Осенние посиделки
Цели и задачи: воспитывать любовь к России и своей малой Родине, чувство красоты природы осенью; вспомнить названия деревьев и кустарников рощи, повторить приметы осенних месяцев, осени.
- Развивать творчество детей.
Оформление: на центральной стене – панно: Осень с лесными жителями., осенние листья, гроздья рябины. На столике – выставка даров осени – овощи и фрукты. Презентация.
Ход занятия
Добрый день, гости званые и желанные!
Милости просим на осенние посиделки!
«В муми дол приходит осень» отрывок из мультфильма
3 класс
Знайте, осень – это не только дождик,
Это – пёстрый нарядный зонтик,
Это – яркие гроздья рябины,
Это – жёлтый листик в росе,
Это – фруктов большая корзина,
Сочных, вкусных, полезных всем!
4 класс
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая - куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река.
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь -
Значит наступила осень.
Учитель.
Вы слышали, как осень поет?
Нет?
А шелест листьев, гул ветра, шум дождя, разве это не песня?
Песня «Осень постучалась к нам»
Учитель.
Осень – очень важная пора для наблюдений. Все живое готовится к приходу зимы.
(Презентация)
1- Лес совсем не такой, каким он был летом – зеленым, тенистым. Теперь он весь разноцветный. Желтеют березы, клены, и среди них выделяются своим ярко-красным нарядом осины. Только ели да сосны остались по-прежнему зелеными.
- Подует ветер, и в воздухе запорхают и упадут на землю разноцветные листья. С каждым днем их падает все больше и больше, оголяются ветки деревьев, и от этого в лесу становится как-то просторнее и светлее. Огромное большинство растений давно отцвели и теперь уже завяли. Но зато все они рассеяли на землю множество семян;
2- Забились в разные щели насекомые. Многие из них, отложив яички, погибают, а другие на зиму засыпают непробудным сном. Как только похолодает, прячутся лягушки, змеи, ящерицы. Лягушки зарываются в тину на дне водоемов, а некоторые забираются в ямы под опавшие листья. Ящерицы и змеи заползают в разные норки, щели или в трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.
3- В воздухе летают тонкие серебряные нити паутины. Поймайте такую паутинку, и вы увидите, что на ее конце сидит крошечный паучок. Это он выпустил из себя длинную серебристую нить, а ветер подхватил ее и понес вместе с паучком. Так на своей паутинке и расселяются молодые паучки.
4- Осенью, куда ни погляди, всюду видишь, как разные животные готовятся к зиме. Белка сушит грибы, собирает и прячет в дупла орехи и желуди. Все это ей пригодится в бескормицу зимой. А вот барсуку не нужно делать запасы. За осень он так отъелся, разжирел, что еле-еле ходит. Натаскает барсук в свою глубокую нору сухую подстилку из листьев и уляжется спать до весны.
Учитель. Много интересного можно увидеть осенью в лесу. Нужно только уметь все подмечать и со вниманием, с любовью вглядываться в жизнь окружающей нас родной природы.
– Ребята, а как ведут себя другие животные? Как они спасаются от непогоды, где ищут приют?
(Учащиеся дают ответы.)
Да, осень – чудная пора….
Песня «Чудная пора осень»
Игра
На полу разбросаны кленовые листочки. Участникам конкурса завязывают глаза. Детей закручивают, а по команде «Вперед!» отпускают. В течение одной минуты они должны собрать как можно больше листочков. После того как будет проведен подсчет, объявляют победителя.
- Смотрите, сколько листиков стало! Но они не простые, они с загадками.
Учитель.
Загадки.
-Платье потерялось – пуговки остались (Рябина)
Стоит лепёшка
На одной ножке,
Кто мимо пройдёт,
Всяк поклон отдаёт. (Гриб)
По поднебесью верёвка протянулась. (журавли летят)
В небе тучи растревожит,
Дождь пригонит проливной,
Лодке парусной поможет,
Засвистит в трубе печной….
Побывал везде на свете
Озорной, весёлый….(ветер)
Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке.
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину.
Из плодов он твёрже всех.
Называется (орех)
Учитель. Сейчас я предлагаю отправиться за орехами. Все орехи в ведре.
Игра «Подбери орехи»
(Дети стоят в кругу. Ведущий раздаёт орехи.)
(Вместе)
Орех на пол положи,
Себя в пляске покажи.
Кончит музыка играть,
Быстрей орешек надо взять.
Учитель.
Вы хорошо играли, все загадки отгадали.
Песня «Осенние дорожки» 4 класс
Танец «Елочки-пенечки» «Шишколов».
(Капитаны команд ловят в вёдра шишки, которые кидают им участники команд.)
СКАЗКА "РЕПКА НА НОВЫЙ ЛАД"
(шапочки героям, вёдра, тележка(?), корзина(?))
Ведущий 2:
Дедка репку посадил...
Дедка репке говорил:
Дед:
Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться.
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведер пять…
Ох, устал, пора поспать.
(Ложится недалеко от репки и засыпает.)
Ведущий 2:
Спит дедулька без забот.
Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками:
Их ногами, и руками…
Вот уж осень на дворе.
Зябким утром в сентябре
Дед проснулся, испугался.
(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)
Дед:
Ах, я старый разоспался.
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай - да, репка уродилась!
Мне такая и не снилась.
(Хватает репку и тянет.)
Морковка:
Экий, дедка, ты неловкий!
Я - не репка, я - морковка.
Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз.
Без меня ты пропадешь…
Сок морковный не попьешь,
Я богата витамином
Всем полезным каротином.
Я - отличный урожай!
Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Что такое, что за чудо,
Может, выспался я худо?
Репку сеял я весной…
Ладно, батенька, постой,
Репку вытяну другую.
Картошка:
Ой, ой, ой,
Я протестую!
Я - не репка. Я - Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
Я для чипсов - слышишь, дед,
Самый главный компонент.
В жарком масле, вот смотри:
Стать могу картошкой фри,
Я - твой главный урожай!
Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Я ж опять пойду по репку…
Как сидит в землице крепко!
Ай да репка, вот те на!
Капуста:
Право, я возмущена!
Дед, ты «Сникерсов» объелся,
Сериалов насмотрелся,
Может с печки ты упал,
Раз капусту не узнал?
Я на репку не похожа:
У нее одна одежа,
У меня ж их целых сто!
Все без пуговок…А то…
И со мной любой обед
Голубец иль винегрет…
Станет в 10 раз полезней!
И потом меня, любезный,
Можно квасить и солить…
И до лета аж хранить.
Можно есть меня всю зиму!
Дед:
Милости прошу… в корзину.
Это что за чудеса?
Вот уж битых два часа
Я провел на огороде.
Где же репка! Эта… вроде…
Свекла:
Снова дед не угадал.
Знать очки ты потерял,
Или бес тебя попутал?
Свеклу с репой перепутал.
Я в сто раз ее красней,
И полезней и вкусней!
Свеклы нет - и нет борща,
В винегрете и во щах
Я одна - источник цвета!
А свекольная котлета -
Это просто объеденье!
Сто процентов - похуденье.
Я - отличный урожай!
Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
И тебе найдется место.
Только мне всё интересно:
Где же репка? Может эта?
Лук:
Я почти того же цвета,
Но не репка, старичок,
Я - твой репчатый лучок!
Пусть немного и коварен,
Но в народе популярен.
Самый вкусный шашлычок
Тот, в котором есть лучок.
Все меня хозяйки знают,
В суп и в кашу добавляют,
В пирожки, в грибы, в отвар…
Я для вирусов - кошмар!
Даже грипп меня боится…
Хоть сейчас готов сразиться.
Я - отличный урожай!
Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Вечер уж к концу подходит.
Месяц на небо выходит.
Да и мне домой пора.
Завтра с самого утра
Стану репку вновь искать,
А теперь охота спать.
Ух, тяжелая корзина,
Пригодилась бы машина…
Ведущий 2:
Сказочке пришел конец.
Тот, кто слушал, молодец.
Ждем от Вас аплодисментов,
Ну, и прочих комплиментов…
Ведь артисты-то старались,
Пусть слегка и растерялись.
Конкурс «Собери пазл»
Командам выдаются распечатанные листы с фруктами и овощами. (Яблоко, груша, слива, помидор, морковь и баклажан, затем каждое изображение разрезать на 8 частей). Задача команд — как можно быстрее собрать на полу рисунок.
А что же мы с вами собрали?
(овощи,фрукты)
А теперь пошевелим мозгами. Викторина.
1. Стеклянный приют овощей (банка).
1. Плоды, сваренные в сиропе (варенье).
2. Результат пчелиного труда (мёд).
2. Пчелиный дом (улей).
3. Чем заканчиваются сентябрь, октябрь, ноябрь (мягкий знак).
3. С чего начинается осень (с буквы О).
4. Что едят зимой ежи и медведи (ничего, они спят).
4. Куда осенью деваются бабочки (прячутся или гибнут от холода).
5. Какие птицы раньше всех улетают на юг (ласточки).
5. Какие птицы могут спать на лету (стрижи).
6. Цветочная композиция (букет).
6. Композиция из засушенных растений (гербарий).
1 Мы осенние частушки пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши, веселей встречайте нас!
Частушки 3 класс
2. Как красиво все кругом золотым осенним днем:
Листья желтые летят, под ногами шелестят!
3. Осень – времечко сырое, дождик льется с высоты.
Люди чаще раскрывают разноцветные зонты!
4. Осень – чудная пора, любит осень детвора!
В лес с корзинками мы ходим, много там грибов находим!
5. Нет вкуснее яблок спелых, это знает детвора.
Как мы яблоки увидим, сразу все кричим «Ура!»
6. Любим свеклу мы, морковку, и капусту тоже есть,
Потому что витамины в овощах и фруктах есть!
7. Ох, художница ты, Осень, научи так рисовать.
Я тогда в твоей работе тебе буду помогать!
8. Тучка глупая не знала, что уж осень здесь настала.
Огневой лесной наряд ливнем тушит час подряд.
9. Осень щедрая такая всех одарит за труды.
Мы на праздник Урожая принесли ее плоды.
10. Осень, осень золотая, хорошо, что ты пришла!
Ты и яблок, ты и меду, ты и хлеба принесла!
11. Осень, осень, до свиданья, мы прощаемся на год.
Улыбнись нам на прощанье, в гости к нам идет зима.
Сценка винегрет
Сказка: «Волшебный винегрет»
Сказочница:
В одном лесу осеннем
Хозяюшка жила.
Большою мастерицей
Хозяюшка слыла.
Весь огород прополот,
Травинки лишней нет.
Готовить обожала
Хозяйка винегрет.
На чудных этих грядках –
Все овощи росли.
По первому все зову
К хозяйке дружно шли.
Хозяюшка:
Скорей ко мне спешите –
Готовлю я обед!
Эй, овощи любимые,
Сготовим винегрет!
Бежит свекла.
Я к хозяюшке бегу,
Чем смогу, ей помогу!
Я бордова и сочна,
Круглая и сладкая!
В винегрете я нужна –
Хвостик прячу в грядке я!
Хозяюшка:
Хоть свеклу долго я варю,
Я все ровно её люблю!
Бежит картошка.
Я по грядочкам качусь,
С боку на бок я верчусь.
Сытна и неказиста,
Я в тонкой кожуре,
Зато вкусна картошка,
Печеная в золе!
Хозяюшка:
Заходи, картошка в дом!
Варись со свёколкой вдвоём!
Бежит лук.
Витаминами богат!
Со мною встречи всякий рад!
Все от радости ревут,
Вот он – я! Тут, как тут!
Золотистый лук – лучок!
Всем подставлю свой бочок!
Хозяюшка:
Тебя порежу я потом!
Обдам сначала кипятком!
Чтоб ты, лук, не кусался
И сладким оказался!
Вышагивает морковь.
Я красная девица!
На грядке я – краса!
Сама сижу в темнице –
Наружу лишь коса!
Чем глубже я, тем слаще –
Морковью я зовусь!
Оранжевая, сладкая –
Приятная на вкус!
Хозяюшка:
Косу быстро отрезай
И в кастрюлю полезай!
Выбегает горошек.
Я зеленый горох!
Я и ах! Я и ох!
Я расту на грядке!
Я горошек сладкий!
Я и ах! Я и ох!
Я из баночки горох!
Хозяюшка:
Горошек, ты т не торопись,
На ложку сам скорей садись!
Огурчик торопится:
Все уже там прибежали,
Овощи не опоздали!
Только я вот припозднился,
В бочке долго я солился!
Хозяюшка:
Огурец, ты молодец!
Скоро сказочке – конец!
Выходи, скорей! Прекрасно –
Ты, Подсолнечное масло!
Выходит масло:
Я на солнышке росло,
Семечки растило!
А хозяюшка потом семечки давила!
Масло вкусное моё!
Наш готов обед!
Все хором:
Нарезаем, заправляем вкусный винегрет!
Хозяюшка:
Овощи перемешались!
Выступать мы все старались!
Приглашаем на обед
Наш откушать винегрет!!!
Игра «Дождик».
Ведущий произносит в произвольном порядке слова «капелька», «2 капельки», «3 капельки», «сильный дождь», «ливень», сопровождая слова движениями. Дети повторяют за ведущим движения. Когда он говорит 1 капелька — одним пальцем стучат по ладошке, 2 капельки — двумя пальцами, 3 капельки — тремя пальцами, сильный дождь — хлопают в ладоши, ливень — очень сильно хлопают.
Мне купили зонтик самый настоящий,
Он, конечно, маленький, но зато блестящий.
Дождик будет весело зонтик поливать,
Я буду под зонтиком на улице гулять.
Танец «Зонтик»
Осень дарит нам овощи , фрукты, ягоды, грибы.
А ещё, осенью, убирают самый главный урожай.
Отгадайте загадку:
«Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» (колос)
Правильно, ребята, это колос.
А что получают из колоса? (зерно)
А что можно получить из зерна? (муку)
А что мы испечём из муки? (хлеб)
Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка хлеба – самая главная задача хлеборобов. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.
1-й ребёнок:
Убран хлеб. И тише стало.
Жарко дышат закрома.
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима.
2-й ребёнок:
Но не сразу зёрна стали
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
3-й ребёнок:
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
4-й ребёнок:
Над селом дымки плывут.
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Караваем угощайтесь!
Чаепитие