Отчёт
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 20»
(наименование ОО)
о результатах реализации проекта «Выявление профориентационных предпочтений у обучающихся 5-7 классов общеобразовательных организаций»
В период с января по март 2018 года в МБОУ СОШ № 20 реализовывался проект «Выявление профориентационных предпочтений у обучающихся 5-7 классов общеобразовательных организаций» (далее – проект) для 182 обучающихся.
Проект реализовывался в соответствии с дорожной картой.
Результат выполнения дорожной карты представлен в таблице:
| Мероприятий по дорожной карте для 5-7 классов | Количество обучающихся 5-7 классов, принявших участие в мероприятиях |
План | 29 | 182 |
Факт | 28 | 182 |
За прошедшие 3 месяца школьники были включены в большое количество мотивационных мероприятий, в том числе организованных на базе учреждений среднего профессионального образования: 1)Новосибирского промышленно – энергетического колледжа, 2)Новосибирского технологического колледжа, Новосибирского колледжа парикмахерского искусства, 3)Новосибирского технического колледжа им. А.И. Покрышкина, 4)Новосибирского архитектурно – строительного колледжа, 5)Новосибирского колледжа пищевой промышленности и переработки, 6)Новосибирского строительно – монтажного колледжа, 7)Новосибирского колледжа печати и информационных технологий.

Они принимали участие в мероприятия Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) – 2018 - 180 чел. Два представителя школы, учащиеся 9Б класса – Бабуров Роман и Юрин Вячеслав участвовали в Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» НСО – 2018 по компетенции «Электромонтаж», они получили специальные знания, сумели проверить их на практике, обрели богатый опыт взаимодействия со сверстниками, определились с профилем дальнейшего обучения.
6 -7 февраля 2018 года в рамках проекта «Выявление профориентационных предпочтений у обучающихся 5-7 классов общеобразовательных организаций» в соответствии с Дорожной картой учащиеся 5 – 7 классов МБОУ СОШ № 20 в сопровождении классных руководителей Кострубиной И.В., Скворцовой Т.А., Каменщиковой О., Полуэктовой Л.А.,Островской Г.Н. и родителей посетили площадки Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Новосибирской области -2018:
по компетенции «Хлебопечение» на базе «Новосибирский колледж пищевой промышленности и переработки»;
по компетенции «Сварочные технологии», «Мехатроника» на базе ГАПОУ НСО «Новосибирский технический колледж им. А.И. Покрышкина»;
по компетенции «Печатные технологии в прессе», «Графический дизайн» на базе ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж печати и информационных технологий»;
по компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы», «Кровельные работы», «Каркасное домостроение», «Столярное дело», «Плотницкое дело» на базе ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно – строительный колледж».
по компетенциям «Прикладная эстетика», «Парикмахерское искусство» на базе ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж парикмахерского искусства»
В декаде открытых дверей -122 человека
Обучающиеся не только наблюдали за соревнованиями, но были включены в квесты, с ними были проведены экскурсии по профессиональным образовательным учреждениям, мастер-классы, интерактивные игры и конкурсы. Они увидели настоящие станки, современные хорошо оснащённые мастерские и лаборатории колледжей. Им были предложены выступления групп Арт – профи и студенческих агитбригад, презентации профессий и специальностей, по которым ведётся подготовка обучающихся в колледжах города. Также школьникам продемонстрировали видео – ролики о компетенциях, которые представлены на Региональном чемпионате «Молодые профессионалы», который проходит в Новосибирской области уже в пятый раз. Школьники познакомились со студентами колледжей – лучшими в своей профессии, которые на доступном языке рассказали о самом главном: кем быть и каким быть современному молодому человеку.
Обучающиеся также были включены в мотивационные мероприятия, организованные в школе, в том числе: классные часы «Профессии наших родителей», школьники писали по результатам посещенных мероприятий сочинения и заметки в школьную газету «Идейка», участвовали в выставках творческих работ, составляли фотоотчеты о профессиях и о посещённых мероприятиях, участвовали во встречах с успешными людьми города, 15 – 17 марта посетили образовательную выставку «Уч СИБ – 2018». 
Ученики школы тепло приветствовали агитбригаду из Технологического колледжа, которые представили устный журнал «В мире технических профессий. Литейщик. Контролёр металлургического производства» и развернули динамичное красочное выступление на сцене школы.
Студенты промышленно – энергетического колледжа познакомили с презентацией профессии «Сборщик электроизмерительных приборов», привезли экспозицию «Умный дом», рассказали об энергосбережении.
Представители Колледжа парикмахерского искусства подготовили мастер – класс для обучающихся и их родителей и рассказали о профессии «Парикмахер. Визажист-стилист. Технолог - эстетист». Много полезных советов поучили ученики 5 – 7 классов по уходу за внешностью, оформлению школьных и праздничных причёсок, узнали о том, как «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Школьникам визажисты наносили аквагрим, и они чувствовали себя героями любимых кинофильмов.
Хлебопёки из колледжа пищевой промышленности обучили ребят работе с готовым тестом. Показали, как раскатывать булочки, плести халы, оформлять куличи, украшать торты. Угостили школьников вкусной выпечкой собственного производства и напоили ароматным чаем.
Общение со студентами и мастерами колледжа было очень насыщенным, интересным, полезным, познавательным.
Наиболее активными были 6 -ые и 7 - ые классы.
В мотивационные мероприятия были также включены руководители школы, педагогические работники, классные руководители и родители обучающихся.
В результате реализации проекта были обучены школьные психологи и социальные педагоги методике проведения профориентационного тестирования, отработана технология проведения масштабного тестирования.
18 марта 2018 года в школе было проведено профориентационное тестирование школьников в рамках проекта.
В тестировании приняли участие 131 обучающийся 5-7 классов, пришедшие на тестировании в сопровождении родителей, давших согласие на проведение тестирования.
В результате анализа профессиональных предпочтений школьников 5-7 классов по тесту дифференцированно-диагностического опросника Е.А. Климова выявлено:
- 9 человека 7 % школьников склонны к профессиям типа человек-природа.
- 20 человека 15 % школьников склонны к профессиям типа человек-техника.
- 27 человек 21 % школьников склонны к профессиям типа человек-человек.
- 13 человек 10 % школьников склонны к профессиям типа человек-знаковая система.
- 33 человек 25 % школьников склонны к профессиям типа человек-художественный образ.
- 29 человек 22 % школьников склонны одновременно к 2 и более типам профессий.
Профессиональные склонности по опроснику профессиональных склонностей Л.Йовайши (в модификации Г.В. Резапкиной):
25 человек 19 % школьников склонны к работе с людьми;
8 человек 6 % школьников склонны к исследовательской деятельности;
18 человек 14% школьников склонны к работе на производстве;
24 человек 18 % школьников склонны к эстетическим видам деятельности;
28 человек 21% школьников склонны к экстремальным видам деятельности;
8 человек 6 % школьников склонны к планово-экономическим видам деятельности.
20 человек 16 % школьников склонны одновременно к 2 и более типам профессий.
Самый высокий интерес школьников зафиксирован к профессиям типа человек-художественный образ - 33 человек 25 %, человек – человек - 27 человек 21 % , человек-техника - 20 человек 15%
Самый низкий интерес школьников зафиксирован к профессиям типа человек-знаковая система -13 человек 10 %, человек-природа - 9 человек 7 %. Наименьшее число обучающихся склонны заниматься исследовательской деятельностью - 8 человек 6 % школьников.
Результаты тестирования лягут в основу корректировки образовательной программы в классах, где обучаются дети, принимавшие участие в проекте. Учёт полученных данных будет вестись при корректировке программы духовно – нравственного развития и социализации обучающихся, программ внеурочной деятельности, при составлении планов работы классных руководителей, при составлении учебных планов, введении в учебный план курсов метапредметной направленности, при согласовании планов работы МБОУ СОШ № 20 с учреждениями СПО по ранней профориентации обучающихся.
Профориентационное тестирование в возрастной группе 5-7 классов носило предварительный, ориентационный характер, оно позволяет развить интерес младших подростков к миру профессий, и задуматься о профессиональном самоопределении. Так же это повод для ребят поговорить с родителями, родственниками и друзьями о своём профессиональном будущем.
Результаты тестирования обучающиеся обсуждали вместе с родителями. Привлечение родителей к участию в мотивационных мероприятиях и тестировании заставляет их задуматься о будущей профессии своего ребенка не в выпускном классе, а в более раннем периоде. Это может стать отправной точкой для более осознанного определения родителями образовательного маршрута своего ребенка, планирования его совместносо своим ребенком и педагогами.
По нашему мнению сильными сторонами реализации проекта в нашей школе было следующее: информационная работа с обучающимися и родителями, практическая направленность всех проводимых мероприятий, организация экскурсионной работы в учреждения СПО, сопровождение обучающихся классными руководителями и родителями, создание условий для проведения встреч с представителями СПО на базе школы, проведение родительских собраний, привлечение для участия в классных часах родителей для представления собственных профессий, консультирование обучающихся, родителей, классных руководителей психологом школы по запросам.
Слабые стороны реализации проекта: не посетили музей истории профессионального образования Новосибирской области. Выезд планируется организовать в апреле, при поддержке родителей обучающихся 5 – 7 классов. Отдалённость многих очень интересных учреждений СПО не позволила организовать их посещения, невозможность обеспечения транспортом всех обучающихся для проведения экскурсий без поддержки родителей – слабая сторона реализации проекта.
Перспективы использования опыта, приобретённого в проекте: проведение в дальнейшем мотивационных мероприятий с обучающимися на базе школы и учреждений СПО; изучение образовательных запросов и предпочтений учащихся средних классов и их родителей, приглашение родителей для участия в различных мероприятиях, включение обучающихся школы в движение «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), Юниоры; активизации деятельности педагогического коллектива по включению обучающихся 5 – 7 классов в исследовательскую и проектную деятельность; укрепление социального партнёрства и сетевого взаимодействия с учреждениями СПО.
Подобную работу коллектив школы намерен продолжать, профориентационную работу необходимо начинать с младшего школьного возраста, систематически работать с обучающимися 5 - 7 классов по выявлению профориентационных предпочтений. Участие обучающихся в этом и подобных проектах способствует приобретению знаний о профессиях, знакомит с образовательным пространством Новосибирска, оказывает содействие в самопознании и ориентирует на выбор дальнейшей траектории развития обучающегося. Школьники овладевают положительными установками в отношении мира труда и знаниями себя в связи в профессиональными и альтернативными требованиями. Такая работа важна, полезна и необходима в каждой школе. Считаем, что участие в проекте своевременно подтолкнуло педагогический коллектив МБОУ СОШ № 20 к решению проблемы по раннему выявлению профориентационных предпочтений у обучающихся 5 – 7 классов.