Слайд 1 Об особенностях организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
К особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые учитываются при получении обучающимися образования, относятся в том числе:
- введение коррекционных курсов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира, целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
- опора на формирование и развитие познавательной деятельности и познавательных процессов, овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогическими работниками и другими обучающимися;
- психолого-педагогическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации.
Слайд 2 Особые образовательные потребности по психолого-педагогическому сопровождению реализуются в рамках коррекционной программы. Целью коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью.
Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и (или) ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.
Успешность освоения программы достигается через решение следующих задач:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- организация индивидуальных и групповых занятий для обучающихся с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы:
- принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей;
- принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников;
- принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения обучающегося с учетом изменений в их личности;
- принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;
- принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы;
- принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития обучающегося и успешность его интеграции в общество.
Слайд 3 Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью, взаимодействия педагогических работников и обучающихся с их родителями (законными представителями).
Социально-педагогическое сопровождение в рамках взаимодействия социального педагога и воспитанника и (или) его родителей (законных представителей) направленно на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки, включает:
- разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения обучающихся, направленную на их социальную интеграцию в общество,
- взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах обучающегося и его семьи.
Программа коррекционной работы предусматривает реализацию коррекционно-развивающей области (направления) через: Слайд 4-5
Перечень курсов коррекционно-развивающей области по ФАООП УО
| Программа коррекционной работы: названия коррекционно-развивающих курсов* | | Коррекционно-развивающая область учебного плана | |
ФАООП УО (вариант 1) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | | • «Логопедические занятия» • «Психокоррекционные занятия» • «Ритмика» | 1доп., 1 – 4 класс Коррекционно-развивающая область - коррекционные занятия и ритмика (6 часов): • «Логопедические занятия» (3 часа) • «Ритмика» (1 час) • «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (2 часа) 5 – 9 класс Коррекционно-развивающая область - коррекционные занятия и ритмика (6 часов) 10 – 12 класс Коррекционно-развивающая область - коррекционные занятия (6 часов) |
ФАООП УО (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | | • «Сенсорное развитие» • «Предметно-практические действия» • «Двигательное развитие» • «Альтернативная и дополнительная коммуникация» • «Коррекционно-развивающие занятия» | 1доп., 1 – 4 класс Коррекционные курсы: • «Сенсорное развитие» (2 часа) • «Предметно-практические действия» (1 час) • «Двигательное развитие» (1 час) • «Альтернативная коммуникация» (2 часа) 5 – 9 класс Коррекционные курсы: • «Сенсорное развитие» (1 час) • «Предметно-практические действия» (1 час) • «Двигательное развитие» (1 час) • «Альтернативная коммуникация» (1 час) 10 – 12 класс Коррекционные курсы: • «Сенсорное развитие» (2 часа) • «Предметно-практические действия» (2 часа) • «Двигательное развитие (ЛФК, ритмика)» (2 часа) • «Альтернативная коммуникация» (2 часа) |
* Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.
Слайд 6