Организация предметно-игровой среды в старшей группе ДОУ.
Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Он должен иметь возможность задумывать вид деятельности и без помощи или с минимальной помощью взрослого её выполнять, достигая результата.
Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
При переходе ребенка в старшую группу меняется его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим среди других детей детского сада. В этом возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Предметно-пространственная среда в группе предоставляет ребёнку значительную свободу и самостоятельность. Она организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам для конструирования, творчества, игры, экспериментирования.
В группе есть разнообразные настольные игры, соответствующие интересам детей и стимулирующие их развитие. Дети старшего дошкольного возраста также охотно играют с мелкими дидактическими игрушками (куклами, машинками, солдатиками, фигурками животных, разборными домиками). Эти игрушки используются для воплощения замысла в сюжетно-ролевой игре и выполняют вспомогательные функции (например, украшение интерьера, игрушки для дочки в игре “семья”).
Развивающая среда включает материалы для творчества: цв.бумагу, картон, бросовый и природный материал (для изготовления недостающих атрибутов), ножницы, клей, скотч, фломастеры и др. Важно поддерживать инициативу детей в изготовлении атрибутов для игр, предлагать им дополнить имеющиеся материалы новыми, самостоятельно изготовленными игрушками. Для этого используются и разнообразные конструкторы.
У старших дошкольников появляется интерес к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Это находит отражение в среде, позволяющей расширить личный опыт ребенка (познакомиться с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с разными жанрами живописи и т. д. ).
Пространство группы разбито на полузамкнутые пространства (в которых одновременно могут находиться трое-шестеро), стеллажи стоят торцом к стенам и хорошо закреплены.
Предметно игровая среда устроена так, чтобы дети могли участвовать в играх сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, с правилами, а также в подвижных и спортивных играх.
Сюжетно-ролевые игры отныне носят отражательный характер: ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения людей, события. В соответствии жизненным опытом детей подобраны игровые принадлежности.
У старших дошкольников активизируется интерес к школе. Его надо поддерживать, для этого выделена учебная зона. Обстановка в ней приближена к школьной. В будущем это может помочь адаптироваться к учебной среде класса.
К важным задачам, стоящим перед воспитателями, которые работают со старшими дошкольниками, относятся развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Для этого необходимо показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий, обсуждать успехи, достижения, фиксировать их.
У ребенка необходимо развивать представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения.. Каждый месяц мы обсуждаем какую-либо тему, связанную с ребенком и его интересами («Моя семья», «Автопортрет», «Что я люблю и не люблю», «Я умею/хочу научиться…»,«Мой любимый праздник», «Мои друзья», «Моя мечта»и др.).
Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого в группе есть маски, костюмы для ряжения.
Старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами (лото, домино, маршрутные игры), успешно осваивают учебную деятельность в школе; если же ребенок не умеет ориентироваться на игровые правила, забывает, путает, нарушает, упускает, это может быть сигналом его неподготовленности к школе. Главный принцип отбора игр – они должны быть интересными, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.
Дети 5-6 лет проявляют активный интерес к познавательным заданиям. С этой целью детям в течение дня предлагают подбирать предметы и игрушки, названия которых, например, начинаются с определенного звука и т.д.
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к прошлому, настоящему, будущему. Для этого используются материалы, которые помогут детям лучше воспринимать рассказы: игрушки, картинки, иллюстрации, справочные издания.