределило образование многих международных организаций. И, в конечном счете, привело к созданию ООН, ОДКБ, призванных обеспечивать безопасность существования всего населения.
Стоит отметить, что Россия никогда первой не проявляла агрессии, а только давала отпор попыткам внешнего вмешательства и какого-либо губительного воздействия.