СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности преподавания дисциплины "Пожарная безопасность" для слушателей образовательных организаций в условиях дополнительного профессионального образования

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье характеризуются формы и содержание преподавания дисциплины "Пожарная безопасность" для слушателей образовательных организаций. Приведено описание основных сложностей учебного процесса, пути решения возникающих проблем.

Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания дисциплины "Пожарная безопасность" для слушателей образовательных организаций в условиях дополнительного профессионального образования»

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Екатерина Николаевна Латашенко

Методист методического кабинета отдела образования

администрации Петровского района г. Донецк


Аннотация: В статье характеризуются формы и содержание преподавания дисциплины "Пожарная безопасность" для слушателей образовательных организаций. Приведено описание основных сложностей учебного процесса, пути решения возникающих проблем.

Ключевые слова: Пожарная безопасность, нормативная база, методика, повышение квалификации, образовательные организации.

Отличительным признаком демократической страны является нацеленность государства на обеспечение своих жителей всеми доступными благами и доступность для населения нематериальных ценностей, в том числе и знаний. Донецкая Народная Республика имеет перед собой цель видеть на рабочих местах высококвалифицированных специалистов, поэтому немалое значение уделяется образованию в общем и последипломному образованию в частности.

В Республиканском институте последипломного образования инженерных и педагогических работников особое внимание уделяется повышению квалификации работников образовательных организаций по общим вопросам охраны труда и безопасности жизнедеятельности. Обучение ведется на основе разработанной на базе РИПО ИПР 72 часовой программы повышения квалификации согласованной с Гортехнадзором ДНР. Одна из девяти дисциплин, изучение которой у слушателей занимает 6 часов - это пожарная безопасность.

Одной из закономерностей курсов повышения квалификации является неоднородный состав слушателей. Значительной частью обучающихся в РИПО ИПР слушателей являются заместители руководителей образовательных организаций, в том числе заместители по административно-хозяйственной части, являющиеся ответственными за пожарную безопасность в своих учреждениях. Также обучаются учителя и преподаватели, являющиеся заведующими кабинетами повышенной опасности (химия, физика, биология, кабинеты информационных технологий) и заведующие мастерскими. Эта категория лиц также является ответственной за пожарную безопасность в своих учреждениях, следовательно они заинтересованы в количестве и качестве информации, которые они могут получить на лекционных и практических занятиях.

Преподавание любой дисциплины направлено на преобразование целей, задач и содержания обучения в проекти­руемые цели, задачи и содержание собственной образовательной деятельности самими обучающимися.

В силу этого преподаватель в системе повышения квалификации призван владеть искусством и наукой оказания помощи взрослым в обучении. Это связано с приобретением опыта профессионально-личностного самоанализа и опыта построения пути саморазвития. Препо­даватель системы дополнительного профессионального образования призван помочь слушателю в определении параметров обучения и поиске информации; в выявлении профессионального опыта обучающегося и его использовании в процессе обучения; в выявлении образовательных потребностей и определении цели обучения; в отборе содержания обуче­ния; в организации процесса самообучения.

Формы обучения в системе профессионального образования решают целый ряд задач:

- формируют познавательные мотивы и интересы;

- формируют профессиональные мотивы и интересы;

- дают целостное представление о профессиональной деятельности;

- учат мыслительной и практической работе, формируют профессионально важные качества специалиста;

Изучение основ противопожарной безопасности играет важную роль в обучении слушателей основам охраны труда и безопасности жизнедеятельности. В предмете раскрываются понятие и содержание противопожарной безопасности ДНР, силы и средства службы противопожарной безопасности. Также в процессе обучения слушатели знакомятся с законодательной базой в области противопожарной безопасности.

Содержание учебной дисциплины «Пожарная безопасность» показывает, что деятельность по обеспечению противопожарной безопасности является важной составляющей в обеспечении безопасности жизнедеятельности и развития республики.

В своей работе я стараюсь уделять внимание разным методам обучения, активной работе с аудиторией. Исторически первыми методами обучения считаются методы педагога (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнение, самостоятельная работа, вопрос), а также методы их совместной работы (беседа).

Выбор методов обучения зависит от целей, от психологических особенностей слушателей, от степени их подготовленности, заинтересованности и активности, от оснащенности уровня, от средств обучения, от задачи, поставленной на этапе урока, от этапов усвоения знаний, от вида деятельности, совершаемого на определенном этапе, от характера применяемого предметного содержания.

На лекционных занятиях чаще всего используются словесные методы обучения. Эти методы обучения применяется при изложении, объяснении, обобщении, систематизации учебного материала посредством слова (рассказ, объяснение, лекция, беседа). Рассказ – это метод устного повествовательного изложения содержания учебного материала. Объяснение – словесное пояснение, истолкование положений излагаемого материала. Лекция – устное изложение учебного материала с выделением основных положений. Беседа – постановка педагогом системы вопрос-ответ.[3]

На практических занятиях как правило уделяют немалое внимание демонстрации учебных фильмов и фильмов, которые показывают масштабы последствий из-за халатного отношения к правилам пожарной безопасности. Одной из проблем является то, что в Республике пока нет собственных учебных видеоматериалов на эту тему, поэтому приходится пользоваться теми материалами из сети Интернет, которые наиболее подходят к тематике занятия.



Список использованных источников

1. Интернет-журнал "Науковедение" №4, 2012 г. Пустовалова Ирина Николаевна "Профессиональная подготовка преподавателей правовых дисциплин в условиях модернизации системы образования"

2. Интернет-источник. Режим доступа: https://infourok.ru/material.html?mid=96490

3. Методика преподавания правовых дисциплин: учеб.-метод. пособ.[Текст] / Е.В.Евплова, Е.В.Гнатышина, М.В.Чередникова. –Челябинск: Цицеро, 2016. –149 с.

4. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности. / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. М.: Мастерство, 2002 - 288 с.