Тема: «Особенности организации обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями по профилю „Цветоводство и декоративное садоводство.“
„Хорошее в человеке приходиться проектировать и педагог — это обязан делать“.
Антон Семёнович Макаренко
Три года назад в филиале ОГКОУШ №39 был введён учебный предмет профессионально -трудовое обучение, образовательная область "Технология". С пятого по десятые классы профессионально- трудовое обучение проходит по профилю "Цветоводство и декоративное садоводство".
Уроки в этом направлении направлены на решение как общих, так и специальных образовательных задач и требуют от педагога особой организации обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Специальные задачи, стоящие перед учителем, касаются
коррекции и компенсации психофизических недостатков, имеющихся у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
У умственно отсталых обучающихся процесс распознавания, узнавания и усвоения происходит гораздо медленнее и требует большего времени, чем у нормально развивающихся детей. Поэтому обучающиеся испытывают различные трудности при усвоении различных цветоводческих понятий.
Также у ребят наблюдаются разнообразные моторные затруднения, которые приводят к тому, что они пишут медленно, делают многочисленные ошибки, их почерк очень часто трудно понять; при проведении практических работ они бывают моторно неловки, могут быть излишне размашистыми, некоординированными, что снижает качество выполнения работы.
У обучающихся 5-10 классов обучающихся по данному профилю показало, что у всех без исключения наблюдается бедность и недифференцированность представлений об объектах живой природы: о цветковых растениях, их частях, особенностях выращивания, ухода за ними, о пользе.
Вопросы об объектах растительного мира, и, в частности, о цветковых растениях, вызывают большие затруднения у обучающихся, однако нельзя говорить о том, что таковые представления вообще отсутствуют.
Так, большинство обучающихся 9-10 класса, правильно определяют деревья, кусты, травы, цветы как растения, а также выбирают их изображения из серии предметных картинок, однако не всегда могут объяснить, почему они считают их растениями.
Некоторые обучающиеся при ответах ориентируются на собственный небогатый опыт, а также выделяют лишь некоторые признаки, по которым растения могли быть отнесены к цветковым.
У умственно отсталых детей различия в психике, в уровне физического развития, в состоянии нервной системы проявляются особенно ярко.
Именно поэтому столь необходим в обучении индивидуальный и дифференцированный подход.
Он предполагает деление обучающихся на группы по интересам и успеваемости. Основной критерий зачисления ребенка в ту или иную группу- способность к усвоению учебного материала.
К первой группе я отношу обучающихся, наиболее успешно овладевающих программным материалом по цветоводству в процессе фронтального обучения. Большинство заданий ими выполняется самостоятельно, при выполнении работы, требующей переноса знаний в новые условия, они в основном правильно используют имеющийся опыт. При выполнении сравнительно сложных видов работ им нужна моя активизирующая помощь.
Во вторую группу входят дети, также достаточно успешно обучающиеся в классе. Однако в ходе обучения они испытывают несколько большие трудности, чем обучающиеся первой группы.
Oни в основном понимают фронтальное мое объяснение, неплохо запоминают изучаемый материал, но без моей помощи обобщения и выводы делать не в состоянии. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но при этом заметно снижается темп работы, допускаются ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
К третьей группе относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразной помощи с моей стороны.
Им трудно определить главное в изучаемом, отделить его от второстепенного, установить логическую связь между частями. Далеко не полностью понимая фронтальное объяснение, они нуждаются в дополнительных конкретных разъяснениях, мало самостоятельны.
Темп усвоения материала у этих обучающихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко второй группе. Их действия необходимо постоянно корректировать. Однотипные упражнения они выполняют сами, пока не встретятся с новым видом работы.
Исходя из своей практики, всю работу на уроках „Цветоводства и декоративного садоводства“ я строю именно с учетом выявленной дифференциации учащихся
Приступая к изучению курса „Цветоводство и декоративное садоводство“, можно отметить, что обучающиеся зачастую не имеют той образовательной базы, которая необходима для усвоения сложных понятий данной дисциплины, что в итоге значительно затрудняет изучение этого предмета.
Вместе с тем, именно содержание данного предмета несет в себе огромный потенциал с точки зрения развития психики ребенка, ее гуманизации, формирования нравственных и эстетических начал.
Коррекционно-воспитательные возможности этого направления для развития и преодоления психолого-педагогических трудностей ребенка с нарушением интеллекта огромны.
Систематическое и методически правильное использование различных форм, методов и средств обучения на данных уроках способствует осознанному, а не механическому усвоению природоведческих знаний.
A также способствует воспитанию трудолюбия, настойчивости, уверенности в своих силах и развитию самостоятельности, интеллектуальных умений, самоконтроля, умения выделить главное, наблюдательности, что в конечном итоге способствует коррекции личности умственно отсталого ребенка.
Практические и лабораторные работы способствуют выработке умений и навыков социально-бытового и трудового характера. Практические методы и формы работы, соответствуют возрастным особенностям подростков и отражают дальнейшую перспективу их подготовки к жизни в социуме.
Также это связано с тем, что обучающиеся с ОВЗ с трудом используют теоретические знания, полученные на уроках и лучше это делают в процессе выполнения практических работ.
Поэтому в своей работе я ориентируюсь на тесную связь обучения с практическими работами: теоретические знания должны подкрепляться выполнением практических заданий.
Практические работы на уроках формируют умения и навыки обращения с элементарным лабораторным оборудованием, сельскохозяйственным инвентарем, навыки обработки почвы, посева семян, выращивания рассады, ухода за различными растениями, разведения комнатных и цветочно-декоративных растений.
Особое место занимают практические работы, проводимые на пришкольном участке.
Этот вид деятельности позволяет обучающимся не только проверить свои знания на практике, глубже познать и закрепить изучаемый материал, но и способствует их общефизическому развитию.
Сельскохозяйственный труд позволяет упражнять все мышцы, координировать движения.
Большое значение имеют практические работы для развития мелкой моторки пальцев.
Например: сортирование семян, ручной посев, заделка семян, пикировка, прореживание всходов, высадка рассады, прищипка растений, прополка.
Итак, этот учебный предмет в обучении школьников не только играет существенную роль при формировании знаний об объектах и явлениях растительного мира, но и служит средством организующим и стимулирующим мыслительную деятельность школьников, формирует их личность в процессе воспитания и обучения.
Принцип построения программы для обучения обучающихся с интеллектуальными нарушениями опирается на целесообразность и органичность.
Все виды деятельности распределены таким образом, чтобы они не отрывались от практических нужд, связанных:
с объектами, их ассортиментом (комнатные растения в помещениях школы и насаждения в открытом грунте),
с сезонностью, необходимостью обеспечить жизнь и процветание этим объектам.
И все это становится дополнительным мотивом к освоению данного учебного предмета.
Вся осень до заморозков посвящена сбору семян и природного материала, делению и пересадке многолетников, посадке луковиц, прополке цветников, подготовке многолетников к зиме.
Зимой больший акцент делается на комнатное цветоводство.
Начиная с февраля месяца мы занимались посевом семян виолы.
Дети прочно осваивали навыки по уходу за растениями, у них намного легче формировались представления о закономерностях развития растений, о производственной классификации и морфологии.
При проведении практических работ я использовала пошаговое выполнение работы, что также оказывает на обучающихся коррекционно-воспитательный эффект.
Алгоритм выполнения практической работы выглядит следующим образом:
1. Постановка цели работы; 2. Проведение инструктажа (организационного и технического);
3. Руководство самостоятельным выполнением работ обучающимися; 4. Анализ результатов и выводов;
5. Фиксация результатов.
Например:
перед посевом семян я провожу беседу о биологических особенностях цветочных или полевых культур
перед обработкой и рыхлением почвы- о значении этих действий, о способах обработки, о ручном инвентаре
перед прореживанием растений- о значении этого процесса для урожая и цветения
После беседы и постановки цели работы следует инструктаж в классе или уже на участке.
Обучающимся я показывала, что они должны делать, в какой последовательности, как пользоваться инвентарем.
Все используемые в данном курсе формы, методы, приемы и виды работ применялись мною с учетом возраста детей, а также на основе их особенностей психики.
Задания различной степени сложности предлагались на разных этапах урока: при повторении пройденного, изучении нового и в процессе его закрепления.
В большинстве уроков изучение нового материала я начинаю с вводной беседы, так как обучающиеся имеют некоторый жизненный опыт в плане наблюдения и ухода за цветковыми растениями.
После изложения нового материала я или обучающиеся первой группы делают выводы.
Возможность самостоятельного дифференцированного изучения обучающимися части материала представляется на любом уроке.
Опыт показывает, что большая часть детей осваивает программу хорошо и приобретает необходимые навыки и умения по уходу за растениями.
Полученные знания и навыки позволяют выпускникам рассчитывать на дальнейшее обучение и последующее трудоустройство в озеленительном хозяйстве рабочими-озеленителями.
Для успешной организации и проведения уроков по
„Цветоводству и декоративному садоводству “ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеется учебный кабинет профильного труда в котором имеется десять рабочих мест.
В кабинете имеются цветочный стеллаж, комнатные декоративные
растения, садовый инвентарь, наглядные пособия для прохождения программного материала.
Дистанционная форма обучения
Особенности среды дистанционного обучения предполагает значительное внимание к педагогическому дизайну: цветовым решениям; формам представления информации; мультимедийным возможностям отдельных страниц.
Дистанционные технологии требуют от педагога четких представлений о том как будет организован урoк, о структуре, содержании, дизайне урoкa, интерактивных возможностях урoкa, способах взаимодействия с обучающимися, оценивании результатов их деятельности.
Для организации и проведения уроков в условиях дистанционного обучения, предметный материал преподаётся:
Описанные выше технологии и оборудование помогают сделать процесс дистанционного обучения более удобным и приближенным к обычному занятию.
Решением для более активного включения ученика в работу стало использование мобильных телефонов.
У обучающегося появилась возможность более активно включаться в работу, принимать участие в решении задачи.
Большая наработка видеоматериала по дистанционному обучению в видеомонтаже вы можете посмотреть по ссылкам:
https://disk.yandex.ru/i/WAmu-7eOuvjLqg;
https://disk.yandex.ru/i/eaGA4QFLzX1Eig;
https://disk.yandex.ru/i/zAhOlVdMLGz7wQ
Проведения итогового экзамена по профессиональному трудовому-обучению
Итоговая аттестация в форме выпускного экзамена по трудовому обучению является обязательной для всех выпускников 9 класса филиала ОГКОУШ №39.
Цель итоговой аттестации по трудовому обучению:
- определить уровень сформированности необходимого объема знаний обучающихся;
- определить уровень сформированности профессиональных умений обучающихся.
Вопросы тестирования составлены с учетом особенностей психофизического развития детей и интеллектуальных возможностей обучающихся, соответствуют программному требованию.
Проведения итогового экзамена по профессиональному трудовому-обучению
На выполнение практической работы отводится 3 часа. Задания, включаемые в практическую экзаменационную работу, соответствуют программным требованиям.
На основе выполненной практической работы проводится собеседование.
В ходе беседы членами комиссии выявляется умение выпускника рассказать: о последовательности выполнения работы, назначении и устройстве инструментов, оборудования и приспособлений, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах работы.
Задачи итоговой аттестации:
Определить уровень сформированности доступных обучающимся технических и технологических знаний.
Определить уровень развития у обучающихся общетрудовых умений.
Оценить уровень обученности обучающихся профессиональным приемам труда по профилю: «Цветоводство и декоративное садоводство».
Выявить уровень организации индивидуальной образовательной стратегии и путей дальнейшей социализации выпускников.
Итоговая оценка обучающегося на экзамене выводится как средняя арифметическая из оценок по тестированию и практическую работу, при этом приоритетную роль играет оценка за практическую работу.
Развитие творческой активности обучающихся
Участие в конкурсах наглядно показывает, что организация участия детей в различных конкурсах способствует:
раскрытию интересов и способностей детей; развитию творческой и поисковой активности обучающихся;
социальному развитию обучающихся, имеющих ограничения в здоровье.
Из гербария, который собрали и сделали на уроках обучающиеся, была создана эта прекрасная картина.
Она заняла на конкурсе „Волшебница– осень“ 2021 первое место.
В настоящее время особенно актуальны проблемы бережного отношения человека к природе, творческого использования ее богатств.
Охрана природы – одна из основных обязанностей каждого гражданина нашей страны.
Поэтому одной из задач педагога, обучающих учащихся с интеллектуальными отклонениями, является привитие детям навыков культурного поведения в природе, формирование умения охранять и беречь ее богатства, что также можно успешно реализовать на занятиях по
„Цветоводству и декоративному садоводству“.
Cпонсорская работа
Проблема детей c интеллектуальными нарушениями касается почти всех сторон нашего общества- от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь этим детям.
Эти дети-не абстрактные единицы, а реальные люди, имеющие лицо и характер. В тяжелых условиях, они живут свою единственную и неповторимую жизнь. Являясь участником группы "Красивый сад", рассказываю участникам группы об особенностях организации обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями. Вижу, как люди остаются неравнодушными к судьбам таких детей.
Благотворительныe акты, как дар растений и цветов для детского дома, дар книги- члена Союза писателей, это благородный вклад в решение проблем. Участие и сопереживание могут спасти маленькие души, сделать счастливым хотя бы одного человека.
Уже не в первый раз оказывают спонсорскую помощь.
Такие как-Тарановы Светлана Юрьевна и Илья Александрович, Валеева Лилия Рашидовна и другие. Оказывая помощь, они дарят не просто материальные ценности, а дают каждому ребёнку радость и надежду на светлое будущее.
Храни Господь, убогих, неимущих,
безвольных, сирых, слабых и калек
дай им понять, что в этот миг насущный
Твоей защиты просит человек
Верни, Господь, ты радугу незрячим,
Дай силу слабым, недругам друзей,
Не позволяй ходячим, бить лежачих
И всех озябших Верою согрей.
Дай жаждущим величье Ниагары,
Голодным — с солью пышный каравай,
Бездарным музыкантам дай гитары,
А начинающим поэтам – рифмы дай.
Все дай и дай! На то ты и Всевышний
И слышен мир тебе с небес, и зрим.
Дай каждому не быть на свете лишним…
Мы на коленях возблагодарим.
Плотников Е.Н.