СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение на уроках литературы в 10 классе (Сопоставительный анализ женских образов в романах Ф.М. Достоевского)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение на уроках литературы в 10 классе (Сопоставительный анализ женских образов в романах Ф.М. Достоевского)»

Проблемное обучение на уроках литературы в 10 классе (Сопоставительный анализ женских образов в романах  Ф.М. Достоевского) Заголовок Lorem Ipsum Sit Dolor Amet

Проблемное обучение на уроках литературы в 10 классе

(Сопоставительный анализ женских образов в романах

Ф.М. Достоевского)

Заголовок Lorem Ipsum

Sit Dolor Amet

Проблемное обучение –  это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся. 2.

Проблемное обучение –

это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.

2.

Проблемное обучение  Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса.  В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения: • проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара; • частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах; • самостоятельная исследовательская деятельность 2.

Проблемное обучение

Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса.

В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения:

• проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара;

• частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах;

• самостоятельная исследовательская деятельность

2.

Роман «Преступление и наказание»  «Преступление и наказание» – роман идеологический. Каждый герой является носителем какой-то идеи, то есть правды. Исключение – Соня. Она живет не умом, а сердцем. Именно она открыла Родиону Раскольникову мир людей, живущих по законам нравственным. В ней нет равнодушия, ненависти, жестокости, а лишь любовь, чуткость и сострадание. По мысли Достоевского, Соня Мармеладова воплощает народное начало: терпение, смирение, любовь к человеку и Богу.  Она словно воплощенное добро. 2.

Роман «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» – роман идеологический. Каждый герой является носителем какой-то идеи, то есть правды. Исключение – Соня. Она живет не умом, а сердцем. Именно она открыла Родиону Раскольникову мир людей, живущих по законам нравственным. В ней нет равнодушия, ненависти, жестокости, а лишь любовь, чуткость и сострадание. По мысли Достоевского, Соня Мармеладова воплощает народное начало: терпение, смирение, любовь к человеку и Богу.  Она словно воплощенное добро.

2.

 Образ Сони Мармеладовой   Портрет и художественные детали   Соня перенесла все мыслимые и немыслимые мучения, страдания и унижения, но сумела сохранить нравственную чистоту, искренность, незамутненность разума и сердца. Несмотря на страшное и постыдное занятие, Соня сохраняет детскую невинность души и нравственную чистоту. 3.

Образ Сони Мармеладовой  Портрет и художественные детали

Соня перенесла все мыслимые и немыслимые мучения, страдания и унижения, но сумела сохранить нравственную чистоту, искренность, незамутненность разума и сердца. Несмотря на страшное и постыдное занятие, Соня сохраняет детскую невинность души и нравственную чистоту.

3.

Душевные качества   Душевные качества Сони Мармеладовой – мягкость, стойкость, сила духа, всепрощение, верность долгу и вера в очищение через страдание. В сцене свидания главных героев об этом говорит сам Раскольников: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». Созданный Достоевским образ вобрал в себя всю мировую несправедливость, скорбь. 4.

Душевные качества

Душевные качества Сони Мармеладовой – мягкость, стойкость, сила духа, всепрощение, верность долгу и вера в очищение через страдание. В сцене свидания главных героев об этом говорит сам Раскольников: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». Созданный Достоевским образ вобрал в себя всю мировую несправедливость, скорбь.

4.

Тип героини   Героиня Достоевского вопреки нищему материальному состоянию наделена богатым внутренним содержанием. В духовном смысле Соню можно отнести к типу героинь-мучениц, «униженных и оскорбленных», образы которых удавались Достоевскому особенно хорошо. Она тихая, кроткая, готовая принести себя в жертву ради слабых и измученных несправедливостью. 5.

Тип героини

Героиня Достоевского вопреки нищему материальному состоянию наделена богатым внутренним содержанием. В духовном смысле Соню можно отнести к типу героинь-мучениц, «униженных и оскорбленных», образы которых удавались Достоевскому особенно хорошо. Она тихая, кроткая, готовая принести себя в жертву ради слабых и измученных несправедливостью.

5.

Роман «Неточка Незванова»   «Неточка Незванова» – незавершенный роман Ф.М. Достоевского, распадающийся на три самостоятельные части, объединенные личностью главной героини, от лица которой ведется повествование. Страдающий ребенок – постоянная тема в творчестве Достоевского, которая находит свое отражение в романе «Неточка Незванова». 6.

Роман «Неточка Незванова»

«Неточка Незванова» – незавершенный роман Ф.М. Достоевского, распадающийся на три самостоятельные части, объединенные личностью главной героини, от лица которой ведется повествование.

Страдающий ребенок – постоянная тема в творчестве Достоевского, которая находит свое отражение в романе «Неточка Незванова».

6.

Образ Неточки Незвановой   Характер Неточки противоречив. Она болезненно реагирует на безразличие отца, но остается верна ему даже тогда, когда понимает истинную сущность этого человека. Важная черта характера героини – способность к самоанализу и поразительная наблюдательность. Даже 10-летним ребенком она многое понимает и осознает, оценивает не только себя, но и окружающих, замечает их малейшие эмоции. Эти качества будут отличать Неточку и в других частях романа. 7.

Образ Неточки Незвановой

Характер Неточки противоречив. Она болезненно реагирует на безразличие отца, но остается верна ему даже тогда, когда понимает истинную сущность этого человека.

Важная черта характера героини – способность к самоанализу и поразительная наблюдательность. Даже 10-летним ребенком она многое понимает и осознает, оценивает не только себя, но и окружающих, замечает их малейшие эмоции. Эти качества будут отличать Неточку и в других частях романа.

7.

Тип героини   Неточка Незванова – это тип героя-мечтателя, характер которого показан не в готовом виде, а в развитии: личность героини формируется под влиянием страшных событий жизни на протяжении большого жизненного отрезка. Неточка – активно мыслящий и чувствующий герой, по словам исследователя Г.М. Фриндлера. Она стремится понять свое место в окружающем мире, и проходит важные стадии духовного роста. Достоевский доказывает формирование противоречивого и сложного характера «мечтательницы», рано познавшей голод, бедность, потерю близких. 8.

Тип героини

Неточка Незванова – это тип героя-мечтателя, характер которого показан не в готовом виде, а в развитии: личность героини формируется под влиянием страшных событий жизни на протяжении большого жизненного отрезка. Неточка – активно мыслящий и чувствующий герой, по словам исследователя Г.М. Фриндлера. Она стремится понять свое место в окружающем мире, и проходит важные стадии духовного роста. Достоевский доказывает формирование противоречивого и сложного характера «мечтательницы», рано познавшей голод, бедность, потерю близких.

8.

Сходство образов Сони и Неточки заключается в следующем: детство прошло в неблагополучной социальной среде, в бедности и унижении; познали физическую и психологическую боль; натуры любящие, тонко чувствующие; обостренно чувствуют правду, имеют представление о справедливости, чести, счастье; задействованы в сюжете о ребенке, лишенном детства. 9.

Сходство образов Сони и Неточки заключается в следующем:

  • детство прошло в неблагополучной социальной среде, в бедности и унижении;
  • познали физическую и психологическую боль;
  • натуры любящие, тонко чувствующие;
  • обостренно чувствуют правду, имеют представление о справедливости, чести, счастье;
  • задействованы в сюжете о ребенке, лишенном детства.

9.