СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности эмоциональной сферы школьников, воспитанных в детских домах семейного типа».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                      ВВЕДЕНИЕ

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.

Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом  тяжелой наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска». Но специфика психического, или точнее психологического развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию «норма и патология».

Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, передается под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.

Современные исследования показывают, что даже так называемые благополучные семьи нередко оказываются такими лишь по видимости, пока психологическому анализу не подвергаются детско-родительские отношения. Характеризуя психологические проблемы детей из семей, относительно благополучных с точки зрения их социально-экономического статуса, необходимо отметить обеднение содержания общения, дефицит теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновение действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослым или общего досуга.

Детский дом семейного типа — отдельная семья, которая  создается по желанию супругов, для обеспечения семейным воспитанием и совместного проживания не менее пяти детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Воспитанниками детского дома семейного типа являются дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки. На устройство ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки, в детский дом семейного типа необходимо согласие ребенка, если он достиг такого возраста и уровня развития, что может его выразить.

Государство прилагает всевозможные усилия, чтобы максимально приблизить условия воспитания и проживания детей-сирот в детских домах семейного типа к естественным условиям в обычной семье.

Но, следует отметить, что в детские дома семейного типа попадают дети уже с тяжелым, можно даже сказать трагическим прошлым, которое несомненно сказывается на их психологическом состоянии и повседневном поведении.

В настоящее время данная проблема недостаточно освещена, как со стороны педагогов и социальных работников, так со стороны психологов.

Исследования особенностей эмоциональной сферы детей–сирот (И.В. Дубровина, В.С. Мухина, А.М.Прихожан, Г.В. Семья, Н.Н. Толстых), определены недостатки данной формы жизнеустройства детей–сирот (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых), а также обоснована необходимость создания новых форм жизнеустройства детей–сирот (В.Н. Ослон, А.М. Прихожан, Г.В. Семья, Н.Н. Толстых), но недостаточно изучены особенности их социализации в условиях альтернативных форм жизнеустройства, а также особенности эмоциональной сферы школьников, воспитывающихся в детских домах семейного типа. В связи с этим, исследование особенностей эмоциональной сферы детей, воспитанных в детских домах семейного типа является актуальным для современной психологии.

Объект исследования – психологические особенности школьников, воспитывающихся в детском доме семейного типа.

Предмет исследования – особенности эмоциональной сферы детей 7-16 лет, воспитывающихся в детском доме семейного типа.

Цель исследования – выявить особенности эмоциональной сферы школьников 7-16 лет, воспитывающихся в детском доме семейного типа.

В связи с поставленной целью возникает ряд задач, которые предстоит решить в процессе исследования:

  1. изучить понятие об эмоциональной сфере школьников разных возрастных групп;
  2. рассмотреть устройство и принципы работы детского дома семейного типа;
  3. изучить особенности психического развития детей, воспитывающихся в детских домах семейного типа;
  4. рассмотреть социально-педагогические аспекты функционирования детских домов семейного типа;
  5. провести эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы школьников, воспитанных в детских домах семейного типа;
  6. проанализировать полученные результаты эмпирического исследования эмоциональной сферы школьников, воспитанных в детских домах семейного типа.

Исследование проведено на базе детского дома семейного типа, который находится в с. Вольное Джанкойского района (РКрым), также Вольновской ОШ. Выбрано две группы школьников разных возрастных категорий, воспитывающихся в данном детском доме, а также контрольная группа школьников, воспитывающихся в обычных семьях (ученики Вольновской ОШ ).

Гипотеза данного исследования: что эмоциональная сфера детей, воспитывающихся в детских домах семейного типа менее устойчива, чем у детей, воспитывающихся в семьях.

Методы и методики исследования. Для решения задач, поставленных в работе, были использованы: эмпирические исследования. Использовались следующие методики: детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS); диагностика школьной тревожности у младших школьников; шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет и тест «Рисунок семьи».