Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №8
Особенности организации учебной деятельности
по русскому языку в 9-х классах
по качественной подготовке обучающихся к ГИА
Выступление на ГМО
учителя русского языка и литературы
МБОУ Лицей №8
Эркеновой М.И.
г-к Кисловодск
Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразова-тельных учреждениях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку, тема подготовки учащихся к ОГЭ стала одной из самых актуальных.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.
Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.
В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.
Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:
лингвистическую;
языковую;
коммуникативную.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности обучающихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ в 9 классе можно выделить следующие составляющие как три основных направления работы:
информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, о правилах заполнения бланков и т.д.);
предметная или содержательная готовность (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Ориентируясь на данные компоненты, к актуальным вопросам подготовки к ГИА в новой форме учащихся 9 классов можно считать следующие:
организация информационной работы по подготовке учащихся к ОГЭ;
предметная подготовка;
мониторинг качества;
психологическая подготовка.
Цель:
создание оптимальных условий для подготовки учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации .
Задачи:
1. Формирование информационной компетентности учащихся 9 классов.
2. Углубление знаний, умений и навыков за счёт учебного плана и других форм работы (кружки, элективные курсы).
3. Повышение качества подготовки учащихся 9-х классов к ГИА.
4. Формирование методической компетентности педагогов в подготовке к ГИА.
5. Обновление программно-методической базы.
6. Информирование родителей о нормативной базе, организационных и содержательных особенностях ГИА.
Направления деятельности:
В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к ГИА в новой форме выделяются 3 направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.
Содержание информационной работы с педагогами:
1. Информирование учителей на совещаниях о нормативно-правовых документах, регулирующих ГИА; о ходе подготовки к ГИА в школе;
2. Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:
- проведение пробных экзаменов, обсуждение результатов пробных экзаменов;
- творческая презентация опыта по подготовки учащихся к ГИА ;
- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся);
3. Направление учителей на районные и областные семинары и курсы по вопросам подготовки к ГИА в новой форме.
Методическая помощь учителям – предметникам, работающим в 9-х классах:
отработка обязательного перечня содержательных элементов государственного образовательного стандарта, необходимого для успешного выполнения тестовых заданий ГИА – 9;
выработка единых подходов к проверке и оцениванию уровня и качества обученности выпускников ОУ;
ориентировка учителей – предметников на выбор оптимальных современных подходов в обучении, способствующих успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации в новой форме.
Содержание информационной работы с учащимися:
1. Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся
- правила поведения на экзамене;
- правила заполнения бланков;
- расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).
2. Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА.
3. Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4. Пробные внутришкольные экзамены в зимнюю и весеннюю сессию по различным предметам.
5. В библиотеке:
- стенд с пособиями по ГИА.
Помощь выпускникам при подготовке к ГИА – 9:
скорректировать предметные компетенции выпускников на базовом уровне (для выполнения заданий части 2), на повышенном уровне (для выполнения заданий части 1 и 3);
ознакомить выпускников с критериями оценивания ответов, в том числе заданий 1 и 3 части;
научить выпускников работать в формате ГИА - 9, познакомить с процедурой экзамена.
Содержание информационной работы с родителями учащихся
1. Родительские собрания:
- информирование родителей о процедуре ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов;
- информирование о ресурсах Интернет;
- информирование о результатах пробных экзаменов (ноябрь).
2. Индивидуальное консультирование родителей (классные руководители, педагог-психолог).
Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ включает следующие направления деятельности:
посещение администрацией уроков учителей-предметников, методическая помощь;
включение в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросов подготовки к ОГЭ, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации;
индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;
привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки к ОГЭ;
широкий спектр элективных курсов, расширяющих программу базового обучения;
осуществление мониторинга качества подготовки к ГИА по предметам;
Психологическая готовность отслеживается по трем субъектам: ученик, учитель, родители.
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
психологическая поддержка учащихся;
консультирование учащихся, родителей;
выработка индивидуальных стратегий подготовки к ГИА;
выявление проблемных зон у педагогов, оказание помощи.
Программно-методическое обеспечение развития образовательной компетентности учащихся для освоения ГИА
1. КТП по предмету – усвоение базового уровня (ГОС).
2. КТП дополнительных занятий по ГИА – подготовка к ГИА (курсы по выбору).
3. Демонстрационные версии ГИА– тренинговый материал
4. Спецификация экзаменационной работы – определяет цели, задачи, план и структуру теста.
5. ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) по подготовке к ГИА
6. Официальные порталы по ГИА (сайт ФИПИ, федеральный портал «Российское образование» и др.)
Планируемые результаты:
Для ученика:
информационная компетентность;
предметная компетентность;
психологическая готовность.
Для учителя:
информационная компетентность;
методическая грамотность;
психологическая готовность.
Для родителя:
информационная компетентность;
психологическая готовность.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.
Организацию подготовки к проведению ОГЭ начинаем с анализа результатов итоговой аттестации за прошлый год. Анализ результатов проводится по следующим направлениям:
- процентное соотношение оценок, полученных учащимися по ОГЭ по всем предметам.
- соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ОГЭ.
- средний балл по русскому языку, полученный учащимися в сравнительной характеристике по школе, городу, краю.
- мониторинг успеваемости, качества знаний выпускников 9 классов в сравнительной характеристике за 2 года (8 класс, 9 класс).
Диагностика и организация разноуровневого обучения
Проводится диагностика учащихся 9-х классов для установления уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала по русскому языку через проведение административных тренировочно-диагностических работ, контрольных работ.
Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение следующих целей:
Повышения уровня обученности учащихся и качества знаний.
Установление уровня остаточных знаний по основным темам курса русского языка, изученным на данный момент времени, для последующей корректировки поурочных планов работы учителя, направленной на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях учащихся класса.
Учителя русского языка разбили 9-е классы на 2 группы.
1 группа - сильные учащиеся
2 группа -учащиеся с низкими учебными возможностями
После проведения административных, муниципальных, областных тренировочно-диагностических работ заполняются диагностические карты подготовки к ОГЭ, проанализировав результаты учащихся, вырабатываются стратегии организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала.
Работая со слабыми учениками из группы «риска», учитель должен помнить, что таким учащимся свойственно быстрое забывание невостребованных умений, следовательно, им необходимо готовить задания по принципу накопления умений. То есть, если ученик начал правильно выполнять задание по определённым темам, то в последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать хотя бы по одному заданию базового уровня сложности и включать задания другой, ещё не усвоенной темы.
При работе с учащимися большое внимание уделяется:
Знакомству учащихся со структурой и содержанием КИМов.
Работе по КИМам.
Обучению учащихся заполнению бланков.
Немаловажно развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. Этому умению учащихся надо обучать, начиная с 5-го класса при проведении анализа контрольных работ.
Знакомство учащихся с формой и организацией проведения ЕГЭ
По «Положению о проведении ГИА и ЕГЭ» в аудитории, в которой проходит экзамен, учитель-предметник отсутствует и экзаменуемый находится в окружении незнакомых ему организаторов экзамена и учащихся из других классов и школ.
В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, и у неподготовленных учащихся повышается состояние тревожности на экзамене. Неожиданная психологическая обстановка для таких учащихся снижает их возможности выполнения заданий. В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ОГЭ необходимо периоди-чески погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой ГИА.
С этой целью в школе проводятся пробные экзамены в форме ОГЭ по всем предметам. Формы и методы проведения пробных экзаменов максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках одной школы.
Завучами и руководителем ШМО проводится анализ результатов данных работ по предмету по следующим направлениям:
- % успеваемости и качества выполнения контрольной работы по каждому классу.
- сравнительная характеристика выполнения контрольных работ каждым классом (ноябрь-апрель).
- анализ контрольной работы по заданиям, сравнительная характеристика % планируемой трудности задания и % выполнения задания;
- распределение отметок по результатам работ.
Анализ результатов выполнения контрольных работ обсуждается на заседаниях при завуче.
Создание данной структуры позволит более эффективно решать задачи обеспечения согласованности действий членов педагогического сообщества школы на этапе подготов-ки проведения ОГЭ, осуществить комплекс профилактических мер по преодолению «синдрома ОГЭ и ЕГЭ» как среди педагогов, так и среди обучающихся и их родителей.
При проектировании содержания внутришкольного повышения квалификации педагогических кадров акцент должен в большей степени быть сделан на вопросах управления качеством образования, дидактической, технологической подготовки учителей; формировании четкого представления о структуре и содержании КИМов по предмету; критериях оценивания знаний с развернутым ответом; на использование современных методик диагностики учебных и личностных достижений обучающихся; освоении и внедрении новых информационных технологий в процессе обучения.
Важно помочь учителю обрести в своих силах и обеспечить успешность прохождения процедуры ОГЭ его ученикам.
Задачами учителя являются:
- адекватная оценка в течение учебного периода знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
- не «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности, а организация системной продуманной работы в течение всех лет обучения предмету (должна быть преемственность между учителями-предметниками и периодом обучения);
- индивидуальное выполнение самими учителями экзаменационных работ ОГЭ по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;
составление плана собственной работы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ в процессе преподавания предмета;
- проведение обсуждения этих планов со всеми участниками образовательного процесса;
- проведение практикумов, целью которых является прогнозирование и предупреждение возможных ошибок учащихся, определение методических приемов по предупреждению этих ошибок (групповая работа учащихся);
- анализ результатов собственных, муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования и др.
Система работы учителя по организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе подготовки старшеклассников к ОГЭ через реализацию деятельностного подхода состоит из следующих компонентов:
диагностика мотивации, уровня самостоятельной деятельности, базового уровня знаний учащихся, пробелов в знаниях школьников за предыдущий год обучения, уровня развития самостоятельности каждого ученика с целью выявления общей картины развития и возможностей класса, а также устранение пробелов для последующей работы;
создание психолого-педагогических и организационно - педагогических условий для организации учебно-познавательной деятельности учащихся:
через организацию обучения технике сдачи теста;
перспективное планирование хода подготовки учащихся к ОГЭ с опорой на достигнутые знания, коммуникативные знания и умения школьников;
планирование учебного процесса с учетом подготовки школьников к ОГЭ через каждый урок, этапы урока, блоки материала, уроки -тренинги и уроки систематизации;
через использование различных видов и уровней КИМов;
через использование тестового и дидактического материала, отвечающего принципу последовательного нарастания сложности;
через формирование общеучебных и предметных умений и навыков, ключевых компетенций;
через субъект – субъектные формы взаимодействия учителя и учащихся;
через организацию самостоятельной работы учащихся по КИМам, как в урочное, так и во внеурочное время;
через проведение тренировочных и диагностических работ в формате ОГЭ через систему СтатГрад;
через разработку индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
через совершенствование форм и методов обучения.
3. оценка и анализ эффективности работы по формированию осознанных, прочных знаний, умений и навыков по математике и готовности школьников к ОГЭ.
Выпускник должен:
осознанно выбрать учебные предметы для сдачи ГИА и ЕГЭ;
знать критерии оценивания по учебным предметам;
уметь рефлексировать свою деятельность по подготовке к экзамену.
Направления работы:
традиционная урочная система;
элективные курсы, расширяющие программу базового обучения;
система групповых и индивидуальных консультаций;
привлечение ресурсов Интернета (в том числе дистанционное обучение) для подготовки к ОГЭ;
организация тестирования в системе «онлайн»;
психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки.
Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ОГЭ, особенно по предметам по выбору, – это не столько незнание содержания материала и неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности, сколько неумение правильно прочитать и понять смысл задания. В связи с этим – необходимость организации системной работы на уроках при подготовке учащихся к ОГЭ по предмету.
Основа качественного образования закладывается именно в 1 - 4, 5 - 8 классах и за один год нельзя подготовить учеников к экзаменам за курс основной школы. Результат ГИА в большей степени, чем результат экзаменов в традиционной форме зависит от качества учебного процесса не только в старшем звене, но и в среднем и даже в начальной школе, что требует эффективного учебного процесса, ориентированного на итоговый контроль в форме ГИА в течение всех лет обучения. Работа в тестовых технологиях должна занимать в школе достойное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков уже на всех ступенях школьного образования. Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов работы
Система работы в данном направлении предполагает:
• в начальной школе, 5 - 7 классах – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся);
• в 8 - 9 классах – на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности; знакомство с типологией заданий различного уровня (тесты развивающего и контролирующего характера);
• возможность использования тестов обучающего характера при изучении нового материала;
• формирование в процессе работы с тестовым материалом навыков адекватной самооценки учащихся.
Система работы по подготовке к ОГЭ предполагает:
1. Создание методической базы.
2. Создание банка тестовых заданий.
3. Информационно- коммуникационные технологии при подготовке к ГИА.
4. Работа с текстом (информационная обработка текста, комплексный анализ).
5. Включение факультативных и элективных занятий в систему подготовки к ОГЭ:
а) «Сжатое изложение : способы и приемы компрессии текста» (8 класс);
б) «Лексическое богатство русского языка» (9 класс) ;
в) Элективный курс «Трудные вопросы орфографии, пунктуации, лексики» (9 класс) ;
6. Диагностика уровня подготовки учащихся.
7. В помощь выпускнику. Схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки.
8. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ
Работу по подготовке к ОГЭ на уроке можно показать на примере задания 9, суть которого - найти осложнённое простое предложение.
Важно прежде всего определиться с терминологией.
Простое осложнённое предложение – это простое предложение, которое может быть осложнено однородными, обособленными и уточняющими членами, вводными словами и конструкциями, обращением. От сложных предложений их отличает наличие одной грамматической основы.
Простые предложения могут быть осложнены
однородными членами;
обособленными членами (определением, приложением, обстоятельством, дополнением);
вводными словами и конструкциями;
обращением;
уточняющими и пояснительными членами;
сравнительными оборотами.
Чаще в КИМах предлагается найти предложение с однородными или обособленными членами (какими-либо разновидностями – определениями, приложениями и др.)
Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения. Обособляться могут следующие второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение. Обособленные определения чаще выражены причастными оборотами. Обособленные обстоятельства – деепричастиями.
Вариант 1 (практическое задание)
1. Найдите предложение с обособленным распространённым определением и напишите его номер.
(1) По-своему наказав преступников, мальчики теперь боялись, не обвинят ли их в шалостях или даже в хулиганстве… (10) Преступников накажут. (11) Кроме того, они своими руками посадят десять деревьев за каждое уничтоженное и будут ухаживать за ними несколько лет. Ободрённые моей похвалой, мальчики отдали ключ от автомашины: преступников легко было задержать…
(В. Сухомлинский)
Ответ: _____________
2. Найдите предложение с обособленным обстоятельством и напишите его номер.
(1) Пилила здесь лес бригада леспромхоза, что котлован под будущее море очищает. (2) Вон сколько поснесли и ничего, а тут наши бородачи вроде спасовали. (3) Поглядели. (4) Берёзка. (5) Вздохнули и чего-то так начали пилить, что минули её, не сговариваясь, и пошли дальше.(6) Мол, хоть не мы, сучкорубы всё равно прикончат.
(А. Приставкин)
Ответ: ____________
Вариант 2
1.Найдите предложение с обособленным распространённым приложением и напишите его номер.
(1) Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2) Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблёскивали, постоянно искали добычу. (3)Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. (4) Дома ему давали болтанку и хлеб. (5)Мать добавляла в муку веники – вымолоченные метёлки проса, и хлеб был тяжёлый, вязкий; от него пахло сырой глиной.
(Ю. Яковлев)
Ответ: _________
Вариант 3
1. В каком предложении есть обособленные члены? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Сквозь редкие ветви деревьев виден был залитый лунным светом двор.
2) Облака оседая снежными холмами на рёбрах гор летят к западу.
3) Наконец он увидел сворачивающую влево дорогу и на ней ехавшую к развилке машину.
4) Она стояла подбоченясь.
Ответ: ___________________
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я шёл пешком и (1) поражённый прелестью природы (2) поминутно останавливался (3) надеясь запомнить её.
3. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
На ольхе сидит снегирь (1) отбившийся от стаи (2) и (3) качая чёрным носом (4) сердито поскрипывает.
1) 1,2,3,4 – выделяются причастные обороты
2) 1,2,3,4 – выделяются деепричастные обороты
3) 1,2 – выделяется причастный оборот
4) 1,2,3,4 – выделяются причастный и деепричастный обороты
Ответ: _________________
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Каждое утро солнце всходило багровым шаром и (1) подымаясь выше в безоблачном небе (2) совершало свой круг (3) никому не давая отдохнуть (4) от испепеляющего всё зноя.
Ответ: __________________
Вариант 5
1. В каком предложении нет обособленных членов? (Знаки препинания не расставлены.)
1) На этих горах покрытых теперь морем могли сохраниться остатки древней жизни.
2) Солнце ещё не вошедшее в силу греет бережно и ласково.
3) Люди же изумлённые стали как камни.
4) Он работал не покладая рук.
Ответ: ___________________
Мониторинг качества обученности выпускных классов должен быть системный и комплексный. В школе он может осуществляться по следующим параметрам:
контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ОГЭ;
контроль оценок по контрольным работам;
контроль результатов по диагностическим работам;
контроль индивидуальной работы учителя с учеником;
результаты пробных ОГЭ (внутришкольного, городского, краевого).
Таким образом, подготовка учащихся к ОГЭ требует от учителя систематической и кропотливой работы, внимания к вопросам формирования у учащихся важнейших общеучебных умений – анализировать сущность предложенного задания, переносить усвоенный алгоритм действий в новые ситуации, например на решение заданий повышенного уровня сложности; необходимо обучать учащихся приёмам работы с различными контролирующими заданиями; использовать компьютерные формы контроля знаний.
Тезисы выступления
Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразова-тельных учреждениях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку, тема подготовки учащихся к ОГЭ стала одной из самых актуальных.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.
Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.
В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.
Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:
лингвистическую;
языковую;
коммуникативную.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности обучающихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ в 9 классе можно выделить следующие составляющие как три основных направления работы:
информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, о правилах заполнения бланков и т.д.);
предметная или содержательная готовность (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Система работы по подготовке к ОГЭ предполагает:
1. Создание методической базы.
2. Создание банка тестовых заданий.
3. Информационно- коммуникационные технологии при подготовке к ГИА.
4. Работа с текстом (информационная обработка текста, комплексный анализ).
5. Включение факультативных и элективных занятий в систему подготовки к ОГЭ:
а) «Сжатое изложение : способы и приемы компрессии текста» (8 класс);
б) «Лексическое богатство русского языка» (9 класс) ;
в) Элективный курс «Трудные вопросы орфографии, пунктуации, лексики» (9 класс) ;
6. Диагностика уровня подготовки учащихся.
7. В помощь выпускнику. Схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки.
8. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ.
Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ОГЭ, особенно по предметам по выбору, – это не столько незнание содержания материала и неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности, сколько неумение правильно прочитать и понять смысл задания. В связи с этим – необходимость организации системной работы на уроках при подготовке учащихся к ОГЭ по предмету.
Основа качественного образования закладывается именно в 1 - 4, 5 - 8 классах и за один год нельзя подготовить учеников к экзаменам за курс основной школы. Результат ГИА в большей степени, чем результат экзаменов в традиционной форме зависит от качества учебного процесса не только в старшем звене, но и в среднем и даже в начальной школе, что требует эффективного учебного процесса, ориентированного на итоговый контроль в форме ГИА в течение всех лет обучения. Работа в тестовых технологиях должна занимать в школе достойное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков уже на всех ступенях школьного образования. Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов работы
Система работы в данном направлении предполагает:
• в начальной школе, 5 - 7 классах – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся);
• в 8 - 9 классах – на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности; знакомство с типологией заданий различного уровня (тесты развивающего и контролирующего характера);
• возможность использования тестов обучающего характера при изучении нового материала;
• формирование в процессе работы с тестовым материалом навыков адекватной самооценки учащихся.
Работу по подготовке к ОГЭ на уроке можно показать на примере задания 9, суть которого - найти осложнённое простое предложение.
Важно прежде всего определиться с терминологией.
Простое осложнённое предложение – это простое предложение, которое может быть осложнено однородными, обособленными и уточняющими членами, вводными словами и конструкциями, обращением. От сложных предложений их отличает наличие одной грамматической основы.
Простые предложения могут быть осложнены
однородными членами;
обособленными членами (определением, приложением, обстоятельством, дополнением);
вводными словами и конструкциями;
обращением;
уточняющими и пояснительными членами;
сравнительными оборотами.
Чаще в КИМах предлагается найти предложение с однородными или обособленными членами (какими-либо разновидностями – определениями, приложениями и др.)
Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения. Обособляться могут следующие второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение. Обособленные определения чаще выражены причастными оборотами. Обособленные обстоятельства – деепричастиями. Необходимо предлагать разные варианты одного и того же задания. Рассмотрим на примере темы "Обособленные члены предложения".
Вариант 1 (практическое задание)
1. Найдите предложение с обособленным распространённым определением и напишите его номер.
(1) По-своему наказав преступников, мальчики теперь боялись, не обвинят ли их в шалостях или даже в хулиганстве… (10) Преступников накажут. (11) Кроме того, они своими руками посадят десять деревьев за каждое уничтоженное и будут ухаживать за ними несколько лет. Ободрённые моей похвалой, мальчики отдали ключ от автомашины: преступников легко было задержать…
(В. Сухомлинский)
Ответ: _____________
Вариант 2.
1. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
На ольхе сидит снегирь (1) отбившийся от стаи (2) и (3) качая чёрным носом (4) сердито поскрипывает.
1) 1,2,3,4 – выделяются причастные обороты
2) 1,2,3,4 – выделяются деепричастные обороты
3) 1,2 – выделяется причастный оборот
4) 1,2,3,4 – выделяются причастный и деепричастный обороты.
Ответ: _________________
Вариант 3
1. В каком предложении есть обособленные члены? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Сквозь редкие ветви деревьев виден был залитый лунным светом двор.
2) Облака оседая снежными холмами на рёбрах гор летят к западу.
3) Наконец он увидел сворачивающую влево дорогу и на ней ехавшую к развилке машину.
4) Она стояла подбоченясь.
Ответ: ___________________
Таким образом, подготовка учащихся к ОГЭ требует от учителя систематической и кропотливой работы, внимания к вопросам формирования у учащихся важнейших общеучебных умений – анализировать сущность предложенного задания, переносить усвоенный алгоритм действий в новые ситуации, например на решение заданий повышенного уровня сложности; необходимо обучать учащихся приёмам работы с различными контролирующими заданиями; использовать компьютерные формы контроля знаний.