СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет о проделанной работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отчет о проделанной работе»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Эти проблемы стали актуальными по причине деятельности человека в природе. Каждый из тех, кто принёс хотя бы единожды вред природе, когда-то был ребёнком. Именно почему велика роль образовательных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная уже с раннего возраста.

Однозначно, нужно формировать у подрастающего поколения желание охранять природу от уничтожения и загрязнения, воспитывать бережное к ней отношение. Начинать эту работу нужно уже в дошкольном возрасте: усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально.

Важность экологического воспитания детей всех возрастов подчеркивается во многих нормативно-правовых документах Донецкой Народной Республики. Так, Концепция непрерывного образования детей и учащейся молодёжи указывает на то, что экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры личности выступает одним из основных составляющих воспитания. К основным направлениям развития воспитания в документе относят экологическое воспитание, включающее:

-становление и развитие у детей и учащейся молодежи экологической культуры, бережного отношения к родной земле;

-формирование у подрастающего поколения экологической картины мира, развитие у него стремления беречь и охранять природу;

-воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.

Все составляющие такого комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях образовательного учреждения существуют взаимосвязано. Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитывать поколение, которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы.

Экологическое образование - важнейшая задача МДОУ в настоящее время. Начинать Экологическое образование надо с младшего возраста, т. к. в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, которые он усвоил в процессе обучения. Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания умственного, нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового.

Организовывая работу по экологическому воспитанию мы были ориентированы не только на то, чтобы стать для своих воспитанников носителем знаний, проводником в мир природы, а и на то, что мы должны стать примером для подражания. Педагоги своим действием и поведением должны утвердить мысль о том, что красоту природы необходимо ценить и беречь. Воспитать  у детей любовь к природе, способность воспринимать ее красоту.

Цель работы —

- формирование задатков экологической культуры, научных знаний и убеждений, которые являются базовой основой для ответственного и действенного отношения к природе;

- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; реалистичные представления о явлениях природы

- сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью окружающих; формировать практические умения бережного отношения к объектам природы; осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;

Нами определены следующие задачи:

- Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

- Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

- Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.

Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стала программа C.Н. Николаевой «Юный эколог», А.Вересова « Мы-земляне», Е.Рылеевой «Открой себя», Н.Авдеевой « Жизнь вокруг нас».

Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия:

С.Н.Николаева “Как приобщить ребенка к природе”;

Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова “Экспериментальная деятельность” детей среднего и старшего дошкольного возраста;

Я.П. Молодова “Игровые экологические занятия с детьми”

В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич “Прогулки в природу”

М.М. Марковская “ Уголок природы в детском саду”;

О.В. Мариничева, Н.В.Елкина “ Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.”;

И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова “ Прогулки в детском саду”

За основу в своей работе мы взяли программу Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» Нацелена на воспитание гуманной социально-активной и творческой личности ребенка, с цельным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии в программой дети получают представление о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начало экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью

Наша работа строилась по принципам:

- доступность;

- системность

- последовательность

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- сезонность

- реальность

- взаимосвязь всех разделов программы

- целенаправленность

- реализация индивидуально-ориентированного подхода

На наш взгляд, экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника. За счёт этой возможности работа  получается и полезной и интересной как для педагогов, так и для дошколят.

Для успешной реализации поставленных задач, нами разработаны:

- Оформлен уголок экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения) наличие материала для поисково-исследовательской деятельности;

- Организован огород на окне. Дети выращивают лук, чеснок, пшеницу, фасоль, разнообразие комнатных растений.

- Разработана экологическая тропа на территории детского сада.


- Создана картотека, включающая подборку экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе, презентаций, песен.

- Создана мини библиотека детской литературы, энциклопедии.

- Создание на территории детского сада огорода, клумб.

На мой взгляд, экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника. За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для дошколят.

Новизной и отличительной особенностью опыта является формирование у дошкольников элементарных экологических знаний, основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе; воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье. Потребности поведенческих навыков здорового образа жизни; повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности, определяет силу и стойкость семейного воспитания.

Новизна программы состоит в том, что важная роль в изучении программного материала отводится непосредственному взаимодействию детей с природой (экскурсии в природу, практические занятия, наблюдение за жизнью растений и животных, экологические акции и др.). Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Новизна опыта состоит:

- в определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;

- в определении целей и результатов;

- в нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;

- в обогащении жизненного опыта;

- связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;

- пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.

Следует отметить, что детям дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому в работе еще использую принцип интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.

В своей педагогической деятельности эффективно использую следующие формы работы с детьми:

- циклы наблюдений за растениями в уголке природы;

- целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей;

- игры экологического содержания;

- словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;

- чтение литературы природоведческого содержания;

- инсценировки, театрализованные представления;

- проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом;

- экологические праздники;

- оформление гербариев листьев деревьев, лекарственных трав;

- изготовление поделок из природного и бросового материала;

- экскурсии в природу, где привлекались родители воспитанников.

Для удовлетворения детской двигательной активности используются здоровье сберегающие технологии. Создание атмосферы благоприятного социально – психологического микроклимата для каждого ребёнка. Двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания, закаливание, гимнастика, использование физкультминуток, пауз релаксации.

Одной из эффективных форм работы с детьми по экологическому воспитанию считаю осуществление проектной деятельности. Я считаю, что проектная деятельность (как способ реализации личностно-ориентированного подхода в образовании) - это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Проект – в переводе – это план замысел, это «игра всерьез», где результаты значимы и для детей, и для взрослых. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Мною разработаны экологические проекты:

В сентябре был проведен кратковременный проект : «Овощи и фрукты – полезные продукты».

Цель проекта: способствовать расширению и углублению представлений детей об овощах и фруктах.

В проекте активное участие принимали дети группы, родители, воспитатели. Воспитателями была создана презентация «Овощи и фрукты – полезные продукты». Родители Лобкова, Сухинина, Левченко оформили семейные рецепты.

Результат проекта: дети хорошо усвоили названия овощей и фруктов, где они растут, что с них готовят, чем они полезны для человека.

Так же в группе был проведён проект: « Наш огород»

Цель проекта: Закрепить строение семян, наблюдение за их ростом, развитием, и результатом продукта. В проекте активное участие принимали дети группы, родители, воспитатели. Родители приобрели семена и рассаду, а воспитатели с детьми посадили и ухаживали за ними, были очень довольны результатами своего труда.

Результат проекта: усвоили и закрепили что из семян появляются растения а на них появляются плоды, и уход за ними. Были разработаны и реализованы проекты на тему: «Растения наши друзья», «Здоровый ребенок -успешный ребенок!»

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из целей моей работы является, совершенствование умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов. Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт.

Чтение сказок должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н. А. Рыжова, я с ней полностью согласна. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми раннего возраста. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание. Я очень хорошо знаю индивидуальные особенности каждого ребенка, на что он способен в той или иной ситуации, поэтому при распределении ролей подхожу с пониманием к ним. Если ребенок захотел быть кем-то в сказке, а я знаю, что у него может не получиться и он расстроится, замкнется, тогда я стараюсь убедить его взять другую роль и при этом не ущемлять его достоинства. Для систематического получения знаний используем чтение художественных произведений таких как Е.Чарушин «Про зайчат», В.Сухомлинский « Девочка и снежинка», В.Орлов «почему медведь зимою спит», М. Горький « Воробьишко», В.Бианки «Лесная сказка», и др, после чтения беседуем с детьми, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задаю вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто ни будь спасет?», «А они не замерзнут?», «А почему ему никто не помог?». Очень важно донести до детей смысл произведения.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. В. А. Сухомлинский говорил о игре так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего в дидактических играх.

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Дидактические игры, использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть.

Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля»«Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой  природы:  «Капельки»«Солнышко и дождик», «Перелёт птиц». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств. Словесные игры: «Узнайте по описанию»; « Трик – трак» «Хорошо – плохо»«Что лишнее?»«Узнай по голосу»«Кто как кричит?»«Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире

В своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Опытно-исследовательскую деятельность включаю в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде, проведение опытов. Мы составили картотеку детских опытов с объектами «неживой природы» по блокам:

«Удивительные свойства воды»;

«Воздух-невидимка»;

«Чудеса под ногами»;

«Волшебный магнит»;

«Солнечная система»;

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Так же создала уголок природы, где дети ухаживали и наблюдали за ростом лука, чеснока и пшеницы (февраль), за ветками деревьев в вазе(февраль-март), за петрушкой и салатом(март), за первоцветами( март-апрель), за почками на деревьях и кустарниках(март-апрель), перелётными птицами (апрель-май), за пробуждением одуванчиков на участке(май). Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делаем акцент на необходимость заботы о них, помощи им, объясняем детям, что ухаживаем за растениями не для себя а для них, они живые и нуждаются в заботе. Так же в уголке природы есть календарь погоды со схемой изображения погодных явлений.

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, "выпускают" ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.

В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.(« Путешествие в волшебный лес» «Поможем птичке-синичке» « Путешествие капельки» )

  Ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй.

Большое внимание уделяю работе с родителями. Основной целью в работе с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы воспитание детей в МДОУ и в семье было едино, у нас с ними одна цель – воспитать целеустремлённых, добрых, уравновешенных и любящих людей. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры – последнее родительское собрание прошло в виде экологической игры, из которой видны те направления или пробелы по которым следует вести дальнейшую работу)

В детском саду ежегодно проводятся выставки «Осенняя фантазия из природного материала»; Конкурсы рисунков по временам года, Чудо – дерево, Эко елочка, Сказочный снеговик, Поделки из природного материала, Конкурс «Кормушка для птиц»). Таким образом, стараюсь сблизить семью и МДОУ. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Используя в работе данный опыт, я убедилась, что каждый дошкольник это маленький исследователь и наша задача не дать этому стремлению угаснуть, а наоборот помочь. И для это нужно учитывать все возможности:

- просвещение родителей;

- создание кружка по экологической направленности;

- использование взаимодействие всего коллектива;

-направление активной деятельности дошкольников на осознанное сохранение природы;

Освоение поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формируют основы логического мышления, обеспечивают эффективность развития дошкольников и полноценную готовность к обучению в школе.

Опыт нашей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

- Детские годы самые важные и как они пройдут зависит от родителей и нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы.

- Наши дети – наше будущее. И от того, как их воспитывают педагоги и родители, зависит будущее нашей ЗЕМЛИ, то какой она будет через десятки лет. Поэтому экологическому воспитанию необходимо уделять соответствующее внимание, оно должно быть не эпизодичным, а глубоко продуманным, систематичным и целенаправленным.

 Процесс будет успешен в том случае, когда вокруг ребенка создается благоприятная, позитивная экологическая среда. Наличие опытнических участков в саду, экологической тропы, зимнего сада, аквариума, живого уголка дает возможность повысить эффективность всех форм и методов работы по этому направлению. Не должно быть голословности. Детям нужно увидеть все вживую, потрогать, понюхать, погладить. Тогда общие усилия воспитателей и родителей принесут результат