Просмотр содержимого документа
«Особенности межличностного отношения ребёнка в процессе формирования мотивационной готовности к обучению в школе.»
Особенности межличностного отношения ребёнка
в процессе формирования мотивационной готовности
к обучению в школе ( методика Рене Жиля )
Эту методику можно использовать уже по достижении ребёнком 4-х лет. Она выясняет наличие желания ребёнка к общению со сверстниками, близкими, его отношение к ним. Кроме диагностики, методика может использоваться и в целях оказания помощи ребёнку, испытывающему трудности в общении.
Ребёнку предлагаются различные картинки и ситуации:
1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Покажи, где сядешь ты.
2. И на этой картинке покажи, где ты сядешь?
3. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Здесь необходимо предложить ребёнку нарисовать свою семью, сидящую за круглым столом, таким же, как в предыдущих картинках.
4. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать и можешь взять с собой одного человека. Кого бы ты взял с собой?
5. Ты потерял очень дорогую для тебя вещь. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
6. Ты на прогулке за городом. Покажи, где находишься ты.
7. На этом рисунке размести несколько человек и себя. Скажи мне, что это за люди.
8. Тебе и нескольким другим ребятам дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте?
9.Твои друзья идут на прогулку. Где находишься ты?
10. С кем ты больше всего любишь играть?
11. Вот твои товарищи. Они ссорятся и, по – моему, даже дерутся. Покажи, где находишься ты. Расскажи, что произошло.
12.Товарищ взял твою игрушку без разрешения. Что ты будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить?
13. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что ты сделаешь: надуешься; заплачешь; закричишь, уйдёшь, несмотря на запрет.
14. Вечером вы всей семьёй находитесь дома. Расскажи, кто из вас чем занимается.
Интерпретация результатов:
1 –5 ситуации имеют отношение к диагностике семьи. По утверждению психологов, те члены семьи, рядом с которыми ребёнок размещает себя, более близки ему; с теми, которых располагает напротив, - ладит менее всего, испытывая к ним внутренние противоречия. Если в 4 -5 ситуациях ребёнок предпочитает не члена семьи, то это может означать, что в семье ему одиноко.
6 – 7 ситуации показывают, с кем из окружающих ребёнок стремится поддержать отношения. Если называются только взрослые, это может означать, что при общении со сверстниками ребёнок испытывает значительные трудности, при этом сильна привязанность ко взрослым. Отсутствие на рисунке родителей свидетельствует об отсутствии эмоционального контакта с ними.
8 – 12 ситуации свидетельствуют об отношениях вашего ребёнка с другими детьми: показывают, есть ли у ребёнка близкие друзья ( 8 – 10 ситуации ), как ведёт себя ребёнок в конфликтных ситуациях ( 11 – 12 ситуации )
13 – 14 ситуации говорят об особенностях взаимоотношений ребёнка с родителями: 13 ситуация – с матерью, 14 – с отцом.