ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТОТЕКИ ДИДАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Дидактические упражнения представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление: они могут являться игровой, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Особое значение имеет содержание дидактических упражнений. Педагог имеет большие возможности в разработке, создании новых и варьировании традиционных. Структура дидактических упражнений, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнить их по мере развития у детей таких психических процессов, как память, воля, произвольное внимание.
Таким образом, дидактические упражнения занимают прочное место в образовательном процессе с детьми школьного возраста.
Дидактическое упражнение как форма обучения содержит два начала: учебное (познавательное); игровое (занимательное).
В работе с обучающимися используем различные виды дидактических упражнений дидактические упражнения с предметами, словесные дидактические упражнения, дидактическая задача.
1. Дидактические упражнения с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).
Приведем пример использования дидактического упражнения «Волшебный трафарет». Ребенку предлагают игрушку в виде разноцветных квадратов с трафаретами геометрических фигур из пластика или сделанный из остатков линолеума. Задания: назови какие геометрические фигуры спрятались;
обведи 1,2,3 фигуры на листке бумаги карандашами в трафаретах;заштрихуй сверху вниз 1,2,3 фигуру.
Словесные дидактические упражнения отличаются там, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных дидактических упражнений создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.
Например, упражнение «Кто быстрее». Ребенку предлагают игрушку в виде двух лесных дорожек и двух лесных зверей лисички и зайчика. Задание необходимо разместить на дорожке нужного зверя в соответствии с длиной хвостика по образцу: короткий или длинный хвост.
3.Дидактическая задача. Она решается в игровой форме. Игра удалась, если решена дидактическая задача. Определяя задачи, необходимо учитывать какими знаниями, умениями и навыками владеют имеют дети; какие находятся в зоне ближайшего развития. Дидактические упражнения не «дают» знания в готовом виде, вызывают потребность в поиске, т.е. предоставляют возможность для саморазвития; обеспечивают благоприятные возможности для реализации способностей посредством овладения в доступной форме систематизированным человеческим опытом.
Нами были отобраны и систематизированы дидактические упражнения, которые отбирались с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с использованием наглядного материала. Упражнения описаны по алгоритму: цель, задачи, содержание.
Используя на уроках дидактические упражнения, мы сделали учебный процесс интересным и доступным для ребенка, тем самым достигли поставленной задачи. Картотека дидактических упражнений может быть использована педагогами коррекционных школ на уроках по развитию математических представлений, в формировании знаний о сенсорных эталонах.
Приведенные выше сведения являются доказательством состоятельности и многоплановости применения дидактической упражнений в работе с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью, в том числе, и по развитию математических представлений.