СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной деятельности как средство социализации учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика начинается не со счета, а с загадка, проблемы. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Основные разделы выступления: этапы работы над проектом, классификация проектов, взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом, формирование экономических понятий на уроках математики и во внеурочной работе как средство социализации и адаптации детей с нарушением интеллекта, реализация проектной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья,  темы проектов по математике, примеры проектов для учащихся 5 - 9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности как средство социализации учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью»

Выступление на МО учителей математики СКОШИ «Эверест» 2014 – 2015 учебный год.

Тема: « Организация проектной деятельности как средство социализации учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью»

Учитель: Кочева Елена Владимировна.

Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?

Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило использование проектного обучения на уроках. Проанализировав ситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу: математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с...загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Для чего нужен метод проектов?

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.

  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.

  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:

  • 10% от того, что они читают;

  • 26% от того, что они слышат;

  • 30% от того, что они видят;

  • 50% от того, что они видят и слышат;

  • 70% от того, что они обсуждают с другими;

  • 80% от того, что основано на личном опыте;

  • 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;

  • 95% от того, чему они обучаются сами.

Необходимость прогрессивных образовательных технологий - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:

  1. создать собственную технологию;

  2. перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников.

Оптимальный для меня - второй путь и над этим я работаю. При изучении математики учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, на информатике - умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (компетенции), научить жить (бытие), научить жить вместе.

Для того чтобы сформировать у учащихся умения и навыки проектирования, нужна целостная система. Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, с подготовкой кадров, с обучением школьников:

  1. использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя  различные  ситуации,  трансформируя образовательную среду) и т. п.;

  2. обучение школьников умениям и навыкам проектирования (выявление проблемы, целеполаганию,  планированию  деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т. д.);

  3. необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении;

  4. должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т. п.);

  5. работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей  за рамки образовательного учреждения.


В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат - можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения.

Проект - это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. Это не "ежедневные технологии".

Структура учебного проекта.


Проектная деятельность в школе охватывает все ступени.

  1. В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются проекты выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

  2. В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

  3. Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.


Работа над проектами проводится поэтапно. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.

Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация — проблема, заключенная в ней и осознанная человеком – поиск способов разрешения проблемы – решение.

Этапы работы над проектом можно представить в виде схемы.

Этапы работы над проектом

1. ПОИСКОВЫЙ

Моделирование идеальной ситуации

Анализ имеющейся информации

Анализ имеющейся информации

Определение потребности в информации

Определение и анализ  проблемы

Сбор и изучение информации

2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Постановка цели проекта

Анализ ресурсов

Определение задач проекта

Планирование продукта

Определение способа разрешения проблемы

Анализ имеющейся информации

Анализ рисков

Определение потребности в информации

Составление плана проекта: пошаговое планирование работ

Сбор и изучение информации

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ

Выполнение плана работ

Текущий контроль

4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

Предварительная оценка продукта

Презентация продукта

Планирование презентации и подготовка презентационных материалов

 

5. КОНТРОЛЬНЫЙ

Анализ результатов выполнения проекта

Оценка продукта

 

Оценка  продвижения


Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

  1. Практико-ориентированный проект - нацелен на социальные интересы (разработать учебное пособие для пользования кабинетом математики)

  2. Индивидуальный проект - научное исследование. (Социальный опрос о значимости и необходимости изучения математики)

  3. Информационный проект - направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа (создать сайт любознательных математиков)

  4. Творческий проект - свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (работы на НПК)

  5. Ролевой проект - участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей (театральное представление)

Во всех этих проектах речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников.

Классификация проектов по продолжительности.

  • Мини-проекты - 1 урок или менее урока.

  • Краткосрочные - 4-6 уроков.

  • Недельные проекты.

  • Годовые проекты.

Виды презентаций.

  • Деловая игра.

  • Демонстрация видеофильма.

  • Игра с залом.

  • Научная конференция.

  • Ролевая игра.

  • Экскурсия.

  • Иллюстрационное сопоставление фактов, документов, событий.

  • Реклама.

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

I. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, то есть помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

  • консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные    ситуации,    трансформируя    образовательную    среду и т. п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

  • мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

  • провоцирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе  над проектом; другие  необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы,  размышления,  самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

  • наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю  продуктивно  работать  во   время   консультации,

с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентностей учащихся, с другой.

II. Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право:

  • не участвовать ни в одном из текущих проектов;

  • участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

  • в любой момент начать новый проект.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

  • выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора,  предоставляемое ученику, является  не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

  • выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну  ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);

  • оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формируют личный интерес к новому знанию, если «провал» проекта обусловлен неверно интерпретированной информацией или непроверенными данными. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.

В результате формируются у детей:

  1. Рефлексивные умения (осмысление задачи)

  2. Поисковые умения.

  3. Навыки оценочной самостоятельности.

  4. Умения и навыки работы в сотрудничестве.

  5. Коммуникативные и презентационные умения и навыки.


Способы включения проектной деятельности в работу школы

Система проектной работы охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность.

Как правило, педагоги используют два подхода:

  1. связь проектов с учебными темами (на уроке);

  2. использование проектов во внеурочной деятельности.

Для формирования проектных умений используется два вида урочных занятий.

Первый вид – проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1-2 раза в год по какой-то определенной теме. В этом случае можно выиграть, как говорят, «качеством», а не «количеством».

Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависят от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения новых знаний учащимися.

Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного содержания, или межпредметные проекты.

На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Мы приучаем учащихся к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй (представь аудитории, публике) свою работу.

Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.

Организация проектного обучения во внеурочной деятельности осуществляется в рамках:

  • факультативов;

  • кружков;

  • элективных курсов;

  • курсов по выбору;

  • свободной самостоятельной деятельности;

  • научного общества учащихся (НОУ);

Основными направлениями проектной деятельности в школе являются:

  1. Направление «Предметный проект», предполагающее разработку проекта в рамках различных образовательных областей.

  2. Направление «Интеграция», предполагающее выполнение межпредметных проектов.

Межпредметные проекты могут выступать в роли интегрирующих факторов в образовании, помогая преодолевать традиционную дробность и обрывочность нашего образования.

Поскольку большинство реальных учебных проблем носит в настоящее время комплексный характер, то их решение становится возможным лишь с привлечением знаний из различных учебных дисциплин. Причем многие из этих знаний часто целесообразно не столько актуализировать, сколько непосредственно формировать в процессе решения этих проблем. В свою очередь, это можно осуществить лишь на основе более глубокой интеграции, обеспечивающей необходимый уровень синтеза знаний учащихся.

Интеграция знаний с помощью метода проектов приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию этих знаний, что усиливает мотивацию и активность вовлечения обучающихся в учебный процесс. Каждое проектно-ориентированное задание представляет собой тесно связанную цепочку отдельных актов в деятельности школьников. Это позволяет им рассматривать проблему проекта в различных режимах мышления, что естественным образом требует интеграции знаний, которые при предметном обучении ученик получал дискретно.

  1. Направление «Социальное проектирование», ориентированное на разработку общественно значимых, социально направленных проектов. Такие проекты нацелены на приобретение обучающимися опыта адаптации к жизни в современном обществе.


Формирование экономических понятий на уроках математики и во внеурочной работе как средство социализации и адаптации детей с нарушением интеллекта

Содержание образования в школе меняется с учетом социально экономических потребностей общества и условий его развития.

Перед коррекционной школой обучение требует не только направленной учебной деятельности, но не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, выработка адекватных представлений с повседневной действительности, формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные решения в личной жизни, думать “по-хозяйски”. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порой до выпуска из школы оставался в стороне, то сегодня жизнь настоятельно требует подготовить умственно отсталых учащихся к жизни в новых экономических условиях.

Социальная компетентность – это, прежде всего социальная активность, желание жить в обществе, мотивированность.

Социальная компетентность - это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая её достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать своё поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями.
Социальная компетентность – это особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умение добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление их собственных желаний.
По степени сложности различают следующие типы социальной компетентности:

  • выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;

  • восприятие: способность слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимать события и динамику процесса в группе;

  • открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими;

  • сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;

  • формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить своё место в группе, высказывать критику адекватно ситуации; последовательность в обучении; умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы;

  • идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и дистанция», осознавать собственные возможности и границы.

Высокая социальная компетентность и высокий социальный интеллект отражается в таких характеристиках: в готовности участвовать в совместном принятии решений, способности брать ответственность на себя, способности самостоятельно принимать решения, регулировании конфликтов ненасильственным путем, участии в функционировании общественных институтов.

Введение элементов экономики в обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью работы над проектами, реализует главные направления педагогической деятельности в коррекционной школе: коррекционная направленность, развитие познавательной деятельности, элементарные экономические знания и формирование навыков экономической жизни.

Цель: формирование математических знаний, представлений, имеющих предметно-практическую

направленность, способствующих успешности выпускников коррекционной школы в

самостоятельной жизни.
Задачи:
1. создание системы математических знаний, умений и навыков, имеющих предметно-практическую направленность;
2. формирование элементарных экономических знаний.

Система математических знаний в совокупности со знаниями, умениями и навыками, приобретёнными учащимися на других уроках, способствует подготовке выпускников к самостоятельной жизни. Успешное освоение программного материала по математике и активное участие во внеурочной деятельности: работа над проектами, способствует социализации учащихся на всех уровнях.
Выпускники коррекционных школ в самостоятельной жизни часто оказываются социально беспомощными. Им приходится сталкиваться с более жёсткими условиями выживания, чем выпускникам массовой школы, из-за ограниченных возможностей здоровья, конкуренции на рынке труда, низких заработков неквалифицированных рабочих и других обстоятельств. Участие семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. Нередко дети переносят в свою жизнь негативный опыт своих родителей. Специальная коррекционная школа должна готовить учеников к адекватному восприятию действительности и преодолению экономических трудностей. Предмет математика и работа над общественно значимыми, социально направленными проектами является необходимой частью подготовки учащихся к самостоятельности, их адаптации к современным экономическим условиям, независимой жизни экономически самостоятельного человека.
Каждому выпускнику придётся столкнуться со многими экономическими задачами. Это формирование своего бюджета, оплата коммунальных услуг, расчёт возможности покупок, приобретение билетов на транспорт и т.д. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся, их интеграции в общество. При решении арифметических задач и разработке общественно значимых, социально направленных проектов создаются условия, которые моделируют жизненные ситуации.


Реализация проектной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья

Проект «Ярмарка практических задач».

Согласно принципу коррекционной направленности в учебном процессе, проектная деятельность должен быть организован таким образом, что ребёнок не только осваивает учебный материал по предмету, но и получает дополнительные знания и навыки. Экономические знания и умения, включенные в проект, делают данную деятельность более практичной. При этом выделяются дополнительные задачи проектов:
- раскрывается экономическая суть вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы

торговых отношений;
- формируются экономические понятия;
- обогащается и активизируется словарный запас;
- происходит имитация включения в самостоятельную жизнь;
- моделируется трудовая деятельность;
- происходит начальный этап социализации.
В активный словарь учащихся вводятся понятия: «коммунальные услуги», «абонентская плата», «техобслуживание», «тарифы», «льготы», «субсидии», «наем жилья», «себестоимость», «договор», «электроэнергия», «кабельное телевидение», «штрафы», «пени». Вводимые термины могут меняться в зависимости от места жительства и семейных условий учащихся. С каждым из этих понятий составляется задача, например, производится расчет стоимости потреблённой воды или сумма субсидий.
Задачи формируются по уровням, при их решении используется индивидуальный подход.

Использование задач – расчётов экономического содержания с учетом межпредметных связей с другими учебными дисциплинами.

  1. Личная гигиена. Повторение и закрепление вычислительных навыков, необходимые для приобретения и использования средств личной гигиены.

  2. Торговля. Повторение и закрепление математических знаний, которые дадут возможность делать покупки, вступать в социальные взаимодействия, уметь вести хозяйство, делать выбор и видеть выгоду, обосновывать выбор.

  3. Транспорт. Повторение и закрепление вычислительных навыков, необходимые для умения соблюдать правила пользования различными видами транспорта.

  4. Жилище. Повторение и закрепление математических знаний, которые дадут возможность бережно относиться к собственности, пользоваться услуги и различных жилищно-бытовых служб.

  5. Средства связи. Повторение и закрепление математических знаний, умения пользоваться услугами различных служб связи.

  6. Бюджет. Повторение и закрепление, математические знания, которые дадут возможность научиться планировать бюджет, распоряжаться деньга и уметь, их распределять, вести хозяйство, вступать в социальные взаимодействия, иметь понятие о честности и справедливости.

  7. Семья. Повторение и закрепление вычислительных навыков, которые необходимы для правильного использования семейного бюджета.

  8. Трудоустройство. Повторение и закрепление вычислительных навыков необходимых для возможности подобрать подходящую работу, получать информацию о предлагаемой работе и сообщать информацию о себе, вступать в социальное взаимодействие, разумно распоряжаться деньгами.


Задача: определить расход электроэнергии и её стоимость по следующим показаниями счётчика (записать число, полученное при измерении двумя единицами стоимости в виде десятичной дроби). Задача формируется в соответствии с формой квитанции, заполняемой при платежах за электроэнергию.
Месяц: сентябрь. Показания: 8336 Кв/ч.
Месяц: октябрь. Показания 8390 Кв/ч.
Определить сумму платежа, если в квартире зарегистрирован 1 человек, социальная норма потребления – 50 Кв/ч, стоимость электроэнергии по социальной норме – 2 рубля 10 копеек, сверх социальной нормы – 2 рубля 80 копеек.
Решение:
Чему равен расход за месяц? 8390 - 8336 =54 Кв/ч
Чему равна оплата по социальной норме: 50Х2,10=105 рублей.
Сколько потрачено сверх социальной нормы? 54 – 50 = 4 Кв/ч
Чему равна оплата за электроэнергию, потраченную сверх социальной нормы? 4Х2,80 = 11,20 рублей
Чему равна сумма платежа за месяц? 105+11,20=116,20
Ответ: сумма платежа равна 116 р. 20 к.
Для учащихся с другими психофизическими и интеллектуальными возможностями подбираются задачи с меньшим количеством действий, но также имеющих характер социально-бытовых задач, например, совершение 3-4 покупок в магазине, или определение размера совокупного дохода семьи при разном количестве работающих.
При решении таких задач дети проявляют большую заинтересованность, появляется дополнительная мотивация к изучению предмета.
При формировании межпредметных связей мы ссылаемся на уроки социально-бытовой ориентировки и профессионально-трудового обучения, поскольку предмет «экономика» в коррекционной школе для умственно отсталых детей страдающих ДЦП, не изучается. Интеграция расширяет сферы получаемой информации, происходит сближение содержательной и функциональной сторон обучения.
Методика решения экономических задач для коррекционной школы отличается детализацией. Для решения каждой задачи организуется обучение в режиме пошаговых программ, для решения более сложных экономических задач создаётся алгоритм в форме технологической карты.

Алгоритм решения экономических задач:

Определить расход электроэнергии, расход холодной (горячей) воды:

1)посмотреть на счётчик; 2) снять показания; 3) записать показания в тетрадь; 4) сравнить с

показаниями за предыдущий месяц; 5) произвести вычисление; 6) полученные данные умножить

на тариф; 7) полученную сумму вписать в квитанцию; 8)произвести оплату на почте или в банке.
Тариф/ставка, руб.

  1. Содержание жилья – 22,98 за 1 кв. м

  2. Капитальный ремонт – 5,3 за 1 кв. м

  3. Отопление – 1191 Гкал за 1 кол-ва/объема

  4. Горячее водоснабжение:

  1. Подача – 20,27 за 1 куб. м

  2. Нагрев – 1408,87 за 1 куб. м

  1. Холодное водоснабжение – 26,95 за 1 куб. м

  2. Водоотведение – 13,1 за 1 куб. м

Например:

Трехкомнатная квартира площадью (общая/жилая, кв.м) – 63,2/39,7.

Количество комнат -3.

Дом – негазофицирован.

  1. Содержание жилья: 22,58 р. × 63,2 = 1452,336 р. 1452,34 р.

  2. Капитальный ремонт: 5,3 × 63,2 = 334,96 р.

  3. Отопление: 1191 р. × 2,0856 = 2483,95 р.

  4. Горячее водоснабжение:

  1. Подача – 20,27 р. × 16,04 = 325,1308 р. 325,13 р.

  2. Нагрев – 1408,87 р. × 0,76671 1080,20 р.

  1. Холодное водоснабжение: 26,95 р. × 19,4 = 522,83 р.

  2. Водоотведение: 13,1 р. × 35,44 = 464,264 р. 464,26 р.

  3. Электроэнергия: 2,07 р. × 320 = 662,40 р.

  4. Всего: 7326,07 р.

Задание: рассчитай общий расход на оплату коммунальных платежей своей квартиры.

Учащиеся учатся свободно ориентироваться в тарифах, видах услуг и единицах измерения на каждый вид услуги.

  • Каждый вид услуги требует объяснения, учащиеся должны знать, какие услуги нами оплачивается, и что мы как пользователи и плательщики можем требовать от ЖКХ, чтобы уметь защитить свои права.

  • Далее начинаем решать задачи на расчет оплаты за различные услуги: за воду (горячую, холодную), отопление, канализацию, газ, телефон, электричество и т.д.

  • В начале решаем задачи на каждый вид услуги отдельно, затем рассчитываем оплату за несколько услуг и т.д. по нарастающей трудности.

  • В старших классах предлагаю такие задачи: сколько стоит оплата за канализацию в месяц, если в семье 2, 3, 5 человек? Семья из 3 человек живет в квартире общей площадью 44, 50 кв.м. Сколько стоит оплата за отопление. Изменится ли оплата за отопление, если в семье станет на 1 человека больше, меньше? Почему?

  • Проводится работа по объяснению слов. Слова, требующие объяснения при решении задач: ЖКХ, ЖКУ услуги, тариф, лицевой счет, абонентская плата, субсидия, компенсация, льготы, наймы жилья, пени, штраф, “Единый Заказчик”.

При решении задач такого вида, необходимо учитывать личный опыт ребенка. Акцентировать внимания на взаимосвязь полученных знаний на уроках математики, других учебных дисциплин с повседневной жизнью.

Чтобы разнообразить формы работы, можно предложить учащимся задачи рассуждения.

  • Например. “У вас есть деньги в сумме... Вы решили купить..., сходить в кино (дискотеку), отложить, накопить... Варианты решений, и целесообразность”.

  • При решении задач использовать дополнительную информацию.

Например. Задачи геометрического содержания на нахождения площади.


Разработка, составление и применение задач практического содержания на уроках математики и во внеурочное время оказывает существенное влияние на формирование умственных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и повышает интерес к предмету.

Большую роль в формировании элементарных экономических понятий играет внеклассная работа по предмету. Главное значение внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к математике, содействует коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта. Взаимосвязь экономики с другими школьными дисциплинами позволяет создать у школьников с нарушением интеллекта адекватное представление об окружающем мире, умения адаптироваться в социуме.


Виды денежных доходов”

Виды денежных доходов

Величина дохода

1.

Получение денег по наследству


2.

Получение денег в виде подарков


3.

Пенсия, стипендия, денежное пособие.


4.

Получение денег от родственников.


5.

Получение денег в долг.


6.

Заработная плата по месту основной работы.


7.

Выигрыш по лотерейным билетам.


8.

Денежная находка, клад.


9.

Денежные доходы от ведения подсобного хозяйства, оказание услуг.


10.

Заработок за счёт вторичной занятости (работа по совместительству, во внерабочее время).


Своё представление о величине, значении каждого вида и источника перечисленных доходов ребята выражали словами “самый главный”, “важный”, “существенный”, “небольшой”, “так не бывает”. Я просила, чтобы ребята доказали свои ответы. Примерно 70% учащихся, в целом, правильно справились с заданием, но были и такие ответы как: “Денежная находка, вклад – главный вид денежных доходов”, “Выигрыш по лотерейным билетам - важный источник денежных доходов”. Есть учащиеся, которые надеются получать деньги в виде подарков или брать в долг. И уже потом, в ходе работы, выяснилось, что долги надо отдавать, а среди знакомых и родственников ни у кого нет ни одного счастливчика, нашедшего клад. И, как вывод по всей работе: самый главный источник доходов - это те деньги, которые ты сам смог заработать. А помогут тебе в этом знания, полученные на уроках и то мастерство, которое ты приобрёл в трудовых мастерских.
По теме “Потребности человека” я предлагала ребятам список потребностей человека и просила выбрать 5 наиболее важных на их взгляд.
Деньги нужны для:

  • оплаты проезда в транспорте, покупки билетов;

  • накопления богатств;

  • уплаты штрафов;

  • покупки продуктов питания;

  • покупки мебели;

  • покупки одежды и промышленных товаров;

  • оплаты коммунальных услуг;

  • покупки дома, квартиры;

  • уплаты налогов;

  • оплаты развлечений (бар, дискотека, игровые автоматы, отпуск);

  • помощи бедным;

  • оплаты за лечение и обучение;

  • покупки книг, газет, журналов, посещение театров, выставок;

  • одалживания другим людям;

  • дарения, покупки подарков.

И снова только часть ребят правильно справилось с заданием, показав наиболее реальный выбор ответов. Для меня главным стала последующая работа, свободное общение ребят, их попытка доказать свой ответ на основе личного опыта, его анализа.
Я считаю, что полученные результаты можно использовать не только для планирования уроков, но и в других направлениях учебно-воспитательной работы школы.
Подводя итоги работы, был сделан вывод:
Семейная экономика

Доходы

Расходы

заработная плата

питание

подработка

квартплата

оказание мелких услуг

коммунальные услуги

премия

покупка одежды и обуви

социальные пособия

накопление денег на крупные покупки

доходы от ведения подсобного хозяйства




Как правильно рассчитать свои доходы и расходы? – эта проблема прозвучала при подведении итогов урока. Ребята, практически самостоятельно, сумели её сформулировать. Это важный учебный результат. Значит, материал интересен учащимся, они понимают и оценивают его практическую направленность. Отсюда активизация мыслительной деятельности, познавательного интереса как благоприятный фон для формирования элементарной экономической грамотности.
Немалое удивление (и моё и ребят) вызвали уроки по темам “Расчёт размера заработной платы” и “Решение задач на расчёт стоимости продуктов питания”. Рассчитывая размер основной заработной платы, мы брали следующие данные:

  • оклад рабочего бюджетной организации (уборщица, няня в детском саду, санитарка, конюх, возчик, сторож, дворник и т.д.) составляет примерно … рублей;

  • к окладу идут следующие надбавки:
    северные 80%; уральские 15%;
    районный коэффициент 70%;
    сельские 20%;
    вредность (за работу в тяжёлых условиях, на улице) 10- 20%;

  • из всего дохода вычисляется подоходный налог в размере 13%;

  • к заработной плате положено окружное социальное пособие в размере 2000 рублей.

Результат расчёта ошеломил ребят, он показался им очень маленьким. Это результат жизни в условиях интерната, изолированность от реальных финансовых перспектив. И, вновь, перед нами встал вопрос: “А как прожить на эти деньги?”, а значить и интерес к последующим нашим проектам. Меня же удивило другое: выпускники слабо представляют себе не только реальную экономическую ситуацию за пределами школы, но и имеют смутное представление о правилах устройства на работу. Был разыгран ряд практических ситуаций “ Я пришёл устраиваться на работу (в школу, детский сад, офис ЖКХ на)”, с последующим анализом действий учащихся и моими комментариями к ним. Хочется надеяться, что наши выпускники не будут соглашаться работать по 12 часов в сутки, без выходных, за продукты или место в общежитии, а сумеют более-менее юридически грамотно продать свой труд.
Интерес у ребят вызвали задачи на расчёт размера сдельной заработной платы.


Развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Возросла роль компьютерных технологий и в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Введение во внеурочную деятельность информационных технологий является одним из главных факторов обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащегося, а значит, успешного вхождения его в социокультурное пространство (исследовательская работа – проекты, рефераты, доклады; интегрированные проекты; творческие работы).

Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности для детей с ОВЗ имеют важное значение, так как способствуют раскрытию личностного потенциала, реализации себя,  приобретению опыта успешности в конкретной области. Ребёнок с ОВЗ в рамках работы над проектом может пройти путь от интереса через приобретение конкретных навыков к профессиональному самоопределению, что является необходимым условием для успешной социализации.

Введение элементов экономики в обучение детей с ОВЗ при решении задач на уроках математики или в работах над проектами, помогает выпускникам достичь элементарного уровня экономической и потребительской культуры, что в известной степени обеспечило их жизнестойкость в современных социально-экономических условиях. С помощью предметно-практической направленности урока создаются адекватные представления об экономической действительности, обеспечивается разумное потребительское поведение.

Да и ни для кого не секрет, что большинство проектов сами по себе социальны. Вот несколько тем таких проектов по математике:

  • Как обсчитать бюджет семьи?

  • Сколько стоит ремонт?

  • Грамотный покупатель.

  • Математика в борьбе с загрязнением окружающей среды.

  • Числа вокруг нас.

  • Математика в педиатрии.

  • Чертежи, фигуры, линии и математические расчёты в кройке и шитье.

  • Статистика не существует без процентов.

  • Приложения определённого интеграла в экономике.

  • Изготовление набора для решения задач с пространственными телами.

  • Многогранники в архитектуре нашего города.


Примеры проектов для учащихся 5 - 6 «А» классов, 5 - 9 «В» классов.

Проект «Ярмарка практических задач»

  1. Идея проекта.

Как в практической деятельности мы сталкиваемся с различными задачами?

Составить задачи, глубже вникнуть в суть жизненных фактов и математических закономерностей. Знакомство с разными каталогами продукции, которые человек использует, совершая покупки не выходя из дома. Посетить такой виртуальный магазин и составить практические задачи.

  1. Название проекта: «Ярмарка практических задач».

  2. Проблема проекта: Решение текстовых задач по математике вызывает затруднения у учащихся. Эту проблему более успешно можно решить в процессе обучения учащихся составлению задач. Для чего мы решаем задачи? Почему важно уметь решать задачи?
    Кому необходимо уметь решать задачи?

  3. Продукт: словесная модель – составленные задачи, оформленные в виде творческих работ.

  4. Форма презентации: выставка индивидуальных работ.

  5. Учебные предметы, связанные с темой проекта: русский язык (грамотно составленные формулировки), ИЗО (оформление работы, творчество), информатика (поиск информации, оформление работ на компьютере).

  6. Возраст учащихся способных выполнить задание: 5 – 9 классы.

  7. Особые условия: наличие каталогов продуктовой продукции, косметики, одежды, мебели, строительных материалов, бытовой техники. Устройства – компьютер, интернет, принтер.

Печатные материалы – учебник математики, справочники, памятка «Как решать задачи», алгоритм составления задач. Другие ресурсы – наставники, консультанты, учитель, родители.

Необходимы умения собирать и отбирать нужную информацию, использовать Интернет. Умение строить логическую цепь своих рассуждений. Владение компьютером. Продолжительность работы - одна четверть.

Этапы разработки проекта.

1.    Организационно-подготовительная стадия: «посетить» виртуальный магазин и выбрать вид каталога (продукты, косметика, одежда, мебель, строительные материалы, бытовая техника).

2.    Разработка проекта (составление плана и организация работы).

3.    Технологическая стадия (от организации рабочего места до исследовательской деятельности): получить консультацию у взрослых членов семьи, учителя о «ключевых» словах, используемых при составлении задач, оформить черновик работы.

4.    Презентация (оформление результатов, защита), оценка: подобрать рисунки к задаче из интернета или из каталога, оформить работу на отдельном листочке или распечатать на компьютере, добавив рисунки. Предоставить работы на выставку.

5.    Рефлексия (обсуждение): 1) Какая работа понравилась? Почему? 2) Кто лучше справился с работой? 3) Какие недостатки ты заметил в работах? Определяется победитель в конкурсе составителя задач.

Алгоритм составления задач.

  1. Представить сюжет.

  2. Назвать объекты (определить действующих лиц).

  3. Дать количественные характеристики объектам (установить отношения).

  4. Придумать требование.

  5. Сформулировать текст задачи.



Творческая работа «Старинные российские меры длины, веса, объема»

Цель: познакомится со старинными российскими мерами длины, веса, объема, собрать материал по данной теме и оформить в виде доклада с иллюстрациями.

План работы:

  1. Узнать о старинных российских мерах длины, веса, объема из словарей, дополнительной литературы, интернета.

  2. Посетить библиотеки, выйти в интернет и подобрать статьи по данной теме.

  3. Получить консультацию у взрослых членов семьи, учителей о подобранном материале.

  4. Найти рисунки к статье из интернета.

  5. Оформить работу на отдельных листочках или распечатать на компьютере.

  6. Предоставить работу на выставку. Просмотр презентации по данной теме.


Исследовательские проекты по математике.

Тема: «Диаграммы».

« Цены на продукты».

Цель: познакомиться с ценами на различные виды продукции, собрать материал по данной теме,

провести исследование и оформить результаты своего исследования на отдельных листочках

или распечатать на компьютере.


  1. Провести исследование изменения цен на определенный вид продуктов в течение 3 месяцев (6 месяцев).

  2. Данные занести в таблицу.

№ мага-зина

Вид товара

Торговая марка

Количе-ство

Стоимость в июне, руб.

Стоимость в августе, руб.

Наличие в продаже

Измене-ние стоимо-сти в августе по сравне-нию с июнем,

в %

1








2








3








4








5








6









  1. По данным, занесенным в таблицу, ответить на вопросы:

А) Самый дорогой продукт;

Б) Самый дешевый продукт;

В) На покупку какого продукта было потрачено больше всего денег в июне (августе)?

Г) На покупку какого продукта было потрачено меньше всего денег в июне (августе)?

Д) На сколько рублей дороже стоил продукт в августе, чем в июне?

Е) На сколько процентов изменилась стоимость каждого товара в августе по сравнению с июнем?

Ж) Сколько мороженого можно купить на сдачу с 200 руб. после покупки двух батонов хлеба: в июне; в августе?

  1. Получить консультацию у взрослых членов семьи, учителей о подобранном материале.

  2. На основании данных, занесенных в таблицу, выполнить расчеты для построения диаграммы (столбчатой, линейной или круговой). Сделать вывод о проделанной работе.

  3. Оформить работу на отдельных листочках или распечатать на компьютере.

  4. Предоставить работу на выставку.


Исследовательские проекты по математике.

Тема: «Диаграммы».

« Семейный бюджет».

Цель: познакомиться с ценами на различные виды коммунальных услуг, с расходами семейного

бюджета, собрать материал по расходам семейного бюджета, провести исследование и

оформить результаты своего исследования на отдельных листочках или распечатать на

компьютере.


  1. Провести исследование на изменение цены на определенный вид услуг в зимние, летние месяцы.

  2. Данные занести в таблицу

Вид расходов

Стоимость в марте

Стоимость в июне

Изменение стоимости

Какая часть бюджета приходится на данный вид расходов

Коммунальные услуги





Питание





Медицинские услуги, лекарства





Одежда





Развлечения





Другое (указать)





Всего:






  1. Собрать данные расходов семейного бюджета по месяцам:

  1. Коммунальные услуги;

  2. Питание;

  3. Медицинские услуги, лекарства;

  4. Одежда;

  5. Развлечения;

  6. Другое.

  1. Используя собранные данные ответить на вопросы:

- Самые крупные расходы в каждом месяце?

- Самые мелкие расходы в каждом месяце?

- На сколько увеличились расходы в каждом месяце?

- На сколько уменьшились расхода в каждом месяце?

- На сколько процентов изменились расходы по отдельным разделам?

- Какие расходы можно изменить, а какие невозможно? Почему?

  1. Получить консультацию у взрослых членов семьи, учителей о подобранном материале.

  2. На основании данных, занесенных в таблицу, выполнить расчеты для построения диаграммы (столбчатой, линейной или круговой). Сделать вывод о проделанной работе.

  3. Оформить работу на отдельных листочках или распечатать на компьютере.

  4. Предоставить работу на выставку.


Ещё одна из задач современного учителя - создать для своих учеников разнообразные условия для расширения социума для предметного общения. Например:

  • применение компьютера в обучении - для поиска нужной информации, расширения круга общения с ровесниками и экспертами через Интернет;

  • организация проведения презентаций результатов собственных ученических исследований, презентаций творческих и самостоятельных работ (групповых или индивидуальных);

  • проведение уроков-экскурсий, в том числе и проведённых группой учащихся экскурсий для родителей, младших школьников с использованием программного материала, что повышает стремление учащихся к самостоятельности, самореализации, успешности;

  • сотрудничество с библиотекой;

  • размещение в Интернете своих творческих работ по программному материалу;

  • участие в районных, городских, областных олимпиадах.
    Хочу отметить, что введение элементов экономики в учебный процесс полезно всем тем подросткам, у кого по различным причинам возникают трудности в приобретении социально-экономического опыта: это в первую очередь дети – сироты, а также опекаемые и интернированные дети, чей стереотип потребительского поведения сформирован государственным обеспечением их жизнедеятельности.
    Математические проекты с элементами экономики способствуют коррекции процесса формирования личности и недостатков познавательной деятельности, готовят учащихся и воспитанников к самостоятельной жизни, более адекватной оценке своего и чужого труда и социальных действий государства.
    Вся работа по формированию социальной компетентности школьников, проводимая в перечисленных выше направлениях, способствует повышению качества математических знаний школьников, готовит учащихся к социальному взаимодействию, развивает способности соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп.