Основы проектирования медиоурока
Мы стоим на пороге эпохи неограниченного развития и повсеместного распространения компьютеров, которые становятся интеллектуальным орудием и партнером практически во всех сферах жизни и деятельности человека.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания - предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Что такое медиаурок? Это одно из первых названий уроков, на которых применяется компьютерная техника и программные средства. Этот термин сложился под влиянием термина, распространенного в англоязычных странах. Широкое использование средств мультимедиа позже породило новое название таких уроков - «мультимедиа-урок». Для более удобного произношения название сократили, и сейчас наиболее часто употребляемое - медиаурок. По сути, все эти термины могут быть использованы в одинаковом значении.
Медиаурок имеет свои преимущества: это повышение эффективности урока за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала, возможность научить школьников применять компьютерную технику, организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества, повышение мотивации к учению за счет мультимедийных эффектов, развитие наглядно-образного мышления, коммуникативных навыков учащихся, формирование навыков работы с информацией.
В чём же заключаются методические основы проектирования медиаурока? На данном уроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса.
1. Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.
2. Программные средства дополняют традиционную технологию обучения, содержат в себе учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами. При этом они должны быть органично взаимосвязаны целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.
Какие же изменения влечет за собой применение компьютера и мультимедиа программ? В первую очередь, расширяются и обогащаются такие дидактические принципы обучения как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность, индивидуализация обучения, активность, интегративность. Приоритетной целью медиауроков является развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде. Учитывая это, при разработке медиаурока ставятся не только образовательные задачи по предмету, но и дополнительно выделяются задачи по формированию компонентов информационной культуры. Это может быть: развитие способностей отбирать нужную информацию, знакомство с новыми способами технической обработки информации, формирование практических умений по компьютерной обработке информации и другие.
Медиаурок проводится в классной комнате, оборудованной мультимедийным проектором, с соблюдением санитарно-гигиенических норм при непрерывной работе за компьютером:
для учащихся 1-х классов - 10 мин,
2-5-х классов - 15 мин.
6-7-х классов - 20 мин
8-9-х классов - 25 мин
10-11-х классов - 30 мин.
Для оптимальной организации учебной деятельности школьников работа за компьютером сочетается с работой за дополнительными учебными столами, которые есть в классе. Это позволяет организовать динамичную учебную деятельность школьников, так как смена видов деятельности снижает утомляемость, активизирует работу. Работа учащихся в классе организуется фронтально, индивидуально и малыми группами.
фронтально - просмотр видео фрагментов
индивидуально - выполнение практических работ
малыми группами - выполнение общего учебного проекта
В структуре урока отражаются все компоненты и звенья процесса обучения, обязательно чередуются виды деятельности за компьютером и без. На медиауроке учитель чаще всего выступает в качестве консультанта, что способствует развитию познавательной активности учащихся, более полному усвоению ими учебной информации. Появляется больше возможностей для индивидуальной работы с учащимися. Вместо традиционных словесных методов обучения используется подача текстовой информации с экрана, что предоставляет возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию. Вместо макета, демонстрации трудового приема или операции осуществляется мультимедийный показ приемов и операций. Такая информация лучше усваивается, так как привлекаются все органы чувств.
Безусловно, что умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства учителя, методики, которую он применяет и от знаний учителем педагогических основ по информатизации уроков. Появившиеся в школах компьютерные классы предоставили учителям дополнительные условия для увлекательной, результативной работы. Главное преимущество обучения с использованием компьютеров заключается в индивидуальном подходе к каждому из учащихся, в постоянном контроле и объективной оценке их успехов. При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы. Структурная компоновка мультимедийной презентации развивает системное, аналитическое мышление.
В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах.
Изучив теоретические основы ИКТ, я пришла к выводу, что одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. По данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (Wharton School) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, с помощью презентации у меня появилась возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитываю, что она:
быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
усиливает воздействие выступления.
Можно выделить следующие особенности данной технологии:
качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране; с помощью доски и мела затруднительно объяснять работу с различными инструментами.
Преподаватель, использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
Изменяется у детей и отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не только как инструмент для игр.
Опыт организации учебного процесса в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей "индустриальной эпохе" называют "информационной эпохой". Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями. Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека.
Подводя итог на основе анализа работы, можно сделать вывод, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, способствуют творческому развитию учащихся.
Библиографический список
1. Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе. - СПб.: Издат. "Анатолия", 2003.
2. Варченко В. И., Фуксон Л. М. Педагогические основы использования компьютерных технологий / Институт дистанционного образования Российского университета дружбы народов. - М.:, 2006
3. Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. №4.
4. Рыбъякова О. В. Формы использования компьютера, /сост. О. В. Рыбъякова. - Волгоград: Учитель, 2008.
5.материалы сайтов:
http: //mrcpk . marsu. ru
http: // festival . 1 semtember. ru