СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет "Музыка - как средство патриотического воспитания дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

музыка ка средство патриотичнского

Просмотр содержимого документа
«Отчет "Музыка - как средство патриотического воспитания дошкольников"»


Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Колосок» села Нины Советского района»









Отчет музыкального руководителя на тему:


«Музыка – как средство патриотического воспитания дошкольников»












музыкальный руководитель

Лактионова Оксана Георгиевна

Музыка является одним из богатейших средств нравственно – патриотического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников, поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, преобразовывая его нравственный мир. Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала потребностью.

Одной из главных задач  для меня  является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе.

Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной  образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:

1Формировать нравственно - патриотическое отношение и чувство сопричастности к родной стране,  краю, дому, семье, детскому саду;

2Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями, русским народным фольклором

3Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.

Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности  и использую такие  формы организации музыкальной деятельности, как музыкальные занятия, беседы - концерты, праздники и развлечения.

Нравственно-патриотическое воспитание  средствами  музыкального искусства  состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку  через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Таким  образом:  все виды музыкальной деятельности могут служить средствами нравственного развития, но основным видом   является слушание музыки.

Слушание музыки:

Я заметила, что дети при слушании музыки отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви   к  ближнему.  Опираясь на программу  О.П. Радыновой  «Музыкальные шедевры», я стараюсь решить эту проблему.  Тема «Настроения и чувства в музыке» является основной,  на которую опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке - «Весело - грустно», «Ласковая просьба», «Тревожная минута», «Порыв», «Слеза» и др. 

На музыкальных занятиях знакомлю детей с творчеством и биографией великих классиков русской музыки: П.И.Чайковским, Г.Свиридовым, М.Дунаевским, Д.Шостаковичем, Д.Кабалевским, С.Прокофьевым, А.Александровым и др. С детьми прослушаем такие произведения и песни на тему патриотизма: «Гимн РФ», «Материнские ласки», «Мама», «Наш край», «Край в котором ты живешь», «Про нашу Родину», «Моя Россия», «Марш», «День Победы», «Отечества сыны» и т.д. Слушая народную музыку, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, мои воспитанники усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Дети слушают такие народные произведения: «Камаринская», «Колокольные перезвоны», «Парень с гармошкой», «Березонька», «Наша хохлома», «Рождественская сиюта», «На тройке» и др.

Песенное творчество:

Невозможно переоценить роль песни в нравственно -патриотическом воспитании дошкольников. Песня способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный мир. Через такие песни знакомлю детей с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.

С детьми разучили следующий песенный репертуар: «Хлебушек душистый», «Мы –солдаты», «Мамочка моя», «Моя Армия», «Про папу», «Космонавты», «Мой дед», «Здравствуй Родина моя», «Спасибо Родина», «Седые ветераны», «Мир нужен всем» и др.

Танцевальное творчество:

Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт мир человека, показано его отношение к труду, к людям, к различным событиям. Стараюсь через народные и военные танцы донести до своих воспитанников принадлежность к большой Родине, ведь именно такие танцы с помощью танцевальных образов, выражают и раскрывают жизнь народаТакие танцы тесно связаны со своей историей, а также дают богатейший воспитательный потенциал в патриотизме, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.С детьми были разучены такие танцы, хороводы, пляски как: «Танец с платками», «Русский сувенир», «Богатырская сила», «Мы – военные», «Казачий перепляс», «Пошла млада за водой», «Матрешечки», «Ложкари», «Танец летчиков», «Морской танец», «Танец с колосьями», хороводы «Земелюшка – чернозем», «Мы на луг ходили», «Ай – да березка» и др.

Игры:

На занятиях также использую народные игры с пением и движением. Такие игры развивают интерес к пению, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, а также благодаря таким играм дети знакомятся с образом и жизнью людей, с их трудом, бытом, у детей формируется представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. С детьми были разучены такие игры: «Пирог», «Жаворонок», «Карусель», «Ручеек», «Воротики», «Пузырь», «Каравай», «Плетень», «Ходит Ваня», «Гори ясно», «Золотые ворота», «Капуста» и т.д.

На занятиях знакомлю детей с понятиями: «народная музыка», «народные инструменты», «народные песни и танцы», «оркестр народных инструментов”, “народный хор”. В своей работе активно применяю записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра, что способствует воспитанию чувства восхищения, гордости за свой народ, свою страну. Использование  в оркестре народных инструментов: ложек, трещоток, бубнов, бубенцов помогает ярче выразить характер и настроение русской народной музыки.

На музыкальных занятиях дети знакомятся с прибаутками, частушками, скороговорками, небылицами, календарным, потешным, игровым фольклором. На своих занятиях я использую показ презентаций. С их помощью дети знакомятся с народными праздниками, традициями и обычаями русского народа.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид творческой деятельности. Она близка и понятна ребенку. С помощью театральных игр и мини – спектаклей стараюсь развивать чувства, нравственные понятия, социальные качества детей.С детьми обыгрывали такие русские народные сказки: «Гуси – лебеди», «Лисичка со салочкой», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка, «Колобок», «Теремок», «Рукавичка». Это позволило большему раскрытию потенциала детей, как маленьких артистов, героев сказки.

Дидактические игры


Каждый год проводим мероприятия направленные на развитие нравственно-патриотических чувств у детей это: «День края», «День матери», «Мамин праздник», ««День Защитников Отечества», «День Победы». Проведение таких мероприятий является прекрасной возможностью научить детей патриотическим песням и танцам, пробудить интерес к истории родного края, способствовать воспитанию сознательных патриотических чувств.

Приобщение наших детей к истокам народной и православной культуре происходит в течение всего  года. Стало доброй традицией отмечать в нашем детском саду праздники: «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Эх, казаки».

Создан песенник «Песни Победы», запланирована музыкальная викторина с педагогами «Песни в солдатских шинелях» (с презентацией, провела анкетирование с родителями на тему: «Патриотическая песня», а также планирую разработать творческий проект на тему: «Музыка Победы».

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру и что от нас взрослых зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.