СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской деятельности школьников в МБОУ СОШ № 135 имени академика Б. В. Литвинова

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое сообщество школы осознаёт исследовательскую деятельность обучающихся как одно из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности школьников в МБОУ СОШ № 135 имени академика Б. В. Литвинова»

Педагогический проект «Организация исследовательской деятельности школьников в МБОУ СОШ № 135 имени академика Б. В. Литвинова


Пояснительная записка

Современные тенденции развития ставят перед школой новые задачи – «отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия, развития их способностей в процессе образования».

Организация исследовательской деятельности школьников является одной из современных инноваций, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности, применение полученных в школе знания в реальной практической деятельности.

Педагогическое сообщество школы осознаёт исследовательскую деятельность обучающихся как одно из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.

Цель проекта – продолжить работу по внедрению методики формирования исследовательской компетентности обучающихся на основе поэтапной организации исследовательской деятельности.

Гипотеза исследования. Процесс формирования исследовательской компетентности у обучающихся будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

  • профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи,

  • формирование мотивации на проектную деятельность юных исследователей и их наставников,

  • внедрение исследовательской работы в урочную и внеурочную деятельность;

  • мониторинг формирования ключевых компетентностей.


Задачи проекта

  1. Исследовать состояние проблемы обучения исследовательской деятельности в теории и практике обучения в школе.

  2. Выявить возможности и особенности формирования исследовательской компетентности у обучающихся.

  3. Разработать систему занятий, элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, способствующей формированию исследовательской компетенции.

  4. Продолжить работу над усовершенствованием модели последовательного включения школьников в исследовательскую деятельность.

  5. Проверить эффективность разработанной модели формирования исследовательской компетентности учащихся.

  6. Создание центра научно–исследовательской деятельности «Исследователи XXI века» на базе областной предметной лаборатории «Биология. Экология».


Организация исследовательской деятельности школьников в школе

Организация исследовательской деятельности обучающихся школы требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи решаются в МБОУ СОШ № 135 инициативной группой педагогов-единомышленников. Эти педагоги имеют определённый уровень научно-методической подготовки, владеют исследовательскими технологиями.

Главной целью исследовательской деятельности в школе является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке... Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить знания, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направленная на решение проблемы, которая носит практический характер, имеет важное прикладное значение, интересна и значима для самих юных исследователей.

Меняется роль учителя в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора исследовательской деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении мы выстраиваем в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

1 ступень. Начальная школа.

При организации данной работы в начальной школе учитываются возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются, исходя из содержания учебных предметов. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Важно при этом ставить вместе с детьми учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию на итоговых классных конференциях (с приглашением старшеклассников, родителей, коллег-педагогов и администрации школы).

Лучшие работы представляются на муниципальную научную конференцию «Литвиновские чтения» и конференции различного уровня.

2 ступень. Основная школа.

Исследовательская деятельность на данном этапе связана с возрастной спецификой - коммуникативными навыками подростка, поэтому её целесообразно организовывать в групповых формах, но при этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.

Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы - близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

Лучшие работы представляются на научные конференции разного уровня.

3 ступень. Старшая школа.

Формирование надлежащего уровня компетентности в исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией исследования) должно достигаться к концу 10 класса.

Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные исследовательские и проектные работы.

В старшей школе мы привлекаем специалистов из профильных научных учреждений, вузов.

Исследовательская деятельность в школе должна быть обеспечена всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom, аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность: помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.

При всех достижениях школы в области исследовательской деятельности важно отметить ключевые проблемы, которые требуют комплексных мер и компетентных решений на уровне всего учреждения:

1. Педагоги школы принимают идею исследовательской деятельности, но не все акцентируют внимание на развитии творческого потенциала и способностей личности, формировании у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитании самостоятельности и социальной активности.

2. Многие педагоги школы имеют профессиональный потенциал для авторских разработок в области исследовательской деятельности, вместе с тем они не мотивированы на их оформление и популяризацию позитивного профессионально опыта.

3. Анкетирование школьников показывает, что некоторые из них имеют поверхностные представления о видах исследовательской деятельности

4. Система организации исследовательской деятельности в школе строится с учётом компетентностной парадигмы образования, но имеет место знаниевая составляющая (исследовательская работа как набор новой информации).

5. В школе не разработана технология мониторинга и экспертизы качества исследовательской деятельности школьников.


В целях разрешения ключевых проблем необходимо:

1. Усовершенствовать программу повышения компетентности педагогов школы в области исследовательской деятельности, на основе которой учителя пройдут обучение эффективным технологиям организации исследовательской деятельности обучающихся.

2. Продолжить работу совместно с ЧИППКРО над научно-прикладным проектом …

3. В целях тиражирования опыта педагога и учеников продолжить работу в рамках стажировочной площадки.

4. Расширить программу партнерства, позволяющую учащимся реализовывать комплекс научно-исследовательских работ на основе сотрудничества школы с вузами, предприятиями и фирмами города.


Приоритеты развития общеобразовательного учреждения в контексте исследовательской деятельности



Приоритет развития школы

Контекст внедрения

исследовательской деятельности в ОУ

Этапы работы по проекту

1

Продолжить внедрение в образовательный процесс школы эффективных технологий, обеспечивающих высокий уровень подготовки школьников в области исследовательской деятельности

Применение технологии научной деятельности, методик мониторинговых исследований и экспертных процедур.

2016 г.

2

Создание условий для профессионального развития педагогов школы и региона, освоения ими современных методов исследовательской деятельности и соорганизации сотрудников школы в творческие объединения, в том числе с коллегами других учреждений.

Организация индивидуальных консультаций специалистов для педагогов школы, нуждающихся в информационной и методической помощи в реализации научно – исследовательской деятельности.


2016 г.

Учет участия в развитии исследовательской деятельности ОУ при аттестации педагогов.


2016-2019 гг.

Проведение курсов ПК, организация работы творческих мастерских и лабораторий, организация научно-практических конференций и семинаров.


2017 г.

Проведение стажировок на региональном уровне.


2017 г.

Работа по научно прикладному проекту совместно с ЧИППКРО……….

2017-2019 гг.

3

Организация и управление перехода от модели школы с углубленным изучением отдельных предметов к модели школы – научно-исследовательский центр и разработка гибких комплексных технологий управления изменениями ОУ.

Создание научно - исследовательского центра «Исследователи XXI » на базе областной предметной лаборатории «Биология. Экология»

2017г.

4

Построение школьной жизни (уклад, традиции, взаимоотношения) на основе личного успеха и собственных достижений ее участников в области исследовательской деятельности.

Разработка системы самоанализа учащимися качества собственного жизненного самоопределения и учебного развития


2017г.

Разработка индивидуального маршрута, электронного портфолио юного исследователя.

2018г.

6

Научное обоснование и экспертная оценка элементов обновления, а также внедрение процедур комплексного мониторинга модернизации школы.

Создание инструментария мониторинга и экспертизы качества подготовки учащихся в области исследовательской деятельности.

2018 г.

7

Управление педагогическим коллективом на основе профессиональной инициативы и творческих предпочтений

Административная поддержка авторских разработок, деловых инициатив и различных мероприятий, предлагаемых учителями. Создание благоприятного климата для генерирования и реализации педагогического творчества.

2016-2020гг.

8

Организация творческой внешкольной и внеурочной жизни школы в контексте повышения имиджа школы в местном педагогическом сообществе и социуме.

Издание пособий и буклетов для родителей и учащихся, а также выпуск авторских научно – исследовательских работ.


2017-2020гг.

Проведение муниципальной научной и исследовательской конференции» «Литвиновские чтения», регионального конкурса общероссийского движения «Зелёная планета»

2017-2020гг.

9

Разработка стратегии и технологий эффективной работы с партнерами школы.

Заключение договоров и соглашений с вузами, предприятиями, фирмами и специалистами. Организация курсов для учащихся школ города на базе областной предметной лаборатории» Биология. Экология» МБОУ СОШ №135


2016г.

Организация многопрофильной летней школы «Исследователи XXI века »для учащихся школ города


2017г.


Как представлено выше, в целом в школе сложилась благоприятная ситуация в отношении становления и совершенствования исследовательской деятельности школьников.


Планируемые эффекты:

  • повышение эффективности работы школы и профессионализма сотрудников учреждения;

  • интеграция в школьную практику современных научно исследовательских технологий;

  • усиление партнерства школы с другими учреждениями образования, науки, культуры, предприятиями и фирмами, общественными организациями и родительской общественностью;

  • укрепление позитивного имиджа школы в местном социуме и лидерство в образовательном сообществе;

  • рост профессиональной компетентности сотрудников школы, повышение качества образовательных услуг, предоставляемых школой.