СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От груды камней до музея…

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья посвящена созданию минералогического музея на базе техникума

Просмотр содержимого документа
«От груды камней до музея…»

От груды камней до музея

Автор: Темная Л.Л., преподаватель и руководитель
минералогического музея ОГБПОУ «ТПТ»

Музеи естественно-научного профиля обладают рядом существенных отличий от художественных, исторических, технических и других музеев, поскольку музейные предметы, на основе которых построены экспозиции, не являются продуктом деятельности человека, а созданы природой. Они содержат информацию, восприятие которой посетителями музея, не имеющими специальной подготовки, затруднительно.

Минералогический музей ОГБПОУ «Томский политехнический техникум» - один из трех музеев образовательных структур Города Томска, наряду с НИ ТГУ и НИ ТПУ. Музеи университетов являются старейшими в сибирском регионе, тогда как наш был организован в 2006 г. Основанием для его создания послужили, доставшиеся в наследство от геолого-разведочного техникума коллекции минералов и горных пород, основательно заброшенные в 90-е годы после слияния этого техникума с электромеханическим. На протяжении свыше десяти лет эти коллекции лежали неразобранной грудой камней в одном их учебных кабинетов.

Начав преподавательскую деятельность в ОГБПОУ «Томский политехнический техникум» в 2003 г. в кабинете, в котором находились эти камни, обратила внимание на наличие специального оборудования в виде пустующих витрин. Таким образом, возникла идея создать музейные экспозиции геологического профиля и спасти заброшенные коллекции. Поскольку специализацией, которой занимаюсь, является нефтяная геология, нашла в НИ ТПУ специалиста - минералога и уговорила на совместную работу по созданию экспозиций кабинета геологии. В течение двух лет мы разбирали, классифицировали и оформляли эти коллекции. Итогом проделанной работы явились кабинетные витрины (экспозиции), в которых были выставлены образцы минералов и горных пород, согласно принятой в геологии систематике, созданы коллекции для учебных и практических занятий.

Учебные коллекции являются необходимым дополнением к изучению теоретического материала и позволяют студентам получить практические навыки определения минералов и горных пород, умению диагностировать подобные образования в природе.

Получив специализированную геологическую направленность, кабинет стал пользоваться большим интересом среди преподавателей и студентов. Появились желающие познакомиться с миром горных пород и минералов среди сторонней публики, контингент которых определялся самым различным возрастом от детсадовцев до выпускников школ (рис.1). Таким образом, появилось и постепенно развилось просветительское направление работы геологического кабинета в форме экскурсий. При ознакомительных экскурсиях в техникум и Днях открытых дверей Геологический кабинет является одним из самых интересных объектов. На профориентационных экскурсиях освещаются вопросы исторической и нефтяной геологии, минералогии и петрографии.



Рисунок 1. Экскурсия дошкольников в Минералогический музей
ОГБПОУ «Томский политехнический техникум»


После ремонта в 2016 г. и установки новых витрин, оборудования и наглядного материала, кабинет приобрел более совершенный и современный вид, получив звание Минералогического музея. В настоящее время он функционирует и развивается как учебный геологический кабинет, с функцией музея (рис.2).

Рисунок 2. Экскурсия  специалистов ООО «Газпром трансгаз Томск» и НИИ ТПУ в Минералогический музей ОГБПОУ «Томский политехнический техникум»


Само название Музея – минералогический - определяет его деятельность в узко специализированной области науки минералогии. Вхождение Музея в структуру техникума - необходимость максимального отражения интересов и потребностей учебного заведения в образовательной и научной информации. Статус Музея обязывает к хранению и сохранению минералогических коллекций, являющихся не только геологическими объектами, несущими информацию о вещественном строении земной коры и минеральных ресурсах, но и характеризующими эволюцию научных знаний.

В этих условиях узкая, на первый взгляд, специализация музея обретает достаточно широкие рамки, ощутимее становится социальная значимость Минералогического музея. В настоящее время всё повышающегося интереса к природному веществу как немаловажной составляющей сферы обитания человека, расширяется контингент посетителей и возрастные рамки потребителя информации. На первое место выходит высокий уровень достоверности, разнообразие, привлекательность и доступность предоставляемой информации. В условиях нынешней экономики, существующей за счет добывающих отраслей промышленности, остро встают проблемы рационального недропользования, экономические проблемы, проблемы использования богатства недр на благо общества, как в призме преломляющиеся в музейном предмете – многоплановом объекте разносторонней информации – образце минерала. Таким образом, музейные экспозиции и экскурсии решают задачи повышения культурного и образовательного уровня нашего общества.

Методологические аспекты музейной деятельности обусловлены формированием представлений человека об окружающем его мире через музейный предмет. Изначально минералогия длительное время формировалась на эмпирических данных и только в последнее столетие превратилась в науку, основанную на теории и эксперименте, синтезе и анализе.

Естественно-научные, философские труды В.И.Вернадского, рассматривающие тесную взаимосвязь всех природных тел как «мертвых» (неорганических), так и «живых» (органических) в единой системе биосферы, фактически привели к стиранию границ между отдельными науками естествознания. Понятие биосферы подводит к проблеме взаимодействия человеческого общества со средой обитания в форме вещественной, структурной, энергетической и исторической взаимосвязи.

Музейный образец сочетает в себе две философских категории или характеристики движения и материи – время и пространство. Кристаллы, минералы, ассоциации пород и руд, формации и структуры земной коры, геосферы представляют собой различные уровни организации вещества и могут быть представлены в виде предметного (вещественного) ряда с определенным информационным образом. Подобный ряд характеризует как геологическое пространство, так и геологическое время в виде временных последовательностей. Мировоззренческая направленность использования музейного образца является методологической основой, на которой строится вся учебно-образовательная деятельность.

Особенностью Минералогического музея ОГБПОУ «Томский политехнический техникум» является необходимость научить посетителей видеть в неодушевленных, застывших предметах, в их сочетаниях и последовательности историю развития Земли, те или иные процессы, происходившие на ее поверхности и в глубинах, различные явления природы, следы вымерших животных или растений.