Просмотр содержимого документа
«Организация восприятия материала на уроке Из выступления на педагогическом совете по теме: «Инновационные технологии современного урока с позиции личностно-ориентированного урока».»
Организация восприятия материала на уроке
Из выступления на педагогическом совете по теме: «Инновационные технологии современного урока с позиции личностно-ориентированного урока».
Над организацией восприятия материала на уроке, мне думается, ломает голову каждый из преподавателей задолго до начала урока.
План-конспект урока должен быть всесторонне обдуман. После постановки цели урока необходимо выбрать методы и средства, которые будут использованы для достижения цели. В плане-конспекте должно быть продумано и материально-техническое обеспечение урока.
После подготовительной работы следует знакомить учащихся с новым материалом. Здесь учитель может вести работу по своему усмотрению. Будет ли эта лекция, рассказ, поиск, беседа и т.д. Целесообразно разбить тему на ряд составляющих и давать их учащимся в определенной последовательности для коллективного решения, а затем объединить их в единое целое.
Немаловажную роль в повышении интереса к уроку может сыграть уместно подобранный афоризм, басня и даже умышленная ошибка учителя в выкладках на доске. Но к подобным ошибкам учащихся надо приучить. На первых порах их надо просто предупреждать о них. Следите мол, вот где-то здесь сейчас я допущу ошибку.
Необходимо для воспитания любви, уважения к предмету ввести в урок сообщение об интересном факте из биографии писателя, из истории России, из реалий сегодняшнего дня и т.п.
У большинства ребят затруднения в учебе возникают не из-за отсутствия способностей, а из-за лености мысли. Пробудить у них мысль, интерес к добыванию знаний, научить самостоятельности при обучении, воспитать вкусы к занятиям, - вот путь к организации восприятия, путь к хорошим знаниям. Организовать восприятие, значит организовать внимание, творческую и мыслительную деятельность на уроке.
Труд ученика надо организовать так, чтобы обучаемый критически воспринимал все ему преподносимое, самостоятельно перерабатывал в своем сознании доказательства и обоснования, проверял выводы.
Чувства переживания, эмоции важны при обучении, они могут вдохновлять и пробуждать к нему или, наоборот, тормозить его. Эмоции нам помогут пробудить любовь, уважение симпатии к предмету и к учителю или наоборот. Особенно эмоционален момент опроса.
При хорошей организации восприятия нового учащиеся не будут довольствоваться одним учебником, им захочется (пусть не всем) искать другое, более совершенное, более оригинальное, более интересное.
Проблемное обучение, о котором мы часто говорим, пронизывает все области знаний. Это источник развития интереса к учению, к литературе.
Книга и учитель перестали быть единственными источниками информации. И труд преподавателя становиться все сложнее. Любой из нас, если он не хочет слыть ремесленником, вынужден постоянно вести поиск новых форм и методов проведения урока.
Мы должны в совершенстве обладать техническими средствами передачи информации. Технические средства – это закономерность, продиктованная временем, его материальными условиями и возможностями, а также той восприимчивостью, той привязанностью к технике, которые отличают детей и подростков «компьютерного века».