Открытое занятие на тему патриотического воспитания дошкольников
«Родная Салгирская долина»
Республика Крым ,Симферопольский район, село Доброе
08.04.2025
(с использованием макетов)
Подготовила: воспитатель первой категории
Вагапова Урие Валерьевна
Цель: обобщить полученные знания о родном селе, его истории.
Задачи образовательные:
1.) Формировать у детей чувство патриотизма, осмысливая такие понятия как Родина, малая Родина, родной край.
2.) Познакомить детей с историей Салгирской долины, рассказать о людях которые там работают , трудом которых было построено Добровское поселение.
3.) Закрепить умения детей подбирать определения к слову Россия.
4.) Воспитывать гуманные чувства и любовь к Родине посредством художественного слова.
Развивающие задачи:
Развитие речевой и мыслительной деятельности;
Развитие зрительного восприятия и внимания, развитие мелкой моторики.
Расширение словарного запаса.
Воспитательные задачи:
Воспитание положительного отношения к учебной деятельности;
Воспитание инициативности и самостоятельности.
Воспитание сдержанности, умения слушать..
Демонстрационный материал: разноцветные нарисованные ладошки,
Раздаточный материал: макеты родных мест,
Ход занятия:
Организационный момент. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им наши улыбки, чтобы у них было хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, каждый день, приходя в детский сад, мы говорим: «Здравствуйте», тем самым приветствуя друг друга. Сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру “Здравствуйте по-разному” Согласны?
Коммуникативная игра “Здравствуйте по-разному” (участвуют все дети)
Воспитатель: Вы будете молча ходить по залу. Разговаривать нельзя. Как только я подниму вверх красную “ладонь” нужно пожать руку как можно большему количеству игроков. Синяя “ладонь” – погладить по плечу друг друга, желтая “ладонь” – поздороваться спинами.
Воспитатель поднимает нарисованные разноцветные ладошки дети «здороваются» друг с другом.
Воспитатель: Сядем все на стульчики,
Спокойно посидим.
Сегодня мы о Родине,
Друзья, поговорим.
Послушайте стихотворение о нашем родном крае :
ЭЛЬМАЗ
С добрым утром, мир хрустальный!
Солнце! Горы! Море! Лес!
С добрым утром, чайки, пальмы,
Кипарисы до небес!
Уведёт меня тропинка
К водопаду за горой.
В каждой встреченной травинке
Вижу свет земли родной.
Соберу букет из красок,
Чтобы вам стихом моим
Рассказать, как он прекрасен —
Милый, щедрый, добрый Крым!
Воспитатель: Понравилось стихотворение? Кто же мне скажет, что такое Родина?
Дети. Это место где мы родились.
Воспитатель. Родина ребята у нас одна, Россия. Но среди просторов нашей большой страны есть место, край, где вы родились, живете, ходите в детский сад, гуляете,где трудятся ваши родители. Как же называется это место, где вы родились, живете?
Дети: село Доброе.
Воспитатель: Правильно ребята, это маленькая частица нашей большой России – это наша малая родина.
Воспитатель: Я предлагаю вам совершить путешествие по Салгирской долине. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а на чем мы можем отправиться с вами в путешествие?
Дети: (предлагают варианты), один из них троллейбус.
Воспитатель: Правильно ребята, на троллейбусе
Физ. минутка:
Троллейбус
(Руки на поясе, под ритм стихотворения делаем несколько шагов вперёд, потом назад)
У дороги остановка,
К ней подкатит домик ловко.
(высоко потянуть вверх руки)
Дверь-гармошку открывает,
Прокатиться приглашает.
(шагаем, высоко поднимая колени)
По ступенькам мы ногами
Входим в странный «дом с рогами».
(руки вперёд, пошевелить растопыренными пальчиками)
Отгадайте, что за ребус?
Это городской троллейбус!
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть с вами в игру «Умники» и «Умницы» В этой игре мы узнаем хорошо ли вы знаете историю нашей долины.
Сначало нам нужно разделиться на 2 команды. Жюри будет оценивать ваши ответы. Вы должны отвечать быстро и правильно.
Итак 1 команда называется «СМЕШАРИКИ,
1.ДИМА
2.НИКИТА
3.ДАМИР
4.ЭМРАН
5.АЛАН
6.АЛИ К,
вторая команда «БУСИНКА»
1.ЭЛЬМАЗ
2.НИКОЛЬ
3.МАВИЛЕ
4.МЕРЬЕМ
5.АЙЛИН
6.АДИЛЕ
7.ФЕРИДЕ
1 конкурс.
1.Как называется наша страна? (Наша страна называется Россия).
2.Назовите столицу России? (Столица России - Москва)
3.А как называют жителей нашей страны? (Россияне)
4.Сколько цветов у Российского флага? Назовите их.
5.Самый главный человек нашей страны? (президент)
6. Назовите три государственных символа (герб, флаг, гимн);
7.В какой республики мы живем? Республика Крым
8. Как называют жителей Крыма? (Крымчане)
9. Что означает слово «Малая Родина»? (Малая Родина – это место, где человек родился).
10.Как называется наша долина? (Наша долина называется Салгирская).
11.На какой реке стоит село Доброе? ( на реке Салгир).
12.Какие моря омывают Крымский полуостров? (Черное, Азовское).
Воспитатель. Молодцы! У вас отлично получается! Давайте приступим к следующему заданию .У меня картинка с изображение герба села Доброго.
Символика герба Добровского сельского поселения напоминает о самых давних, из известных обитателей здешних земель – таврах кизил-кобинской культуры, около трех тысяч лет назад живших в долине Салгира. Название свое эта культура получила от расположенной рядом Красной пещеры (Кизил-Кобы). В пещере был найден обломок сосуда с уникальным орнаментом, на котором изображены солнце и ломаные линии в окружении точек. Ученые единогласно связывают этот орнамент с заботой древних жителей о плодородии земли, объясняя смысл изображения так: солнечные лучи и капли дождя оплодотворяют землю, которая должна принести богатый урожай.
Серебряная перевязь символизирует чистые воды реки Салгир.
Кизил – своеобразный символ уникальной крымской природы – показывает естественное богатство Салгирской долины.
Примененные в гербе цвета дополняют его символику:
– желтый цвет– символ высшей ценности, достатка, стабильности;
– белый цвет– символ чистоты, ясности, открытости, божественной мудрости, примирения;
–синий цвет – символ красоты, великодушия и верности,
–красный цвет – символ мужества, храбрости, неустрашимости;
– зеленый цвет – символ надежды, здоровья, природы, плодородия полей и молодости.
Воспитатель: Ребята, у вас на столе разрезанные карточки-головоломки .И я предлагаю вам их собрать.
Работа детей. Итак, что же у нас получилось
Ответы детей
Воспитатель : правильно герб нашего села Доброе
Воспитатель: Переходим к следующему конкурсу. Конкурс чтецов
Из каждой команды один участник должен рассказать стих о Родине.
Команда «Смешарики»
ДИМА
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка, и лесок
В поле — каждый колосок,
Звери, птицы, и жуки,
Муравьи и мотыльки…
Это всё моё родное!
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!
Команда «Бусинка»
МЕРЬЕМ
Не заменят край родимый
Ни какие чудеса
Только здесь все так любимо
Реки, горы и леса
Здесь от милого порога
Начинается страна
Стран других на карте много,
Только Родина одна!
Воспитатель: Молодцы ,ребята .Отлично справились с этим заданием
Воспитатель: Ребята, послушайте следующее задание. Каждая команда образует круг и передавая мяч должны назвать .кто на какой улице живет. Какая команда быстрей справится с заданием, та и победила в этом конкурсе.
Воспитатель: Какие улицы вы еще знаете?( 5-6 ответов)
Воспитатель: Обе команды молодцы справились со всеми заданиями. К концу подошла наша игра. Жюри подводит итоги
Воспитатель: А мы продолжаем знакомиться с историей нашей долины.Ребята, посмотрите, пожалуйста, на этот макет . Как вы думаете что это ?
МАКЕТ САЛГИРСКОЙ ДОЛИНЫ
Дети: Салгирская долина.
Воспитатель: Да. Это Салгирская долина, наши родные улицы, ваши дома, школа, наш детский сад. Правда, красивая у нас долина? История долины богата и уходит в далекую древность. Заселена она была издревле, о чем свидетельствуют многочисленные скифские поселения, городища, курганы с 3 в. до н.э. по IV в. н.э. Долина названа Салгирской в честь самой длинной реки Крыма – Салгир. Ее длина – 204 км. Она начинается в центральной части Главной Горной гряды в глубоком лесистом ущелье, которое спускается с Ангарского перевала.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы побываем в самых интересных и важных местах. Вы готовы? Тогда сядьте по удобнее. Путешествие продолжается.
МАКЕТ СИМФЕРОПОЛЬСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ
Воспитатель. При въезде в нашу долину перед нами открывается прекрасный вид на наше водохранилище. Оно было построено в 1955 году .Ребята, а как оно называется ?Правильно (Симферопольское водохранилище) В нем собирается вода с гор и рек. Потом вода обрабатывается и поступает в наши дома. А на территории какого села находится водохранилище? (Правильно, на территории села Лозовое)
Воспитатель: Следующая наша остановка село Андрусово. (крыско- татарское название села Тотай-Кой ) Чем же знаменито это село. Правильно. На его территории находится знаменитый Замок Кесслера-Ферсмана Дом построен в конце XIX века и является памятником архитектуры и градостроительства местного значения.
ПОКАЗ ЗАМКА НА МАКЕТЕ
Следующая достопримечательность села Андрусово это мечеть ЭБУ -БЕКИР Джами Мечеть была построена в 1996 году на средства представителей крымскотатарской диаспоры в Турции.
МАКЕТ ЭБУ-БЕКИР ДЖАМИ
МАКЕТ БОЛЬНИЦЫ (село Пионерское-2)
В этом домике врачи
Ждут людей чтоб их лечить
Всем они помочь готовы-
Отпускают лишь здоровых (больница)
Воспитатель: Следующая остановка село Доброе
Воспитатель: Ребята, послушайте историю нашего села .Старое название села Мамут-Султан впервые оно упоминается в документах с 1784 года. Изначально это была крымско-татарская деревня, но после Крымской войны была успешно воплощена в жизнь идея интернациональной дружбы – деревня стала русско-татарской и других народов нашего полуострова.
Воспитатель: Мы с вами находимся в центре села. Я уверена, что вы сразу узнаете эти здания. Если на светофоре повернем на лево, то перед нами.
МАКЕТ ХРАМА
Воспитатель: Посмотрите, какое необычное здание. Похоже на терем. Что это?
Дети: Это храм.
Воспитатель: Что делают в храме?
Ребенок : Там крестят детей.
Воспитатель: В храме беседуют с Богом. И перед нами
Храм святой великомученицы Варвары .Этот храм является православным и посвящён святой Варваре, одной из наиболее почитаемых христианских святых, которая считается покровительницей от внезапной смерти и защитницей от огня. Храм имеет историческое значение.
МАКЕТ БИБЛИОТЕКИ
Если хочешь умный стать
Нужно много книг читать
Чтоб найти все книги века
Приходи в….. (библиотеку)
МАКЕТ ПОЧТЫ
Погляди на стену смело,
Там скрывает он умело
Все, что нам с тобой прислали,
Чтобы вести не украли.( ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК)
Воспитатель: Мечеть Камыш-Кора (или Камышкорская мечеть) находится в глубине села Доброе . Это одна из старейших мечетей на полуострове, построенная в XVI веке во времена Крымского ханства. Она является памятником крымскотатарской архитектуры и имеет историческое значение
МАКЕТ ШКОЛЫ
Воспитатель: «Стоит веселый, светлый дом.
Ребят проворных много в нем.
Там пишут и читают, рисуют и считают»
Дети: Это школа.
Воспитатель: Правильно, это школа. Что делают в школе?
Дети: В школе учатся.
Воспитатель: А сейчас мы вернемся опять в центр села и повернём на право, то перед нами стоит здание. Ответы детей
М АКЕТ АДМИНИСТРАЦИИ.
Дети. Это администрация села
Воспитатель. Правильно. Это здание администрации. Здесь работает самый главный человек села- глава администрации и его помощники.. Они отвечает за порядок в селе, решают важные вопросы.
МАКЕТ МФЦ
Воспитатель: Напротив администрации находится здание МФЦ .
А что делают в МФЦ?
Дети: Оформляют документы .
А что ещё находится в этом большом здании .Отгадайте, что за дом ?
Музыка играет в нем.
Пенье, танцы, плач и смех
Удовольствие для всех.
Дети. Это Дом культуры.
Воспитатель: Правильно, ребята. А ещё на территории МФЦ находится сквер. В сквере много деревьев и кустарников. Есть детская площадка.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен сквер?
Дети. В сквере можно отдохнуть, поиграть, подышать свежим воздухом.
Воспитатель. Правильно, значит, сквер является украшением нашего поселка, местом отдыха взрослых и детей.
Воспитатель: Мы с вами следуем дальше. Что за зданье перед вами ?Отвечайте быстро сами!
МАКЕТ ДЕТСКОГО САДА
Ребенок. Это наш любимый детский сад.
Воспитатель: Как называется наш детский сад?
Ребенок: Наш детский сад называется «Бусинка».
Воспитатель: А на какой улице находится наш сад
Дети: улица Гузель.
Воспитатель: Молодцы, ребята .Очень хорошо знаете местонахождение нашего сада.
Воспитатель: И мы возвращаемся на трассу Симферополь – Ялта.Следующая остановка -село Доброе 3
МАКЕТ МАГАЗИНА « МАГИСТРАЛЬ»
Надо хлеба нам купить,
Иль вкусняшек прикупить-
Сумку мы с тобой берем,-
И по улице идем,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в ( магазин )
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Остановка село Заречное
МАКЕТ «ПАРК ВИКИНГОВ»
И перед нами «Парк викингов». Ребята, послушайте историю парка и несколько интересных фактов. На месте, где сейчас расположен кино-парк, несколько лет назад снимали фильм про древних скандинавских мореплавателях, известных на Руси как варяги. Лента «Викинг» появилась на экранах России в 2016 году, и, в отличие от большей части продукции современного отечественного кинематографа, окупилась в прокате. Хотя потратили на её создание примерно 1,25 миллиарда рублей, часть которых была использована для создания декораций в виде средневекового поселения. Место выбрали не случайно – считается, что здесь, в районе горной реки Кызылкобинки и Красных пещер, находится место с особой энергетикой. Поэтому после завершения съёмок «город» решили не разбирать, а превратить в развлекательный комплекс. Датой начала строительства парка считается октябрь 2015 года, а уже в мае 2016 года он был впервые открыт для посетителей. Комплекс изображает скандинавский борг эпохи VIII-XIII веков, когда-то на самом деле существовавший на территории Крымского полуострова. При создании конструкций соблюдалась историческая точность, что позволяет туристам (и местным жителям, которые тоже посещают парк) составить более полное представление о жизни викингов. Общая площадь городища достигает 6 Га – примерно столько же занимали в своё время настоящие поселения.
Воспитатель :Продолжаем наше путешествие и слева у нас расположена Красная пещера (Кизи́л-Коба́)
МАКЕТ КРАСНОЙ ПЕЩЕРЫ
Археологическое обследование Кизил-кобинского урочища началось в 1879 году и связано это с именем К. С. Мережковского, который положил начало изучению археологии крымских пещер. В окрестностях Красных пещер им было сделано открытие — на склоне Долгоруковской яйлы он обнаружил место производства кремнёвых орудий труда, относящихся к каменному веку.
В 1990 году была оборудована привходовая часть Красной пещеры, протяжённость которой составила около 200 м. Пещеру спелеологи расчищали и оборудовали для посещений постепенно, после чего появились красивые сталагнаты и провал над пещерным озером. Каждый зал имеет своё название и свой неповторимый вид. Для посещений пещера открыта круглый год
МАКЕТ МРАМОРНОЙ ПЕЩЕРЫ
Воспитатель: Дальше нашему вниманию предстаёт наша достопримечательность Мраморная пещера. Послушайте её историю. В 1987 году, недалеко от пещер Бинбаш-Коба (Тысячеголовая) и Суук-Коба (Холодная) была открыта уникальная по красоте огромная пещера со сложной системой залов и галерей. Новую пещеру, вход в которую находится на высоте 920 метров над уровнем моря, назвали её Мраморной. Созданный в 1988 году после детальных научных исследований, оборудовали в ней экскурсионные маршруты — были проложены бетонные дорожки, установлены поручни, проведено освещение. Пещера Мраморная была открыта для посещения в 1989 году, с тех пор в ней побывало больше миллиона посетителей.
Воспитатель : Следующая наша остановка село Перевальное. И послушайте стихотворение
АЙЛИН
На Братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
АЛАН
Здесь раньше — вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.
Воспитатель: Да, это памятник, посвящённый памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Весь Крым, стал местом ожесточённых боёв во время освобождения полуострова от немецко-фашистских захватчиков.
Воспитатель: И конечная остановка нашей Салгирской долины - Ангарский перевал. Здесь установлен в 2012 г. памятник крымскому троллейбусу — в самой высокой точке, самой протяжённой в мире троллейбусной трассы. Место для памятника было выбрано неслучайно: именно с Ангарского перевала начали ходить троллейбусы по трассе «Симферополь — Алушта — Ялта».
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что вам в сегодня запомнилось больше всего? Может вы узнали сегодня что-то новое? А какие факты уже были вам знакомы? Я думаю, что где бы вы не оказались, вы всегда будете любить и помнить свою малую родину. я хочу вам сказать несколько слов. Ребята любите свою Родину, а станете большими не забывайте о своем родном селе.
ДИМА
Наша долина- ты сад у берегов Салгира,
Ты всех одной судьбой объединила.
Обычаи народов — зёрна мира —
Для будущего ты нам сохранила.
МЕРЬМ
Здесь счастлив русский, украинец,
Татарин, караим, грек и армянин.
ЭЛЬМАЗ
Мы вместе! Мы семья, и мы едины!
В единстве силу набирает Крым.
ТАНЕЦ «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
НАГРАЖДЕНИЕ