« Особенности и проблемы эмоционально-волевой сферы одаренных школьников »
Выступление педагога-психолога МАОУ гимназии №18
Колесниковой Людмилы Владимировны (08.11.2023 г.)
Одарённость человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и
требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать всё необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Одаренные ученики
5% благополучных
90 % - родители
65% -одаренные школьники
20 - 30% от популяции
Особенности эмоционального развития
01
02
социальный
поведенческий
- нарушение эмоциональных контактов;
- низкого уровня сформированности мотивов
установления и сохранения положительных
взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
- инфантильные черты личности;
- негативное самопредъявления;
- нарушение умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их
интеллектуальный
03
коммуникативный
04
- несформированность умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения
- понимание и адекватное оценивание сообразно ситуации состояние и чувства собеседника;
- неумение различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей;
- трудностей в понимании условности (неочевидного смысла) ситуации
- трудностей в понимании взаимоотношений между людьми;
- сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств
Эмоционально – личностные проблемы интеллектуально
одаренных детей
К характерным эмоционально –
личностным проблемам одаренных
детей можно отнести:
- трудности в общении с окружающими
- чувство «гонимости»
- агрессивное поведение
- «страх перед творчеством» »
Коррекция эмоционально-волевой сферы
одаренных детей
Корригирующий эффект дают:
- упражнения на релаксацию («Задуй свечу», «Рот на замочке», «Лимон», «Дудочка», «Бубенчик», «Насос и мяч»);
- средства библиотерапии (обсуждение рассказов, сказок, притч и др.)
- средства музыкотерапии (произведения Л. В. Бетховена «Соната № 14» – часть 1, П. И. Чайковского «Симфония № 5 ми-минор», «Времена года», С. В. Рахманинов «Концерт № 2» начало 2-ойчасти, Ф. Шопен «Ноктюрн фа мажор», «Ноктюрн ре-бемоль мажор» и т.д.);
- психогимнастика (этюды М. И. Чистяковой, упражнения и игры, разработанные Н. Л. Кряжевой).
Примерные упражнения, техники, методики для коррекции , формирования и
развития эмоционально-волевого компонента
Памятки, буклеты для родителей педагогов
ПАМЯТКА «Рекомендации психолога по формированию эмоционально-волевой сферы подростков»
Составитель: педагог-психолог МАОУ гимназии № 18 г. Томска
2023 г.
сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение.
«Ловушка для гнева»
Тест «Волшебная страна чувств»
Исследуем психо-эмоциональное состояние
Авторы методики:
Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов
Упражнение «Звуковая гимнастика»
А – воздействует на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – на органы, расположенные в области живота;
Я – на работу всего организма;
М – на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.
УСПЕХОВ !