Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа пос. Красноленинский ХМР
ХМАО-Югры Тюменской области
Особенности построения системы упражнений при одновременном изучении сходного орфографического материала
Подготовила: учитель русского языка
Чернышева Т.В.
2014 год
Особенности системы упражнений при одновременном изучении сходного орфографического материала обусловлены:
- одновременным изучением взаимосвязанных тем,
- блоковой подачей материала,
- усвоением обобщенных правил и обобщенных способов их применения, а также полных и сокращенных образцов рассуждения при обосновании орфограмм и написаний.
Такой подход к изучению орфографического материала обусловливает структуру и содержание тренировочных упражнений и характер заданий к ним. Поэтому упражнения на всех этапах изучения взаимосвязанных тем должны носить обобщенный характер .
Как при подборе упражнений, так и при изучении теоретического материала должен соблюдаться основополагающий принцип перехода от общего к частному. Например, при выполнении подготовительных упражнений, с помощью которых происходит актуализация ранее изученного материала, учитель вначале подводит учащихся к целостному представлению о лингвистической основе правила в ее обобщенном виде.
Прежде чем приступить к выполнению обобщающих упражнений, учащиеся на теоретическом уровне должны получить общее представление о данном типе орфограммы, обо всех ее видах и вариантах.
С этой целью используются упражнения:
- на определение общих понятий;
- упражнения на классификацию типов и видов орфограмм;
- упражнения на классификацию условий выбора написаний, словарного материала;
- упражнения на составление обобщающе систематизирующих сообщений по орфографической теме.
Примеры упражнений на группировку, классификацию, систематизацию материала.
- 1. Выбрать из данных словосочетаний существительные в падежной форме и разделить их по двум колонкам:
Выделить окончания и рядом указать основной дифференцирующий признак, определяющий правильное написание: (1), (2), (III), ( мя).
Дидактический материал: стоять в сторонке, жить в Астрахани, работать на заводе, избрать по рекомендации, выполнить ко времени и т. д.
- 2. распределить существительные I и II склонения по группам:
Дидактический материал: быть в волнении, работать в поле, необходимость в реконструкции, стоять на помосте, ждать на станции, идти по дорожке и т. д.
.
Рекомендации по построению системы упражнений:
- Обобщающие упражнения предполагают определенную последовательность в их расположении. Они вводятся уже на этапе первичного изучения взаимосвязанных тем, сразу после ввода блока теоретического материала, и включают весь блок соответствующих орфограмм и написаний. Вначале они выполняются на основе алгоритмических предписаний с использованием различных средств графической наглядности. Первые упражнения выполняются под руководством учителя. К самостоятельному выполнению упражнений учащиеся переходят только после того, как усвоили приемы и образцы применения правил.
- Последовательность в расположении упражнений должна ориентировать учащихся на раннее дифференцирование сходного орфографического материала. Поэтому в первые же упражнения необходимо включать все виды взаимосмешиваемых орфограмм. Например, при изучении темы «Буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных» нельзя давать упражнения только на правописание е или только на правописание и в окончаниях имен существительных, а необходимо сразу же включать в упражнения оба случая написаний, т. е. упражнения должны быть ориентированы на реализацию принципов раннего дифференцирования материала и перемежающегося противопоставления конкурирующих (взаимосмешиваемых) орфограмм.
- Нужно стремиться так сформулировать задания к упражнениям, чтобы они заставляли учащихся сознательно относиться к выполнению орфографических действий. Упражнения должны включать материал, не только содержащий орфограммы в их очевидном и ясном для учеников виде, но и такие, в которых существенные признаки орфограммы кажутся для учеников «замаскированными» и представляются подчас неясными.
- Данные упражнения, в отличие от однотипных упражнений, предостерегают ученика от смешения сходного материала, которое обычно происходит не столько при изучении правил, сколько при выполнении упражнений.
- На первых этапах обобщающие упражнения должны носить чисто орфографический характер и выполняться без каких либо дополнительных заданий, например по развитию речи, которые целесообразно включать лишь на более поздних этапах усвоения темы.
Структурирование учебного материала при построении системы упражнений
Систему упражнений при изучении сходного орфографического материала нужно выстроить так, чтобы последовательность анализа материала давала учащимся возможность самим добывать знания на основе переноса, осознавать не только материал, но и процесс его усвоения. Поэтому система упражнений должна быть построена с учетом структурирования учебного материала, направленного на укрупнение дидактической единицы учебной информации.
При подготовке к структурированию необходимо:
- 1) определить объем материала для целесообразного его объединения;
- 2) проанализировать взаимосвязанные темы и определить линии обобщения;
- 3)выделить группы наиболее близких по дифференцирующим признакам правил, образующих систематизирующие блоки учебного материала.
Структурирование орфографического материала на примере темы «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи».
При структурировании знаний по орфографии и определении рациональной последовательности в изучении материала особенно важным представляется выбор стержневого понятия или базовой темы как системообразующего фактора. Так, при изучении обобщающего правила о слитном и раздельном написании НЕ с частями речи в качестве систематизирующей (опорной) будет тема «НЕ слитно и раздельно с именами существительными», которая представляется базовой для дальнейшего обобщения учебного материала.
Наиболее общими носителями информации для систематизации знаний являются три основных дифференцирующих признака, определяющих слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными и наречиями, где наблюдается полное совпадение орфографических правил, а также с глаголами и деепричастиями (в меньшей мере с причастиями), где названные правила совпадают частично.
Первые сведения о правописании НЕ с различными частями речи целесообразно давать на материале базовой темы, где частные правила представляют собой основные варианты, на основе которых путем переноса знаний наращиваются обобщенные правила, касающиеся других частей речи и форм глагола.
Название орфограммы
Формулировка правила
НЕ с глаголами
НЕ пишется с глаголами раздельно. Искл.: глаголы, которые без не не употребляются.
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными
НЕ с существительными пишется слитно : 1) если слово не употребляется без не ; 2) если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением.
Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
Раздельно , если есть противопоставление с союзом а.
НЕ с полными и краткими прилагательными пишется слитно : 1) если слово не употребляется без не ; 2) если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением.
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Раздельное написание НЕ с деепричастиями
Раздельно : 1) если есть противопоставление с союзом а; 2) если к прилагательному относятся слова совсем не, далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не.
НЕ пишется раздельно : 1) с краткими причастиями; 2) с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а.
Слитно с полными причастиями: 1) если они не употребляются без не ; 2) если при них нет зависимых слов и нет противопоставлений с союзом а.
Отрицательная частица не с деепричастиями пишется раздельно; некоторые причастия не употребляются без не и пишутся с не слитно .
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о- и е-
НЕ с причастиями на о-, е- пишется слитно : 1) если слово не употребляется без не ; 2) если наречие с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением.
Раздельно : 1) если есть противопоставление с союзом а; 2) если к наречию относятся слова совсем не, далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, никогда не.
Основные правила
Части речи и формы глагола
С
Блок 1
1. Не употребляется без НЕ
Л
Существи-тельное
Р
2. Можно заменить синонимом без НЕ
И
+ неряха
Прилага-тельное
А
3. Противопоставление с союзом а
+ неправда
Т
+ неряшливый
Наречие
Блок 3
Р
4. Есть слова далеко не, вовсе не
З
+ не правда, а ложь
+ неправдивый
Н
+ неряшливо
Причастие
Блок 2
5. Есть зависимые слова
А
+ далеко не правда
+не правдивый, а лживый
Д
+неправдиво
+ненавидящий
О
Глагол
-
6. Краткая форма причастия
З
+не правдиво, а лживо
+далеко не правдивый
Е
-
+ненавидеть
Деепри-частие
-
Д
+далеко не правдиво
-
Л
+ не законченный, а начатый
-
+ненавидя
-
-
Е
-
-
Ь
-
-
Л
-
+не законченный вовремя
Н
-
-
не закончен
Ь
-
О
-
Н
-
-
О
Как результат реализации методики формирования у учащихся обобщенных знаний при выполнении системы упражнений при одновременном изучении сходного орфографического материала проявляется в:
- понимании общих закономерностей правописания, обобщающих правил и способов их применения;
- в осознании линий обобщения, на основе которых объединяется языковой материал;
- в овладении обобщенными приемами применения правил, а также полными и сокращенными приемами рассуждения;
- в умении дифференцировать и обобщать не только сходные, но и конкурирующие языковые явления;
- в способности осуществлять самоконтроль при выполнении заданий и упражнений;
- в овладении способами решения познавательных задач.
Спасибо за внимание!
Использованная литература:
Шатова Е. Г. «Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика». / Е. Г. Шатова: Москва: - Дрофа, 2008.