СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности воспитательной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности воспитательной работы»

"Правильный выбор профессии во вспомогательной школе –

залог успешной подготовки детей к жизни"  

                                                                                                   Я. Я. Кравалис

      В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускникам вспомогательных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда.

     Некоторые выпускники коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, другие получают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако  все они испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;

— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

— неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.

     Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

     В решении этой проблемы существенную роль может сыграть система мероприятий по профессиональной ориентации, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

     Поэтому профориентационная работа в коррекционной  школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

     Профориентация является одним из направлений воспитательной работы в нашей школе. Она  предполагает целенаправленное воздействие на личность школьника,  на понимание объективных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.

     Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Умственно отсталые школьники не знают своей индивидуальности, особенностей своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы.  Работа педагогов способствует более гибкому подходу в получении знаний и умений учащимися, их профессиональному самоопределению.

     Педагог может не только влиять на профессиональное самоопределение подростка, вызывать интерес (мотивацию) к рассмотрению своих проблем, но и помочь ему вооружиться доступными и понятными средствами, для реализации своих профессиональных перспектив.

     Работа педагогов строится на взаимодействии родителей и учащихся в профессиональном становлении.

     Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Но, к сожалению, уровень психолого-педагогических знаний многих родителей не создает у их детей ощущения уверенности и надежности.

     Проблему развития направленности личности следует рассматривать с позиции формирования системы относительно постоянных, доминирующих мотивов поведения, устойчивых профессиональных интересов, самооценки, положительного отношения к трудовой деятельности.

     Знания умственно отсталых школьников среднего звена о профессиях ограничены. Ученики не могут четко разграничить профессии на промышленные, сельскохозяйственные, творческие и т. д. Учащиеся не имеют достаточно четких, конкретных представлений о тех отраслях народного хозяйства, в которых они могли бы трудиться. Им неизвестны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда. Они претендуют даже на профессии, связанные с интеллектуальным трудом, что говорит о высоком уровне притязаний и о сильно завышенной самооценке. Вследствие этого профессиональные намерения расходятся с возможностями овладения профессией.
    Профессиональные интересы у умственно отсталых учащихся зависят от возраста. У учащихся 5-го класса наблюдается широкий диапазон интересующих (в плане желания работать в будущем по данной специальности) их профессий - от конструктора и космонавта до грузчика и дворника. Это объясняется низкой критичностью этих учеников, недостаточными знаниями, малым жизненным опытом и несоответствием между их интересами и осознаваемыми возможностями.

     Устойчивость интересов невелика. Интересы поверхностны. Прежде всего, обращает на себя внимание заинтересованность профессией - либо интересует широкий круг профессий, либо ни одна.

     У учащихся более старших классов диапазон интересующих их профессий сужается и охватывает известные им профессии или те, о которых они имеют довольно конкретное представление. Это профессии производственного характера и сферы обслуживающего труда.

     Существенным компонентом интереса выступает мотив. Учащиеся 5 - 7 классов затрудняются мотивировать свой интерес к той или иной профессии. Большинство из них указывает на отдельные, внешне привлекательные, но не существенные стороны. В качестве другого мотива выдвигается желание работать вместе с родителями (но это крайне редко). Лишь незначительное число учащихся называет существенные качества профессии и ее значимость, их профессиональные интересы незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознаны.

     Таким образом, видно, что недостаточно сформирована профессиональная направленность, на выбор будущей профессии нередко оказывают влияние случайные факторы.

     Одна из трудностей приспособления выпускников специальных школ к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. В этом случае можно говорить о неадекватности этих личностных качеств действительному положению вещей.

     Исследования различных авторов свидетельствуют о том, что учащиеся вспомогательной школы наиболее успешно овладевают общепрактическими и трудовыми навыками на 7-8 годах обучения. В этот период у них появляется потребность обсуждать вопросы будущего. Представления о выбираемой профессии носят, как правило, практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретенными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом умственно отсталые школьники отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как водитель и т. д. Лишь к концу обучения в школе они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, повар, строитель,  и др.).

      Профессиональное самоопределение подростков затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтому профессиональное самоопределение умственно отсталых детей должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества.

     При переходе в 9-й класс перед учащимися стоит вопрос о выборе последующей формы обучения. В большинстве случаев в данной ситуации учащийся выбирает один из нескольких вариантов последующих действий:

1. Следование “выбору толпы”, т.е. срабатывает принцип воздействия на подростка группового мнения “куда все - туда и я”. В таком случае выбор совершенно не осмыслен и роль педагогов в данном случае - оградить подростка от такого влияния, дав возможность ему самому решать свою судьбу.

2. Выбор наиболее престижной будущей профессии, предполагающей хорошую финансовую прибыль. В данном варианте педагог должен проанализировать осознанный ли данный выбор учащимся? Проанализировал ли учащийся свои физические, умственные, социальные, коммуникативные возможности в выборе профессии?

3. “Вынужденный вариант”, т.е. выбор учащегося ограничен финансовыми возможностями.

4.“Предрешённый вариант” или “навязанная роль” для которого характерна ситуация следования родительскому выбору. В данном варианте основная работа педагога должна проводиться с семьёй ученика.

5. Неопределённый вариант – учащимся совершенно безразлично где и с кем учиться. Какому профилю отдать предпочтение. Профориентация учащихся начинается в семье, где родители являются “педагогами”. Например, многие ученики выбирают профессию своих родителей еще в детстве. Другие ученики определяются в выборе будущей профессии позже, когда проводится профориентационная работа в школе. Некоторые делают свой выбор при помощи рекламы или узнают о профессии от знакомых и друзей.                      

В профориентации традиционно выделяются следующие направления:

  • профинформация;

  • профагитация;

  • профпросвещение;

  • профдиагностика;

  • профконсультация.

     Профориентация предполагает широкий комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии и любая методика и форма работы обладают определенным активизирующим потенциалом, который необходимо определить и использовать. Например, при умелой  организации беседы, а также при внутренней готовности учеников можно моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых ситуациях. Именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышленности воображаемого действия. Беседа позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни ребенка и выходить на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования.

     Для облегчения работы по данному направлению существует большое количество технологий профессиональной ориентации школьников, одну из них можно представить следующим образом:

1. Постановка цели. В профессиональной ориентации цель практически всегда одна - достижение школьником более высокого уровня в профессиональном самоопределении.

2. Изучение с помощью анкетирования профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости учащихся.

3. Изучение учебных интересов школьников. Характеристики видов деятельности, связанных с отдельными учебными предметами.

4. Информирование школьников о типах профессий, объединённых по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования.

5. Изучение профессиональных склонностей учащихся.

6. Информирование учащихся о противопоказаниях к профессиям. Известно, что все профессии делятся на две группы. Одни - не предъявляют человеку строгих требований, а для других профессий этого недостаточно - они предъявляют строгие требования к ряду психических, физических, физиологических особенностей человека.

     Вот темы бесед, проводимых с учащимися моей группы: “Мои жизненные планы”, “Профессии наши родных”, “В мире профессий”, “На кого пойти учиться”, “Все профессии важны - все профессии нужны”, “Поговори со мною…” (ознакомиться более подробно со всеми занятиями можно в моей программе).

     Существуют методы, у которых активизирующий потенциал представлен в более доступном и понятном для многих виде. Такие методы называются активизирующими.

1. Профориентационные игры с классом - рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках классного часа; предполагают работу с целым классом; проводятся воспитателем; предполагают высокую динамику работы.

2. Игровые профориентационные упражнения рассчитаны на работу с подгруппой;

3. Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее “игра в тесты”, т.к. главная цель - заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся скучными, а в активизирующем опроснике  эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка.

     Приведу пример выявления  предпочтений учащихся 9 класса, целью которого было: изучение специфики профессиональных предпочтений; сравнение уровней адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям.

     Результаты анкетирования: наибольшую выраженность имеют интересы, направленные, в основном, на  такие виды профессий, как повар(4), парикмахер(2), сварщик(2), строитель(4)

     При анализе анкетирования было выявлено, что не все могут обосновать свой выбор, недостаточны знания о выбранной профессии, условиях работы, режиме труда. На вопрос о том, где можно получить данную специальность, все ответили – в ПТУ. Большинство учащихся считают  уровень своих знаний достаточным для обучения в учебном заведении. Не все знают изучение, каких предметов в наибольшей степени необходимо для овладения выбранной профессией.

     Вывод: успешное преодоление трудностей в профессиональном самоопределении требует комплексного подхода, предусматривающего совершенствование всей системы профессиональной ориентации и профессионально-трудового обучения и воспитания, а также использование эффективных форм и методов активной адаптации выпускников школ в условиях современного производства.

     Таким образом, можно с уверенностью сказать, что взаимодействие педагогов, учащихся и их родителей является важным условием профессиональной подготовки.

     Работа по профессиональной ориентации в условиях вспомогательной школы имеет большое своеобразие в силу особенностей умственного и физического развития учащихся. Именно эти особенности не позволяют ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе.

     Необходимо уделять внимание формированию добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества уже в младшем школьном возрасте. Это достигается за счет практической включенности учащихся в различные виды общественно полезной трудовой деятельности. Школьные трудовые навыки остаются той основой, на которую опирается человек с олигофренией. Трудолюбие, дисциплина, стойкий интерес к труду - все, что привито школой, помогает ему в дальнейшей жизни.

     В старших классах уже проводится целенаправленная работа по формированию профессиональной направленности и становлению профессионального сознания.

     На этом этапе продолжается знакомство детей с профессиями, но, в отличие от младших классов, содержание такой работы усложняется. Основными методами становятся не только беседы о профессиях, а встречи с представителями профилирующих профессий, экскурсии на промышленные предприятия с последующим их обсуждением и т. д.

     Итак, одной из важнейших проблем в подготовке умственно отсталых детей к самостоятельной трудовой деятельности является формирование профессионального самоопределения, адекватного трудовым возможностям.  Адекватное представление о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Учеников вспомогательных школ необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Умственно отсталым школьникам необходима квалифицированная и своевременная помощь взрослых при выборе профессии. Руководящая роль в этой работе должна отводиться школе при совместной деятельности с семьей. Важно определить, чем руководствуются учащиеся при выборе профессии, почему они выбирают именно эту, а не другую профессию.

     Коррекционная школа не может ставить своей задачей подготовку рабочих-универсалов, механизаторов широкого профиля и т. д., поэтому вся профориентационная работа школы должна быть направлена на формирование профессионального самоопределения, адекватного психофизическим особенностям учащихся.