МАОУ «Криволукская средняя общеобразовательная школа»
Учитель: Глазунова Лидия Фёдоровна,
1 квалификационная категория
Класс: 5
Предмет: история Древнего мира
Тема: Олимпийские игры в Греции.
Цель урока:
Овладение учащимися знаниями об основных этапах развития древнегреческого общества, вкладе в мировую культуру.
Задачи урока:
1. Формирование знаний истории зарождения олимпийских игр;
2. Развитие умения работать с текстом, выделять основные аспекты в изучаемой информации, критически осмысливать уже известную информацию. Развитие познавательного интереса, кругозора;
3. Пробудить интерес к занятиям спортом, желание вести здоровый образ жизни.
Оборудование:
Презентация «Олимпийские игры в Греции», фонозапись, карточки, рабочие тетради №2
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой
- Здравствуйте, тихо сели.
Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся.
- Посмотрите на меня, посмотрите друг на друга и мысленно пожелайте чего-то доброго, хорошего на урок
Старайтесь грубых слов не говорить,
Только добрые дарить
Морозный день!
И настроение чудесное – подстать.
Так разрешите мне урок с улыбки и начать
Актуализация опорных знаний и умений по теме «Основание греческих колоний»
ВКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
А. Что такое колонии, колонизация?
Б. Каковы причины греческой колонизации?
В. Выйти к доске и показать направления греческой колонизации.
Г. Чем торговали греки: что вывозили из страны и наоборот покупали?
А) Стадия вызова
- Греки очень много работали, но они еще и любили отдыхать. Многие греки готовы были отдать много времни и сил, но попасть на какие-нибудь зрелища… Одной из таких зрелищ была ...
- Сейчас вам загадаю загадки, и по первым буквам отгадки вы узнаете тему нашего урока…(пишу первые буквы на доску)
На склонах гор оно росло
Плодами синими кормило.
Их собирать – занятьем главным было
Для греков, у которых не было земли Оливы
У спартанцев речь какую
Краткую и меткую
Называли все, конечно, ….лаконичною
Они жили не тужили
В Греции любимой
Но пришли спартанцы - вмиг
Их они разбили.
В рабов превратили.
И могли убить иль высечь
Просто без причины Илоты
Тесей решил: «На Крит поеду.
С друзьями в лабиринт я углублюсь.
И, коли Боги так хотят,
С чудовищем за всех сражусь!
Как звали это чудовище, имеющее тело человека, голову быка? Минотавр
Когда-то в Греции в отдельных областях
Они возникли типа мини-государства
И сочиняли песни там о богачах, Что вкруг его селенья и поля располагали.
На городок с предместьями они похожи были
И по своим законам там весь люд судили. Полис
Остров в Ионическом море, родина и царство Одиссея? Итака
Под землёй на троне
Мрачный он сидит
Души эллинов умерших
Он надёжно сторожит.
Пёс его Цербер
Никогда не спит
Бога этого зовут… Аид
Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовёт его знать
Страной управлять. Демос
Как область Греции назвали,
Где нет нигде большой реки.
И хлеба всем там не хватало.
Оливы на горах росли.
Там главный город греков был –
Он знаменитостью прослыл? Аттика, Афины
-Какое слово получилось? ОЛИМПИАДА на доске
Олимпийские игры Спорт - (греч.) развлечение, игра, организация соревнований
Б) Сообщение темы, целей урока
- Как вы думаете, с каким видом деятельности человека связаны эти слова? Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? (дети называют тему урока)
- Вспомните, что вы об этом знаете? Какие у вас возникают ассоциации, когда мы говорим «олимпийские игры»
-Вы много уже знаете, а что бы вам хотелось узнать на уроке более подробно.
-Попробуем сформулировать более конкретно цели нашего урока.
(дети предлагают) ПОМОЩЬ – ТАБЛИЦА С ВОПРОСАМИ
КАРТОЧКИ-кластер
- Давайте выделим в кластер ключевые слова из ваших вопросов, не больше 4. В центре кластера тема урока.
- Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским играм. Задолго до очередного Олимпийского года готовятся к нему страны мира. Специальные комитеты обсуждают и решают, в какой стране проводить игры. Лихорадочно тренируются будущие участники, заранее волнуются судьи, томятся ожиданием зрители…
И, наконец, раз в четыре года, знаменательный день настаёт…
Девушки, одетые в древнегреческие хитоны, зажигают от лучей солнца Эллады Олимпийский факел. Опустившись на колени, принимает этот факел юноша. Священный огонь факела, зажжённый у алтаря Древней Олимпиады, символизирует собой мир и дружбу всех народов.
Долгий путь предстоит огню. Много раз перейдёт он из одних рук в другие, много стран пересечёт он, не угасая, на кораблях, поездах и самолётах, прежде чем достигнет стадиона, предназначенного для Олимпийских игр. И, когда вспыхнет огонь над праздничным стадионом, когда взовьётся Олимпийский флаг и делегации разных стран вступят на стадион в торжественном марше, впереди всех пойдут спортсмены Греции.
Беседа.
Ребята, а почему впереди всех идут спортсмены Греции?
А потому, что именно в этой стране родились в те далёкие годы Олимпийские игры.
Ребята, а кто из вас знает, что является символами Олимпийских игр? (Олимпийский факел и флаг с олимпийскими кольцами).
А почему эти пять колец разного цвета?
А потому, что они символизируют пять континентов:
чёрный - Африка, зелёный – Австралия, жёлтый – Азия, красный– Америка, синий – Европа.
- В год проведения Олимпийских игр прекращались войны между греческими государствами, дороги морские и сухопутные становились безопасными и все желающие могли беспрепятственно добраться до Олимпии, где проходили эти спортивные состязания. Вот перед вами карта Древней Греции, где в южной части Греции и расположена Олимпия.
(учитель показывает на интерактивной доске г. Олимпию на карте)
Любимым зрелищем всех греков были Олимпийские игры.
В старину в античном мире
Двадцать пять веков назад
Города не знали мира
Шёл войной на брата брат.
И мудрейшие решили:
Ссоры вечные страшны.
Можно в смелости и в силе
Состязаться без войны!
Пусть в Олимпию прибудет
Самый лучший пятый класс
Самый быстрый, самый сильный,
Самый ловкий в мире класс!
- Сегодня только каменные развалины, открытые археологами стоят теперь там, где бушевали страсти олимпийских болельщиков древности.
Упали разбитые колонны храмов, травой и кустарником поросли площади, песок и глина скрыли стадион и ипподром.
Но великая наука история сохранила для нас рассказ о былом величии Олимпии. И о многих чудесах тех далёких дней мы узнаем сегодня на уроке.
3. Физминутка
1, 2 – выше голова
3, 4 – руки шире
5, 6 – тихо сесть
7, 8 – лень отбросим
Учитель (проговаривает цели урока)
1. Когда и где состоялись первые Олимпийские игры?
2. Как проходили игры?
3. Каковы цели и значение Олимпийских игр?
Учитель
-Вот над этими вопросами мы и будем работать. В этом цель нашего урока.
4 . Изучение нового материала
Стадия осмысления содержания
Учебник стр. 149, параграф 33
1. Работа с понятийным аппаратом. Слайд7
Учитель
- При изучении данной темы в тексте учебника вы встретите новые понятия (слова), выделенные курсивом. Посмотрите, кто из вас знает значение этих слов.
(Слова с помощью компьютера показаны на интерактивной доске), учащиеся рассматривают слова, определяют значение этих слов с помощью учителя и проговаривают их.
Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.
Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.
Ипподром – место для проведения конных состязаний.
Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр
СЛАЙДЫ 8-11
ИГРЫ
10 месяцев готовились спортсмены, в соревнованиях могли участвовать все свободные греки: богатые, бедные, знатные и незнатные. НО ТОЛЬКО МУЖЧИНЫ
За месяц атлеты должны прибыть в Олимпию
5 ДНЕЙ продолжались соревнования:
В 1-й день торжественное открытие, приносили жертвы богам и давали клятвы атлеты и судьи
Соревнования длились три дня
В 5-й ДЕНЬ –НАГРАЖДАЛИ ВЕНКАМИ ИЗ ВЕТОК ОЛИВЫ
Учитель СЛАЙДЫ 12,13
- А теперь, мы с вами рассмотрим иллюстрации археологических находок. Это вазы древних греков, на вазах есть рисунки. Ваша задача, выяснить какие виды спортивных состязаний были в древней Греции.
Ученик
Судя по рисункам на вазах, спортсмены занимались бегом, борьбой, метанием диска.
ВЫВОДЫ см. слайд15
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
5. Закрепление изученного материала.
- Вернёмся к вопросам урока, которые вы задали в начале урока. Можете ответить на них? Смотрите в свои кластеры.
6. Подведение итогов.
Каковы же причины проведения олимпийских игр?
Посвящены Зевсу и другим богам
Стремление показать силу и ловкость своего народа
Прекратить войны, объединение народов
- знаете ли вы эмблемы предыдущей и будущей Олимпиады?
ПОКАЗ иллюстраций
7. Д/З: 1. Параграф 33
2. Рабочая тетрадь №2, задание 31-32, стр.23
3.* Найти пословицы и поговорки на тему «Спорт», записать в тетради
4.* Приготовить краткое сообщение об Олимпийских чемпионах Тюменской области
8. Самооценка «У меня камешек в ботинке» по табличке, отметки за урок
Гаснет огонь олимпийский.
Значит, прощаться пора.
Всем вам, друзья- олимпийцы
Я пожелаю добра.
Мира и радость победы
В спорте, учёбе, труде.
Кем бы и кто бы ты ни был,
Будь олимпийцем везде!
- Спасибо за внимание!
Самоанализ открытого урока истории, проведённого в 5 классе
1. Общая характеристика класса.
В классе 4 учащихся. На уроке присутствовали 3 учащихся, отсутствовал Логинов В. по болезни. По уровню способностей, развитию и отношению к учёбе класс подобрался со средними способностями. Уровень обучаемости носит достаточный характер. Практически все дети в классе способны овладевать учебными компетенциями по учебному предмету «История» с заданным содержанием обучения. Обучаемость по истории - динамический, изменяющийся параметр, зависящий как от интеллектуальных способностей, так и от социальных, педагогических условий. Результативность обучения по предмету впрямую зависит от правильного постановления целей, методов и содержания обучения. Отслеживание динамики обучаемости помогает адекватно оценить свои усилия в планировании и организации процесса обучения каждого ученика.
Цель современного образования – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Особое внимание отводится формированию ключевых компетенций: метапредметных, предметных, информационных, социальных, коммуникативных и др. В последние годы произошли большие изменения в системе историко-обществоведческого образования:
Произошёл отказ от формационного подхода и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплектов, основанных на цивилизационном, культурологическом, антропологическом подходах.
Возросло значение историко-обществоведческого образования как средства гражданского и нравственно-патриотического образования.
Усилено внимание изучению духовной жизни общества и человека в истории вместо приоритетного изучения социально-экономической истории.
Исходя из особенностей времени складывается моя система преподавания истории и обществознания в школе. Опыт практической деятельности, её результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся. Наша школа работает по методической теме личностно-ориентированного обучения, что приемлемо для нашей малокомплектной школы.
В своей педагогической деятельности стараюсь использовать методы и приёмы тестовой, проблемного обучения, ИКТ, технология развития критического мышления (ТРКМ)
1 уровень учебной деятельности – общекультурный – демонстрирует ученик, который понимает основные положения курса, умеет правильно объяснять правило, может применить его по образцу, отвечает на вопросы репродуктивного уровня;
2 уровень – прикладной – требует от ученика кроме перечисленного, также выполнения заданий в изменённой ситуации, умения демонстративного понимания системности (межпредметных взаимосвязей), понимание понятийного аппарата темы, курса, не выходя за его рамки;
3 уровень – творческий – демонстрируют дети, способные решать проблемы, выходящие за пределы изучаемой темы, применять знания на практике, самостоятельно выбирать цели и программу действий.
Дети подобрались восприимчивы к новым знаниям, испытывают интерес к способам добывания новых знаний и умений, особенно нравится учащимся уроки в сопровождении информационно-коммуникативных технологий.
Уровень обученности данного класса показал следующие результаты:
На первом уровне – 1 уч-ся Пнёва А.;
На втором – 3 уч-ся; Адарченко В., Шашова В., Логинов В.;
На третьем – нет.
Структура подготовки школьников по истории служит основой для определения системы умений, которые формируются на отдельных этапах обучения. Перечень умений завершённый концентр для каждой ступени школы 5-9 классы и 10-11 классы. Перечень умений составлен с учётом задач изучения предмета, требований преемственности и поступательности, возрастных возможностей обучающихся. Умения (на уровне действий) мы отражаем в тематическом планировании как планируемый результат. Перечислю структурные элементы подготовки по истории:
- хронологические знания и умения
- знание фактов, работа с фактами
- работа с историческими источниками
- историческое описание (реконструкция0
- анализ, объяснение
- рассмотрение версий, оценок
- применение знаний и умений в общении, социальной среде
Уровень обученности и обучаемости неразрывно связан со сформированностью УУД (универсальных учебных действий) Этот параметр на уроках истории служит для обеспечения в целом успешной учебной деятельности учащихся.
В связи с тем, что сформированность УУД– это результат усилий всех педагогов, работающих в 5 классе, то и развитие действий входит в основную деятельность и учителя истории.
Уровни, которые отрабатываются на занятиях:
Логические (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей - логика, умение делать выводы);
Информационные (умение «сворачивать» информацию – от текста словесного, печатного к эскизу, рисунку, схеме, таблице, чертежу и т.д., умение «разворачивать» информацию – описать словами рисунок, картину, схему, таблицу и т.д.);
Коммуникативные (умение работать в коллективе, группе, паре, грамотная речь);
Организационные (умение самостоятельно выполнять задания по алгоритму, самостоятельно с элементами творчества, умение проявлять поддержку другим уч-ся, толерантность, навыки самопроверки и самооценки).
Уровень всех УУД определяем путем наблюдения. В целом, пятиклассники имеют средне-низкий уровень развития УУД.
Если правильно организовать работу в сотрудничестве с другими педагогами по изучению обученности и обучаемости, то это должно привести к положительным результатам
Из четверых учащихся, трое учеников данного класса активно и с большим интересом занимаются на уроках истории.
2.Тема урока: Олимпийские игры в Греции.
При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся: средняя активность, низкий уровень памяти у одного ученика, логическая взаимосвязь с темой самообразования «Развитие интереса к урокам истории через познавательные задания»
Цель урока: овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития древнегреческого общества, вкладе в мировую культуру.
На уроке решались следующие задачи.
1. Дидактические:
2. Развивающие:
Развитие умения работать с текстом, выделять основные аспекты в изучаемой информации, критически осмысливать уже известную информации.
Развивать познавательны интерес, кругозор
3. Воспитательные:
Тип урока: формирование знаний
Форма урока: комбинированный с элементами технологии развития критического мышления
В ходе урока придерживались следующих этапов:
1.Организация класса.
А) приветствие уч-ся
Б)проверка готовности к уроку
3 Актуализация опорных знаний и умений
А) Проверка домашнего задания
Б) Стадия вызова
В) Формирование темы, целей урока
4. Физминутка
5. Изучение нового материала
А) Стадия осмысления содержания
Б) Работа по учебнику, с текстом
5. Закрепление нового материала
А) Рефлексия
6.Подведение итогов урока
7. Домашнее задание
8. Самооценка, отметки
3. Применялись методы обучения:
На уроке использовались различные формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы ведения урока.
По источнику знаний – словесный, наглядный, работа с книгой, видеометод
По назначению – приобретение знаний и умений
По организации процесса обучения – частично-поисковый, информационно-рецептивный
Дидактико-коммуникативная техника учителя (стиль общения) – развивающий, диалог, опрос, проблемный вопрос, демонстрация, педагогическое наблюдение и оценка, самооценка детей.
Метод мотивации и стимулирования – мотив деятельности – это познавательный интерес, стимул познания – удивление, формирование положительного эмоционального настроя (психологический настрой) на работу всех учеников; обсуждение с детьми что узнали нового, чем овладели , «что понравилось» и что «нет», но и почему; что хотелось бы выполнить ещё раз, а что сделать по – другому. Создание атмосферы заинтересованности. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения задания, сообщить неправильный ответ без боязни ошибиться. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно –неправильно), но и по процессу его достижения. Привлечение к оценочной деятельности (Работа по взаимо- и самоконтролю). Культура общения (удержание внимания, пробуждение разного вида эмоций, освоение учениками правил общения). Приёмы поддержки творческой, дружеской атмосферы на уроке через взаимное приветствие улыбкой, одобренный взгляд, элементы занимательности и прямого контакта «глаза в глаза».
Работа проходила в сотрудничестве с учителем. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.
На уроке осуществлялись межпредметные связи (музыка, физкультура) и связь с жизнью. Главным этапом было выполнение работы по учебнику, работа с текстом, умение выделять главное. Чередование и смена видов деятельности обеспечивали работоспособность и активное участие учащихся на уроке. Был задействован мотивационный элемент к выполнению домашнего задания: участие наших земляков-спортсменов в международных Олимпийских играх. Задачи урока реализованы. Считаю, что урок прошёл на достаточном методическом уровне.
01.02.2012 г.
Учитель: Глазунова Л. Ф.