СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отклоняющееся поведение. Типы.- дополнительный материал

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не всегда и не все действия индивидов соответствуют социальным ожиданиям.

Просмотр содержимого документа
«Отклоняющееся поведение. Типы.- дополнительный материал»

Отклоняющееся поведение и его типы

Конформизм и Отклоняющееся (девиантное) поведение.

  1. Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.

Девиантное поведение — это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

2. Причины девиантного поведения:

2.1. влияние семьи и семейного воспитания;

2.2. наличие особенных способностей и талантов;

2.3. кризисные явления в обществе;

2.4. проблемы социализации молодежи.

3. Функции девиантного поведения:

3.1. Более четкое очерчивания нормы

3.2. Инновация

4. Признаки девиантного поведения:

4.1. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

4.2. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4.3. Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

4.4. Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

4.5. Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

4.6. Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

5. Классификация поведения по Р.Мертону

5.1. Подчинение (подчинение целям, и средствам достижения целей общества);

5.2. инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);

5.3. ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;

5.4. ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);

5.5. бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).

6. Виды девиантного поведения:

6.1. позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;

6.2. негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

7. Делинквентное (преступное) поведение.

8. Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Последствием маргинализации является примитивизация отдельных сегментов общества, проявляющаяся в производстве, быту, духовной жизни.

9. Реакция общества на различные проявления социальной девиации.


Тема эссе

«Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!