Особенности организации методической работы
в образовательном учреждении пенитенциарной системы.
Автор: Елистратова Светлана Николаевна,
заместитель директора
ФКП образовательного учреждения № 46
Федеральной службы исполнения наказаний
Аннотация:
В статье представлен собственный опыт по организации методической работы в профессиональном образовательном учреждении пенитенциарной системы. Рассмотрены особенности методической работы с преподавателями и мастерами производственного обучения в профессиональном образовательном учреждении. Представлены методические материалы, разработанные специально для оказания методической помощи педагогам при оформлении и разработке учебно-планирующей документации. Выявлены и обоснованы варианты по активизации методической работы
в образовательном учреждении. Предлагаются методы активизации методической работы. Рассматривается их актуальность и целесообразность внедрения в образовательном учреждении уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова:
методическая работа, методические материалы, учебно-планирующая документация
Сильным, опытным становится педагог,
который умеет анализировать свой труд.
В.А. Сухомлинский
Уважаемые коллеги!
Проблема продуктивной организации методической работы
в профессиональных образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы является на современном этапе одной из самых важных. Методическая работа направлена на повышение качества профессионального образования и представляет систему взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагога,
его профессионального мастерства, а также рост уровня профессиональной компетентности, образованности и развитости обучающихся. Методическая работа ориентирована на удовлетворение методических потребностей педагога, на формирование педагогического коллектива инновационного типа.
Рассмотрим систему организации методической работы на примере одного из профессиональных образовательных учреждений системы ФСИН (далее – Учреждение).
Общее руководство методической работой в Учреждении осуществляет заместитель директора, курирующий вопросы учебно-производственной деятельности непосредственно через работу методических комиссий и Методического совета.
Методический совет в Учреждении создается для рассмотрения рекомендаций и предложений по организации инновационной деятельности, наиболее важным вопросам совершенствования содержания и методики обучения, повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса, внедрения передового опыта обучения.
Участие в методической работе обязательно для всех педагогических работников Учреждения и входит в их должностные обязанности.
Методическую работу регламентируют нормативные документы Учреждения:
настоящее положение;
Положение о Методическом совете;
Положение о методической комиссии;
Положение о порядке аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
Главными задачами методической работы являются:
обеспечение выполнения требований Федеральных государственных образовательных стандартов по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) и основных программ профессионального обучения, реализуемых в Учреждении;
обеспечение теоретической, методической, психологической поддержки педагогических работников Учреждения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее – ФГОС);
оптимизация содержания и организации учебного процесса
в соответствии с программами подготовки квалифицированных рабочих;
совершенствование методики преподавания учебных дисциплин/профессиональных модулей и использование инновационных технологий обучения;
организация учебно-методического сопровождения учебных дисциплин/профессиональных модулей и видов учебной деятельности обучающихся;
стимулирование повышения научно-теоретического,
научно-методического уровня педагогических работников, овладения ими современными образовательными технологиями;
развитие педагогического творчества и профессиональной компетентности, повышение квалификации педагогических работников;
организация и ведение научно-методической работы в рамках развития образовательного пространства Учреждения;
совершенствование системы мониторинга развития педагогического коллектива;
оказание помощи в профессиональном становлении молодых начинающих педагогических работников.
К основным направлениям методической работы относятся:
использование в учебном процессе новых педагогических технологий;
научно-методическое обеспечение содержания образования;
развитие исследовательской деятельности и использование
ее результатов для повышения качества образования;
планирование методической работы на диагностической основе;
поиск новых, эффективных форм и методов повышения квалификации педагогических работников;
повышение ответственности и самостоятельности каждого педагогического работника в решении задач, стоящих перед коллективом.
Основными формами методической работы в Учреждении являются:
заседания Методического совета Учреждения;
заседания методических комиссий;
методические конференции, семинары и методические совещания;
методические занятия (лекции, доклады, сообщения по вопросам методики обучения и воспитания).
Содержанием методической работы являются:
разработка и совершенствование учебно-методических материалов
и документов;
совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса;
рассмотрение вопросов методики обучения обучающихся
и внедрение их результатов в учебный процесс;
поиск путей интенсификации учебного процесса и организации обмена опытом методической работы;
подготовка к проведению всех видов учебных занятий;
проведение контроля учебных занятий;
методические совещания, проводимые в целях решения конкретных вопросов учебно-воспитательной работы, в том числе методики проведения учебной и производственной практик, обеспечения взаимосвязи смежных учебных дисциплин и др.;
методические конференции и семинары, проводимые
в рамках деятельности методических комиссий. По наиболее важным методическим вопросам могут проводиться методические конференции
и семинары, проводимые в рамках сотрудничества между филиалами.
Коллективная методическая работа в Учреждении планируется
на учебный год в форме самостоятельного раздела в общем плане работы, включающего конкретные мероприятия в соответствии с основными направлениями методической работы с определением конкретных исполнителей и сроков исполнения. План методической работы рассматривается и обсуждается на заседании Методического совета
и утверждается директором Учреждения.
Планы индивидуальной методической работы педагогических работников составляются на учебный год в качестве раздела плана индивидуальной работы преподавателя, мастера производственного обучения и утверждаются председателем методической комиссии и хранятся
у педагогического работника.
Результаты методической работы периодически обсуждаются
на заседаниях Педагогического и Методического советов, методических комиссий.
В номенклатуру дел по методической работе входят:
нормативно-правовые и инструктивно-методические документы (приказы, положения, распоряжения, инструктивные письма по методической работе);
нормативно-правовые документы по реализации программ подготовки квалифицированных рабочих;
планы работы Методического совета, методических комиссий на год, отчеты по работе за год, а также протоколы их заседаний;
перспективные планы по повышению квалификации педагогических работников;
документы по аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности;
материалы по профессиональным конкурсам, олимпиадам, конференциям;
материалы по обобщению и распространению передового педагогического опыта;
учебно-методическая литература, разработанная педагогическими работниками.
К отчетным документам по методической работе относятся:
отчеты о работе Педагогического совета;
отчеты о работе Методического совета;
отчеты о работе методических комиссий филиалов;
протоколы заседаний Педагогического совета, Методического совета
и методических комиссий филиалов.
Итоги методической работы могут проводиться при помощи следующих форм: отчетов, смотров-конкурсов, выставок и другое.
Профессиональные образовательные учреждения , как правило, имеют несколько филиалов в рамках области. Возникает вопрос : «Как организовать методическую работу в филиалах, расположенных друг от друга на значительном расстоянии. Именно по данной причине в филиалах Учреждения создаются методические комиссии филиалов.
Методическая комиссия создается в целях:
учебно-программного и учебно-методического обеспечения освоения компонентов основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения;
оказания помощи преподавателям и мастерам производственного обучения (далее – педагогические работники) в реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих;
повышения профессионального уровня педагогических работников;
реализации инновационных педагогических и информационных технологий, направленных на улучшение качества подготовки обучающихся, конкурентоспособности выпускников.
Основными направлениями деятельности Методической комиссии являются:
учебно-методическое и учебно-программное обеспечение компонентов основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения (разработка программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик, оценочных средств, методических пособий, рекомендаций по выполнению лабораторных и практических работ и др.);
определение технологии обучения (выбор средств и методов обучения, инновационных педагогических технологий);
внесение предложений по корректировке плана учебного процесса
в части перераспределения по неделям объема часов на компоненты программы;
обеспечение проведения промежуточной аттестации обучающихся;
участие в формировании программ итоговой аттестации выпускников;
совершенствование методического и профессионального мастерства педагогических работников, пополнение их профессиональных знаний;
оказание помощи начинающим педагогическим работникам;
внесение предложений по аттестации работников, входящих
в состав методической комиссии филиала Учреждения;
распределение педагогической нагрузки педагогических работников;
изучение, обобщение и введение в образовательный процесс новых педагогических и информационных технологий, средств и методов обучения
и воспитания;
подготовка, проведение и обсуждение открытых учебных занятий,
а также организация взаимопосещений учебных занятий;
рассмотрение и рецензирование учебно-программной
и учебно-методической документации, учебников, плакатов, кино
и видеофильмов, других средств обучения;
выработка единых требований к содержанию работы кабинетов
и мастерских, рассмотрение и обсуждение планов работы педагогических работников, календарно-тематических планов, других материалов, относящихся к компетенции методической комиссии;
организация технического, художественного и прикладного творчества обучающихся;
проведение конкурсов профессионального мастерства
по профессиям.
Методическая комиссия организуется в составе педагогических работников филиала и (или) места осуществления образовательной деятельности Учреждения.
Председатель Методической комиссии выдвигается Педагогическим советом Учреждения, утверждается директором Учреждения на учебный год.
Перечень и персональный состав членов Методической комиссии принимается на Педагогическом совете Учреждения, утверждается директором Учреждения на учебный год.
Срок полномочий методической комиссии учебный год. Работа Методической комиссии осуществляется в соответствии
с планом на учебный год.
План работы Методической комиссии рассматривается на методической комиссии, принимается на Педагогическом совете Учреждения, утверждается директором Учреждения.
Периодичность проведения Методической комиссии определяется председателем, но не реже одного раза в месяц. Решения Методической комиссии оформляются протоколами, подписываемыми председателем Методической комиссии. В каждом протоколе указывается его номер, дата заседания Методической комиссии, количество присутствующих, повестка заседания, краткая, но четкая и исчерпывающая запись выступлений и принятое решение по обсуждаемому вопросу. Решение Методической комиссии считается принятым, если за него проголосовало более 50% присутствующих, и является обязательным для педагогических работников филиала и (или) места осуществления образовательной деятельности Учреждения.
Методическая комиссия ведет следующую документацию
на текущий учебный год:
план работы (приложение № 1);
циклограмму методической деятельности филиала (приложение № 2);
протоколы заседаний (приложение № 3), отчеты и другие документы;
контрольные экземпляры действующей учебно-методической документации.
Таким образом, методическая работа в федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении — это система взаимосвязанных мер, основанных на достижениях науки и педагогического опыта, направленных на развитие творческого потенциала педагога, его профессионального мастерства, а в конечном итоге — на рост уровня образованности, развитости и воспитанности обучающихся осужденных к лишению свободы. Без хорошо поставленной и разумно организованной системы методической работы, основанной на уважительном отношении
к творческому наследию и современным идеям педагогики, на уважении
к преподавателю, выстроить педагогический процесс практически невозможно. Чтобы правильно организовать методическую работу, надо знать о преподавателе как можно больше и научиться любить своих преподавателей, гордиться каждым их достижением.
ОБРАЗЕЦ
Рассмотрено методической комиссией филиала № ____ФКП образовательного учреждения № 46. Протокол от «___» ___ 20___ г. № ___. | Принято Педагогическим советом. Протокол от «__» ___ 20___ г. № _ |
| УТВЕРЖДАЮ Директор ФКП образовательного учреждения № 46 И.О. Фамилия «___» __________ 20___ г. |
План
работы методической комиссии филиала № __
федерального казенного профессионального
образовательного учреждения № 46
Федеральной службы исполнения наказаний
на 2 полугодие 2017 – 2018 учебного года
Срок | Содержание работы | Ответственный | Отметка об исполнении |
Январь | 1.Утверждение плана работы комиссии на 2 полугодие 2017-2018 учебного года. 2.Рассмотрение и согласование новых рабочих программ по профессии «Оператор швейного оборудования», «Мастер столярного и мебельного производства». 3.Доклад на тему: «Применение метода проектов, как способа повышения заинтересованности дисциплиной и повышения мотивации обучения». 4. Согласование текущей документации. | Иванов И.И. Иванов И.И. Крылов В.Г. Иванов И.И. | |
Февраль | | | |
Март | | | |
Апрель | | | |
Май | | | |
Июнь | | | |
ОБРАЗЕЦ
Рассмотрено методической комиссией филиала № __ФКП образовательного учреждения № 46 Протокол от «___» ___ 20___ г. № ___. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ФКП образовательного учреждения № 46 И.О. Фамилия «___» __________ 20___ г. |
Циклограмма
методической деятельности педагогического коллектива филиала № ___
федерального казенного профессионального
образовательного учреждения № 46
Федеральной службы исполнения наказаний
на 2017 – 2018 учебный год
Содержание работы | Сроки проведения |
август |
Контроль подготовки методической службы к новому учебному году. Учебно-методическое совещание «Требование ФГОС. Наличие учебно-методического обеспечения». | до 25.08. |
Корректировка заявки педагогов, записавшихся на курсы повышения квалификации. | до 30.08. |
Уточнение списков педагогов, подавших заявление на повышение квалификационной категории. | до 30.08 |
Уточнение списков педагогов, подавших заявление на соответствие. | до 30.08. |
Проверка учебно-методического обеспечения по дисциплинам и курсам. | до 30.08. |
Уточнение плана работы методической комиссии филиала. Собеседование председателя методической комиссии филиала со старшим методистом или методистом Учреждения по корректировке плана работы. | до 30.08. |
Подготовка к августовскому педагогическому совету. Заседание педсовета «Анализ работы за год и задачи на 2018-2019 учебный год» | до 30.08. |
Заседание методической комиссии по рассмотрению учебно-планирующей документации. | 31.08. |
сентябрь |
Оформление информационного стенда по методической работе | 05.09. |
Оформление документации по методической работе (рабочие программы, планы, графики и др.) | до 10.09. |
Консультации, беседы с молодыми педагогическими работниками, закрепление наставников. | до 10.09. |
Заседание методической комиссии «Перспективы работы над единой методической темой». | до 17.09. |
Составление графиков проведения профессиональных конкурсов и олимпиад. | до 30.09. |
Составление графика посещения уроков на 1 полугодие. | до 30.09. |
Коррекция плана работы методической комиссии филиала. | до 30.09. |
октябрь |
Посещение заседаний методических объединений. | по плану |
Посещение уроков, выводы, рекомендации, коррекция плана работы. Выявление профессиональных затруднений, оказание консультативной помощи педагогическим работникам. | согласно графику |
Заседание методической комиссии. | 15.10. |
Работа с документацией. | в течение месяца |
ноябрь |
Заседание малого педагогического совета. | в течение месяца |
Заседание методической комиссии. | 19.11. |
Посещение уроков, выводы, рекомендации, коррекция планов работы методической комиссии. | согласно графику |
Работа с документацией. | в течение месяца |
Проведение конкурса методических разработок «Я-профессионал». | в течение месяца |
декабрь |
Заседание методической комиссии. Предложения по составу комиссии для проведения итоговой аттестации и государственной итоговой аттестации. Рассмотрение итогов конкурса методических разработок «Я-профессионал». | 17.12. |
Заседание малого педагогического совета. | в течение месяца |
Проведение контрольных срезов и отчеты педагогических работников по работе за 1 полугодие | согласно графику |
Контроль за выполнением учебных планов и программ. Предложения по корректировке. Выводы и рекомендации. | еженедельно |
Посещение уроков, выводы, рекомендации, коррекция плана работы. Выявление профессиональных затруднений, оказание консультативной помощи педагогическим работникам. | согласно графику |
Проведение профессиональных олимпиад по предметам профессионального цикла. | согласно графику |
январь |
Совещание при руководителе филиала «Об итогах административного контроля» | в течение месяца |
Заседание методической комиссии «Подготовка к государственной итоговой аттестации» | 18.01 |
Заседание малого педагогического совета. | в течение месяца |
Посещение уроков, выводы, рекомендации, коррекция плана работы. | согласно графику |
Выявление профессиональных затруднений, оказание консультативной помощи педагогическим работникам. | в течение месяца |
февраль |
Посещение заседаний методических объединений. | по плану |
Заседание малого педагогического совета. | в течение месяца |
Посещение уроков, выводы, рекомендации, коррекция плана работы. | согласно графику |
Заседание методической комиссии. | 15.02. |
март |
Заседание методической комиссии. | 18.03. |
Заседание малого педагогического совета. | в течение месяца |
Посещение уроков, выводы, рекомендации, коррекция плана работы. | согласно графику |
Проведение профессиональных конкурсов по предметам профессионального цикла. | согласно графику |
апрель |
Посещение заседаний методических объединений. | по плану |
Отчеты педагогических работников по планам самообразования | до 30.04. |
Заседание малого педагогического совета. | в течение месяца |
май |
Посещение заседаний методических объединений. | |
Оформление документации к аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности. | до 15.05. |
Заседание малого педагогического совета «О допуске к государственной итоговой аттестации». | до 29.05. |
Конкурс профессионального мастерства. | в течение месяца |
июнь |
Анализ результатов работы методической комиссии (выявление недочетов и планирование мероприятий по корректировке и совершенствованию на новый учебный год) | 22.06. |
Заседание педагогического совета «О выпуске обучающихся. Анализ работы за учебный год» | 29.06. |
ОБРАЗЕЦ
П Р О Т О К О Л
заседания методической комиссии филиала №_3_
ФКП образовательного учреждения № 46
18 января 2018 года № ф3/1
(дата проведения заседания)
ул. Полины Осипенко, д. 49,
г. Владимир
(место проведения заседания)
Председатель: | Мастер производственного обучения № 3 ФКП образовательного учреждения № 46 Иванов И. И. |
| (должность, фамилия, инициалы) |
Присутствовали: | Елсуков А.Ю., Крылов В.Г., Морозов А.В., |
| (количество участников заседания) |
| Райзвих Г.Я., Тюрин В.И., Пантелеев А.Е. |
Повестка дня.
1.Утверждение плана работы комиссии на 2 полугодие 2017-2018 учебного года.
2. Рассмотрение и согласование новых рабочих программ по профессии «Оператор швейного оборудования», «Мастер столярного и мебельного производства».
3. Доклад Крылова В.Г. на тему: «Применение метода проектов,
как способа повышения заинтересованности дисциплиной и повышения мотивации обучения».
4. Согласование текущей документации.
По первому вопросу: Иванов И.И. представил на утверждение членов комиссии план работы на 2017-2018 учебный год.
Постановили:
План работы комиссии на 2017-2018 учебный год утвердить.
Принято единогласно.
По второму вопросу: выступил Иванов И.И. Он сообщил, что в связи
с изменением Учебного плана, изменились требования к содержанию рабочих программ преподавателей профессионального цикла. Преподаватели заранее были ознакомлены с Методическими указаниями по составлению рабочим программ. На основании этих методических указаний они представили комиссии свои рабочие программы
на рассмотрение и согласование. Программы были рассмотрены. В них внесены замечания и дополнения.
Постановили:
Внести изменения и дополнения в рабочие программы по профессиям «Оператор швейного оборудования», «Мастер столярного и мебельного производства».
Принято единогласно.
По третьему вопросу: слушали Крылова В.Г., преподавателя высшей квалификационной категории.Василий Геннадьевич выступил с докладом
на тему: «Применение метода проектов, как способа повышения заинтересованности дисциплиной и повышения мотивации обучения». Преподаватель представил презентацию своего опыта использования проектного метода.
Постановили:
Результаты принять во внимание и распространить среди преподавателей филиала № 3 ФКП образовательного учреждения № 46.
Принято единогласно.
По четвертому вопросу: преподаватели представили текущую документацию на рассмотрение и согласование:
Преподаватель | Содержание работы |
Елсуков А.Ю. | Инструктивно-методические материалы к лабораторным и практическим занятиям по дисциплине «Материаловедение». |
Задания к итоговому контролю знаний (экзамен, зачет). |
Морозов А.В. | Материалы к занятиям по дисциплинам «Оборудование», «Специальная технология». |
Конспект лекций по дисциплинам «Оборудование», «Специальная технология». |
Тюрин В.И. | - Материалы к практическим работам по МДК 02.01 «Организация и технология сборки». - Экзаменационные билеты по дисциплине «Оборудование». |
Райзвих Г.Я. | Инструктивно-методические материалы к выполнению контрольной работы для обучающихся.по дисциплине «Охрана труда» для специальностей «Технология машиностроения». |
Постановили:
Представленную документацию согласовать и применить
в образовательном процессе.
Принято единогласно.
Председатель методической комиссии филиала № 3 ФКП образовательного учреждения № 46 | | | | И.И. Иванов |
(должность председательствующего на заседании) | | (подпись) | | (инициалы, фамилия) |